Упр.88 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 88.	Прочитайте отрывок из письма, написанного Ф.М. Достоевскому в 1861 г. неизвестным учителем гимназии. Выпишите вставные конструкции, проанализируйте их стилистическую...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
88. Прочитайте отрывок из письма, написанного Ф.М. Достоевскому в 1861 г. неизвестным учителем гимназии. Выпишите вставные конструкции, проанализируйте их стилистическую функцию по плану: 1) лексический состав; 2) синтаксическая структура; 3) эмоционально-экспрессивная окраска.
Прежде наказания должны были служить каким-то пугалом для людей, отстранять их от совершения пр..ступления. Но если бы и были в настоящее время такие отсталые люди (чему трудно поверить), которые разделяли бы такой отживший взгляд на цель наказания, то стоит им только напомнить, что опыт и практика постоя..о показывали, да ещё теперь показывают, что эта цель жестокими наказаниями н..сколько не достигается и что они даже ведут к соверше..о противному.
Если, таким образом, опыт и разумное сознание для всех хоть несколько образова..ых людей ясно показывают всю несообразность телесного наказания, то скажите, ради Бога, как мы можем оправдать себя, что обратили так мало внимания на этот предмет и что теперь ещё существует такого рода несообразность. Предкам нашим может служить некоторым оправданием, — говорю некоторым, потому что христианское чувство должно было научить их чему-нибудь другому, — что они не ведали, что тв..рили, что они заблуждались в своём взгляде на цель наказания. Над нами же произнесётся гораздо строжайший пр..говор, потому что в наше время такие истязания не обусловливаются ни заблуждением ума, ни степенью цивилизации, оно есть следствие нашей апатичности, нашего эгоизма, того, что мы часто не думаем о том, что прямо до нас не относится, будь оно хоть в высшей степени несообразно. Я вполне уверен, милостивый государь, что Вы, как человек образова..ый и вполне сочувствующий всему разумному и доброму, в тёплых и красноречивых словах выскажете всю несообразность, чтобы не сказать дикость, телесных истязаний. Моё же письмо прошу не печатать, — разве Вы найдёте, что оно может чем-либо служить делу, — но в таком случае прошу изменить хоть слог, который, как я сам понимаю, весьма плох и слаб. Прошу вас пр..ступить к делу как можно скорее. Вы поймёте мою про..ьбу, если я Вам скажу, что поводом к этому письму послужило именно то, что некоторые, которых с психологической точки зрения нельзя даже назвать пр..ступниками, подвергаются именно теперь вышесказа..ому роду наказания. Я вполне надеюсь, что Вы, во имя человеколюбия, извините мою всепокорнейшую просьбу.
Для пр..дупреждения недоразумения я должен пр..бавить, что на наказание розгами, и то в самом малом числе ударов, ещё можно смотреть как на зло, которое в некоторых случаях весьма трудно обойти (хотя н..как не думаю, чтобы это было невозможно), а полагаю, что мы должны всеми силами стараться соверше..о его вытеснить. Мимоходом скажу, что в продолжение всей многолетней моей практики в гимназии ни один ученик не был по моей жалобе наказан телесно, а между тем они в университете вообще считаются лучшими студентами. Но между телесными наказаниями розгами и такого же плетьми существует огромная разница, потому что последнее носит характер истязания человека. И если существование первого ещё может быть некоторым образом (но н..как не вполне) оправдываемо, и то в самых редких, исключительных случаях, то существование второго рода наказания в высшей степени несообразно, нелепо и дико.
1. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, обоснуйте своё мнение. Как вы думаете, в каких стилях речи могут использоваться вставные конструкции?
Стиль речи – публицистический. Текст содержит рассуждение автора о проблеме наказаний. В тексте содержится личная оценка автором проблемы, а также присутствует эмоционально-окрашенная лексика, дабы донести до читателя свое позицию по данному вопросу.
Вставные конструкции могут быть использованы в публицистических (для дополнительных пояснений или выражения авторской точки зрения), научных (для более подробной информации), художественных (для более развернутого описания явлений и событий) текстах.

2. Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая орфограммы.
- преступления – приставка пре- имеет значение «пере»;
- постоянно – наречие, произошедшее от прилагательного с удвоенной нн;
- нисколько – отрицательное местоимение, гласная и является безударной (ниск?олько);
- совершенно – наречие, образованное от прилагательного с удвоенной нн.
- образованных – от основы на н + суффикс н: образован + н.
- творили – чередование корней –твор-/-твар-; в безударном положении в корне пишется гласный о;
- приговор – приставка при- имеет значение «доведение действия до конца».
- образованный – от основы на н + суффикс н: образован + н.
- приступить – приставка при- имеет значение «неполнота действия»;
- просьбу – проверочное слово: просить;
- преступниками – приставка пре- имеет значение «пере»;
- вышесказанному – отглагольное прилагательное, образованное от глагола совершенного вида; в суффиксе пишется удвоенная нн.
- предупреждения – приставка пред- (в настоящее время не выделяется);
- прибавить – приставка при- имеет значение «неполнота действия».
- никак - отрицательное местоимение, приставка является безударной: ник?ак.

3. Найдите в тексте обращение. Укажите его стилистическую функцию. Какой приём выразительности используется в подобных обращениях?
Обращение: Милостивый государь.
Во времена написания текста данное обращение входило в этикет общения и использовалось при обращении к частному лицу. Используется для усиления выразительности.

4. Объясните лексическое значение выделенных слов, подберите к ним контекстуальные синонимы и антонимы.
Апатичность – бесстрастный, безучастный. Синонимы: вялый, ленивый, сонный. Антонимы: чувственный.
Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, интересам общественным, пренебрежение ими. Синоним: самолюб. Антоним: альтруизм.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением