Анализируем текст Параграф 49 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Другие ответы на тему:
#красотаВокруг
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст из «Книги природы». Озаглавьте его.
Берёза — дерево удивительное. Можно весь свет обойти, нигде такого растения не встретишь. У неё — единственной в мире — белая кора, тонкая, нежная. Плохо пришлось бы берёзе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные1 ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться1, если в жаркий день прикоснуться к стволу берёзы — даже на солнце он остаётся прохладным2.
Берёза — дерево неприхотливое, может расти на любых почвах. И везде хороша. Светел и радостен берёзовый лес. Недаром в старину берёзу называли «весёлкой».
Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали3 лучиной. А лучину щепали берёзовую — она хорошо горит, почти без копоти.
А.В. Герасимов. Берёзки. 1999 г.
А какие банные веники, какие мётлы считаются лучшими? Берёзовые!
Русские умельцы вырезали из берёзы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки.1 Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока — они и легки, и влагу не пропускают. Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.
Много столетий назад, когда ещё не знали бумагу, её заменяла береста. При раскопках в древнем Новгороде нашли множество берестяных грамот. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма, счета и даже изготовляли детские книжки с картинками.
Но и это ещё не всё. Иногда на стволе берёзы или на её корнях возникают наросты, так называемые «капы». Их издавна использовали как прекрасный3 поделочный материал для шкатулок. Изделия из капа были дороже серебряных. А поделки из особого капа, белого с чёрным рисунком, стоили столько же, сколько и золотые.
К старым «профессиям» берёзы прибавляются новые.
Берёза — это символ нашей родины — России!
Заголовок: Удивительное дерево.
2. Определите тип текста. Подтвердите свой ответ примерами.
Тип текста – рассуждение. В первой части текста содержится тезис: Берёза – дерево удивительное. Во второй части содержатся доказательства (красота, неприхотливость, как используют). В третьей части – вывод: К старым «профессиям» берёзы прибавляются новые.
3. Найдите в тексте имена прилагательные разных разрядов. Как вы определяли их разряд? Прилагательных какого разряда в тексте больше всего?
Качественные: удивительное, единственной, белая, тонкая, нежная, жаркий, прохладным, неприхотливое, хороша, светел, радостен и т. д.
Относительные: солнечные, берёзовый, белоствольный, крестьянские, банные, русские и т. д.
Качественные прилагательные обозначают различные признаки (качества), которые могут быть выражены у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к чему-нибудь.
Больше всего в тексте качественных прилагательных.
4. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне слова. Какому правилу подчиняется их написание? Приведите по три-че-тыре примера на каждый случай.
Растения, расти – в корнях -раст-//-ращ-//-рос- перед cт и щ пишется а, перед остальными буквами – о: выращенный, росли, отрастить. Наросты – под ударением, исключение.
Прикоснуться – написание корней -кас-//-кос- зависит от буквы, которая стоит после корня. Если после корня стоит буква а, то и в корне пишется а: касаться, касательная, прикосновение.
Горит – в корнях -гар-//-гор- под ударением пишется тот гласный, который слышится, без ударения пишется о: загар, нагар, горение.
Утварь – исключение из правила: в корнях -твар-//-твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется о: творить, творчество, тварь.
5. Найдите и выпишите слова с корнем раст (рос ), обозначьте в них морфемы. Объясните их правописание. Сформулируйте правило и приведите свои примеры слов с данным корнем.
Растения, расти – в корнях -раст-//-ращ-//-рос- перед cт и щ пишется а, перед остальными буквами – о: выращенный, росли, отрастить.
Наросты – под ударением, исключение.
6. Вспомните, когда в именах прилагательных, образованных от имён существительных, пишется и, а когда — нн. Найдите в тексте примеры имён прилагательных, которые подходят под это правило. Выпишите их, обозначьте суффиксы.
Одна буква н пишется в именах прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ан-(-ян-), -ин- (кроме исключений оловянный, деревянный, стеклянный): берестяных, костяных, серебряных.
В именах прилагательных, образованных от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н-, пишется нн: банные, кухонная.
В именах прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -онн- и -енн-, пишется нн: единственной. Исключение: ветреный, (но безветренный, обветренный).
7. Выполните морфологический разбор любых пяти глаголов (на выбор).
1. (Не) встретишь – глагол, обозначает действие.
2. Н. ф. – встретить.
3. Постоянные признаки:
– сов. вид;
– переходный;
– невозвратный;
– II спр.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в буд. вр.;
– в ед. ч.;
– во 2 л.
5. Сказуемое.
1. Называли – глагол, обозначает действие.
2. Н. ф. – называть.
3. Постоянные признаки:
– несов. вид;
– переходный;
– невозвратный;
– I спр.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в прош. вр.;
– во мн. ч.
5. Сказуемое.
1. Заменяла – глагол, обозначает действие.
2. Н. ф. – заменять.
3. Постоянные признаки:
– несов. вид;
– переходный;
– невозвратный;
– I спр.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в прош. вр.;
– в ед. ч.;
– в ж. р.
5. Сказуемое.
1. Возникают – глагол, обозначает действие.
2. Н. ф. – возникать.
3. Постоянные признаки:
– несов. вид;
– непереходный;
– невозвратный;
– I спр.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в наст. вр.;
– во мн. ч.;
– в 3 л.
5. Сказуемое.
1. Прибавляются – глагол, обозначает действие.
2. Н. ф. – прибавляться.
3. Постоянные признаки:
– несов. вид;
– непереходный;
– возвратный;
– I спр.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в наст. вр.;
– во мн. ч.;
– в 3 л.
5. Сказуемое.
8. Почему в первом и последнем предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире? От чего это зависит?
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Берёза – дерево удивительное. Берёза – это символ нашей родины – России!
9. О каких качествах берёзы говорится в тексте? Почему её называют красавицей, чудом, дивом? Вспомните, какие стихотворения о берёзе вы знаете. Напишите изложение по тексту, используя стихотворные строки в качестве эпиграфа.
Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
О. Шестинский
Берёза – дерево удивительное. У неё – единственной в мире – белая кора, тонкая, нежная. Без неё дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. Если в жаркий день прикоснуться к стволу берёзы, даже на солнце он остаётся прохладным.
Берёза – дерево неприхотливое, может расти на любых почвах. И везде хороша. Светел и радостен берёзовый лес.
Наше белоствольное чудо радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали берёзовой лучиной: она хорошо горит и не коптит.
А берёзовые банные веники и мётлы считаются лучшими!
Русские умельцы вырезали из берёзы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки. Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока.
Много столетий назад береста заменяла бумагу. При раскопках в древнем Новгороде нашли множество берестяных грамот. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма и даже изготовляли детские книжки с картинками.
Но и это ещё не всё. Иногда на стволе берёзы возникают наросты – «капы». Их использовали как поделочный материал для шкатулок. Изделия из капа были дороже серебряных, а из особого капа, белого с чёрным рисунком, стоили столько же, сколько и золотые.
К старым «профессиям» берёзы прибавляются новые.
Берёза – это символ нашей родины – России!
Солнечные1 – [солниэчныjиэ] 4 слога
с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
о – [о] – гласный, ударный
л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
н – [н] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный
е – [иэ] – гласный, безударный
ч – [ч] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
н – [н] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
ы – [ы] – гласный, безударный
е – [j] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[иэ] – гласный, безударный
9 б., 10 зв.
Убедиться1 – [убиэдиц:а] 4 слога
у – [у] – гласный, безударный
б – [б] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный
е – [иэ] – гласный, безударный
д – [д] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный
и – [и] – гласный, ударный
т – [ц:] – согласный, глухой, непарный, твёрдый, непарный, долгий
ь – [–] – не образует звука
с – [–] – не образует звука в данном слове
я – [а] – гласный, безударный
8 б., 6 зв.
1. Белоствольное3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – белоствольный.
3. Постоянные признаки:
– относительное.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в ср. р.;
– в И. п.
5. Определение.
1. Освещали3 – глагол, обозначает действие.
2. Н. ф. – освещать.
3. Постоянные признаки:
– несов. вид;
– переходный;
– невозвратный;
– I спр.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в прош. вр.;
– во мн. ч.
5. Сказуемое.
1. Прекрасный3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – прекрасный.
3. Постоянные признаки:
– качественное.
4. Непостоянные признаки:
– в полной форме;
– в ед. ч.;
– в м. р.;
– в В. п.
5. Определение.
Русские умельцы вырезали из берёзы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки.4
Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными дополнениями.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением