Упр.63 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 63.	Прочитайте отрывки из рассказа М. Горького «Челкаш». Найдите предложения с деепричастными оборотами и объясните постановку знаков препинания. Какую роль играют...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
63. Прочитайте отрывки из рассказа М. Горького «Челкаш». Найдите предложения с деепричастными оборотами и объясните постановку знаков препинания. Какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в создании выразительности текста?
I. Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далёкое пространство от берега с моря подымались тёмные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
II. Ветер пронёсся и разбудил море, вдруг заигравшее частой зыбью... Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. Пена, тая, шипела и вздыхала, — и всё кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. Тьма как бы стала живее.
III. Море выло, швыряло большие, тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сёк воду и землю... ветер ревел... Всё кругом наполнялось воем, рёвом, гулом... За дождём не видно было ни моря, ни неба.

1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании моря? С чем он сравнивает море? Какое место этому образу отведено в рассказе?
Для описания моря М. Горький использует следующие выразительные средства:
- эпитеты (тяжелые волны, море было покойно, черно и густо; соленый аромат, мягкий, матово-черный бархат);
- сравнения (море было как масло);
- олицетворения (море дышало, звучало; море спало; море проснулось» оно играло; море выло, швыряло);
- метафоры (соленый аромат; бахрома пены).
Море автор сравнивает с маслом, бархатом, уставшим работником, бахромой.
В рассказе «Челкаш» морю отведена особое роль – оно является неким воплощением главного героя в природе. Море такое же независимое, как главный герой, именно поэтому Челкаш так любит море – он его понимает. Море ассоциируется с мечтами, дает возможность обрести некое душевное спокойствие. Недаром другой герой рассказа, Гаврила, боится моря. Он боится отсутствия твердой почвы под ногами, не видит его красоты. Именно на отношении к морю выстраивается противопоставление характеров героев.

2. В каком порядке расположены данные фрагменты — по степени усиления или ослабления признака? Как называется такой приём?
Отрывки приведены по мере усиления описываемого в них признака. Данный прием называется градацией.

3. Какие ещё писатели обращались к образу моря в своих произведениях? Приведите цитаты.
Море встречается во многих произведениях, так как своим непостоянством оно всегда привлекало поэтов и писателей.
Например, следует упомянуть о море в стихотворении М. Лермонтова «Парус»:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Также образ моря встречается в поэзии Ф.И. Тютчева:
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
В прозе к образу моря очень часто обращался в своих прозведениях А. Грин. Море описывается в таких его произведениях, как «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Бочка пресной воды»: «...как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность...» (отрывок из повести «Алые паруса»).

4. Подберите небольшие по объёму тексты публицистического и научного стилей на соответствующую тему. Выделите стилистические особенности текстов.
Научный стиль.
Высокая температура воды летом и отсутствие льда на поверхности Черного моря зимой определяются климатом Причерноморья. Черное море расположено в средних широтах (41—46° северной широты). Вследствие шарообразной формы Земли количество тепла, получаемое его поверхностью в этих широтах гораздо большее, чем в более северных. Если характеризовать климат от-
дельных районов Черного моря, то можно отметить, что основная его часть характеризуется теплой и влажной зимой и жарким сухим летом. На северо-западных и западных берегах — степной климат (холодная зима и жаркое лето). На восточном побережье, к югу от Туапсе, — климат влажных субтропиков (жаркое лето и теплая, влажная зима). На южном побережье — относительно холодная зима и жаркое лето.
Черное море — самое теплое море в России. Температура воды на поверхности в течение полугода выше 16 °С, а летом более 25°. Соленость черноморской воды в 2 раза выше солености азовской и в 1,5 каспийской.
Говоря о цвете морей, обычно упоминают синий цвет, хотя далеко не каждое море синее. Кстати, Черное море — не «самое синее в мире». Цвет воды в Красном море более синий, чем в Черном, а самым синим, считается Саргассово море, хотя Черное море тоже имеет красивый сине-зеленый цвет.
Цвет морской воды зависит от рассеивания лучей солнечного спектра частицами воды и примесей. Лучи разных цветов имеют разную длину волн. Красные лучи — длинноволновые, синие — коротковолновые. Коротковолновые синие лучи многократно отражаются в поверхностном слое и попадают в глаза человека. Вблизи берега, где много примесей более крупных, чем молекулы воды, происходит отражение не только синих, но и зеленых лучей. Поэтому морская вода легко меняет цвет.
Признаки научного стиля – большое количество специальной научной лексики и терминов. Наличие простых предложений, не осложненных стилистическими и художественно-выразительными средствами языка.
Публицистический стиль
Моря и океаны – это самые великолепные места на Земле. Их красоты заставляют делать миллионы фотографий, писать стихи и возвращаться туда чаще, чтобы вновь и вновь ощутить удивительный, наполненный свежей прохладой морской воздух. Наши моря, такие как Чёрное и Азовское являются символами российского южного курортного отдыха. Конечно, сейчас есть множество минусов, заставляющих нас ехать к другим заграничным морям, но вместе с этим моря российские отличаются своей энергетикой, которая ещё с советских времён сопровождает нас каждое лето. Моря надо беречь. Это факт. Стараться не загрязнять их и территорию рядом. Конечно, сейчас многие и не задумываются о последствиях, когда в очередной раз бросают в море пивные пробки или окурки, но все, же если мы начнём сохранять чистоту моря уже сейчас, то в будущем это будет только плюсом в развитии наших курортов. Хотелось бы рассмотреть основные проблемы, с которыми следует бороться, на примере нескольких морей.
Текст выражает мнение автора о море и его связи с человеком. Присутствует личная позиция автора. Стиль речи – рассуждение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением