Ответы на вопросы на стр.5-6 Часть 2 ГДЗ Ефросинина Оморокова 3 класс (Литературное чтение)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Ответьте на вопросы. Стр. 5-6
1. Что изображает поэт? Какие слова передают радость и любование родной природой? Прочитайте.
Поэт изображает родное летнее утро, когда всё вокруг пробуждается: гаснут звёзды, загорается заря, поднимается солнце, оживает река, лес, птицы и люди. Перед глазами встаёт картина родных лугов, полей и деревенской жизни. Радость и любование природой передают такие слова, как «алый свет разливается», «роса серебристая», «птички солнышка ждут, птички песни поют», «стоит себе лес, улыбается», «золотыми потоками хлынуло», «Здравствуй, солнце да утро весёлое!». Всё стихотворение наполнено светом, теплом и любовью к родной земле.
2. Подумайте, как связаны настроение человека и состояние природы. Объясните.
Настроение человека и состояние природы тесно связаны. Когда вокруг ясный день, светит солнце, поют птицы, цветут поля и лес улыбается, человеку становится радостно и легко на душе. Природа словно делится с ним своим светом и теплом. В ненастный, пасмурный день, когда идёт дождь или дует холодный ветер, человек тоже может почувствовать грусть или усталость. Но бывает и наоборот: радостное настроение помогает видеть в любом дне красоту, а печаль может сделать даже ясный день мрачным. Таким образом, природа и человек всегда откликаются друг на друга, и состояние природы часто отражается в настроении человека.
3. Каким автор показывает пахаря? Перечитайте последнее четверостишие. Как вы понимаете последние две строки?
Автор показывает пахаря как молодого, сильного и бодрого человека. Он едет в поле с сохой и поёт песню, хотя работа у него тяжёлая. В образе пахаря чувствуется радость труда, энергия и любовь к своей земле.
Последние две строки: «Не боли ты, душа! отдохни от забот! / Здравствуй, солнце да утро весёлое!» — можно понять так: человек вместе с природой встречает новое утро, полное света и радости. Он словно обращается к самому себе и ко всем людям: пусть душа будет спокойной, пусть заботы уйдут, а день начнётся с весёлого труда и солнечного настроения.
4. Почему поэт так озаглавил стихотворение? Обоснуйте своё мнение.
Поэт озаглавил стихотворение «Утро», потому что в нём он описывает именно пробуждение природы и людей в начале нового дня. Всё стихотворение наполнено картинами раннего утра: гаснут звёзды, загорается заря, блестит роса, просыпаются птицы, рыбаки и пахарь выходят к своей работе. Утро становится символом обновления, свежести и радости жизни. Такое название подчёркивает главную тему стихотворения — красоту и гармонию природы в первые часы нового дня.
5. Подготовьте выразительное чтение. Выделяйте голосом каждую картину: наступление летнего утра, пробуждение природы и людей. Соблюдайте паузы и выделяйте логические (смысловые) ударения.
Чтобы подготовить выразительное чтение стихотворения Ивана Никитина «Утро», нужно представить себе каждую картину и передать её голосом. В начале строки «Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака» читаются мягко и спокойно, как будто ночь уходит. На словах «По зеркальной воде, по кудрям лозняка / От зари алый свет разливается» голос должен звучать светлее и радостнее, передавая красоту рассвета.
Когда читаются строки о росе и камышах, темп чтения должен быть неторопливым, тихим, чтобы передать утреннюю тишину и нежность. На картине с рыбаками и пахарем нужно говорить бодрее, живее, так как это пробуждение людей и начало труда.
Особенно важно выделить последнюю строфу. Слова «Не боли ты, душа! отдохни от забот!» следует произнести с мягкой искренностью, будто обращаясь к самому себе. А заключительную строку «Здравствуй, солнце да утро весёлое!» надо произнести громче, радостно, с воодушевлением — это кульминация стихотворения, приветствие новому дню.
6. Выучите стихотворение наизусть.
Иван Никитин
Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Произведения для дополнительного чтения. Стр. 6
1. Найдите и прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Помню я: бывало няня…»
И. С. Никитин
«Помню я: бывало няня…»
Помню я: бывало, няня,
Долго сидя за чулком,
Молвит: «Баловень ты, Ваня,
Все дурачишься с котом.
Встань, подай мою шубейку;
Что-то холодно, дрожу…
Да присядь вот на скамейку,
Сказку длинную скажу».
И старушка с расстановкой
До полночи говорит.
С приподнятою головкой
Я сижу. Свеча горит.
Петухи давно пропели.
Поздно. Тянется ко сну…
Где-то дрожки прогремели…
И под говор я засну.
Сон покоен. Утром встанешь —
Прямо в садик… Рай земной!
Песни, говор… А как глянешь
На росинки — сам не свой!
Чуть сорока защекочет —
Понимаешь, хоть молчишь,
Упрекнуть она, мол, хочет,
«Здравствуй, Ваня! Долго спишь!»
А теперь ночной порою
На груди гора лежит:
День прожитый пред тобою
Страшным призраком стоит.
Видишь зла и грязи море,
Племя жалкое невежд,
Униженье, голод, горе,
Клочья нищенских одежд.
Пот на пашнях за сохами,
Пот в лесу за топором,
Пот на гумнах за цепами,
На дворе и за двором.
Видишь горькие потери,
Слезы падшей красоты
И затворенные двери
Для убитой нищеты…
И с тоскою ждешь рассвета,
Давит голову свинец.
О, когда же горечь эта
Вся исчезнет наконец!
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением