Проверь себя стр.72 Часть 2 ГДЗ Нечаева Яковлева 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Нечаева, Яковлева 4 класс, Просвещение:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Прочитай отрывки из произведения А. П. Чехова, которое он назвал «Письмо учёному соседу». Пишет один пожилой человек, считая, что «учёные неправильно мыслят в уме своём». Докажи, что это текст-рассуждение.
Село Блины - Съедены
Дорогой Соседушка!
...Bы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас её магический и волшебный свет своими домами и тучными пастбищами. Вез дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днём исчезает?.. Вы немножко ошиблись.
...Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед
Василий Семи-Булатов.
Ответь автору письма или от лица учёного соседа, или от себя, современного читателя.
Если в твоём тексте есть личные местоимения в форме косвенных падежей, укажи их лицо.
Текст письма Василия Семи-Булатова к учёному соседу является примером текста-рассуждения. Пожилой человек высказывает своё мнение о том, что учёные неправильно мыслят о жизни на Луне. Он приводит несколько аргументов в поддержку своей точки зрения, которые он считает убедительными.
1. Тезис: Автор письма утверждает, что люди не могут жить на Луне.
2. Аргументы:
- Если бы люди жили на Луне, они заслоняли бы её свет своими постройками и пастбищами.
- Без дождя люди не могут жить, а дождь идёт вниз на Землю, а не вверх на Луну.
- Люди падали бы с Луны на Землю, что невозможно.
- Луна существует только ночью, а днём исчезает, поэтому люди не могут там жить.
3. Вывод: Автор письма делает вывод, что учёный сосед ошибся в своём утверждении.
Таким образом, текст письма содержит утверждение, обоснование через аргументы и заключение, что свидетельствует о том, что это текст-рассуждение.
Ответ автору письма от себя, современного читателя
Уважаемый Василий Семи-Булатов!
С интересом прочитал ваше письмо учёному соседу. Позвольте мне, как современному читателю, поделиться с вами некоторыми научными фактами и объяснениями.
Во-первых, ваше утверждение, что люди заслоняли бы свет Луны своими домами и пастбищами, не совсем верно. Луна находится очень далеко от Земли, и любые объекты на её поверхности были бы слишком малы, чтобы заметно повлиять на её свет.
Во-вторых, дождь действительно идёт вниз на Землю, но это не означает, что на других планетах или спутниках невозможно существование воды в жидком виде или других погодных явлений. Учёные обнаружили признаки наличия льда на Луне, а это говорит о том, что там могут быть условия для существования воды.
В-третьих, гравитация Луны намного слабее земной, поэтому люди, живущие на Луне, не падали бы на Землю. Они бы оставались на её поверхности благодаря слабой, но достаточной гравитации.
Наконец, Луна видна нам только ночью, потому что она отражает солнечный свет. Днём её просто не видно на фоне яркого солнечного света, но это не значит, что она исчезает. Луна существует и днём, и ночью, постоянно вращаясь вокруг Земли.
Спасибо за ваше письмо и интересные рассуждения. Наука постоянно развивается, и важно понимать, что некоторые наши предположения могут изменяться по мере появления новых данных и открытий.
С уважением, Ваш современный читатель
Личные местоимения в косвенных падежах:
• ваше (2-е лицо)
• вас (2-е лицо)
• её (3-е лицо)
• им (3-е лицо)
• его (3-е лицо)
• их (3-е лицо)
• меня (1-е лицо)
• вам (2-е лицо)
2. Из текста задания 1 выпиши глаголы с личными окончаниями в две группы: с ударными и безударными окончаниями. Определи их спряжение, опираясь на схему (с. 65). Что надо сделать, чтобы определить спряжение у глагола 1-го лица единственного числа? Какие грамматические признаки ты укажешь у глагола заслоняли!
Глаголы с ударным окончанием: живут (І спр.); остаюсь (оставаться, І спр.).
Глаголы с безударным окончанием: пишете (І спр.); обитают (І спр.); может (І спр.); бывает (І спр.); могут (І спр.); существует (І спр.); исчезает (І спр.).
Чтобы определить спряжение у глаголов 1-го лица, нужно поставить их в неопределенную форму.
3. Прочитай народную мудрость. Какому персонажу из текста Чехова она подходит? Найди прилагательное, перешедшее в существительное, определи его роль в предложении.
Глупые мысли бывают у каждого, только умный их не высказывает.
Народная мудрость: Глупые мысли бывают у каждого, только умный их не высказывает.
Персонаж из текста Чехова:
Эта народная мудрость хорошо подходит к персонажу из текста Чехова, Василию Семи-Булатову. В своём письме он высказывает множественные глупые мысли, связанные с невозможностью существования жизни на Луне. Его рассуждения явно ошибочны и демонстрируют его непонимание научных фактов.
Прилагательное, перешедшее в существительное:
В данной народной мудрости прилагательное "умный" перешло в существительное. Оно используется для обозначения человека, обладающего умом и способного не высказывать глупые мысли.
Роль в предложении:
Слово "умный" в данном предложении играет роль подлежащего во второй части сложносочинённого предложения: "Глупые мысли бывают у каждого, только умный их не высказывает."
Таким образом, народная мудрость описывает ситуацию, когда каждый может иметь глупые мысли, но лишь умный человек умеет их не озвучивать. В контексте текста Чехова, Василий Семи-Булатов не смог сдержаться и высказал свои ошибочные рассуждения, что делает его противоположностью умного человека, о котором говорится в пословице.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением