Упр.328 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте размышления известного лингвиста Бориса Тимофеева об употреблении в речи глаголов извиняюсь и извините.
«Извиняюсь»...
Чрезвычайно распространённое слово, таящее1 в себе противоречие. С одной стороны — в слове извиняюсь есть что-то раздражающее: ведь оно может означать только «извиняю себя», то есть, например, «считаю1 нормальным, что я вас толкнул». Каждый уважающий себя человек никогда не скажет «извиняюсь», а заменит это слово выражениями: «извините», «простите», «виноват».
С другой стороны, есть же в русском3 языке слово извиняться. А раз есть, то оно имеет право на существование.
И всё-таки «извиняюсь» нетерпимо для уха человека, любящего и знающего свой родной язык: в этом слове слишком ярко желание не «просить извинения», а самому «извинить себя».
Наряду с грамматикой1 существует ещё и «чувство языка». И вот именно это чувство языка и требует, чтобы «извиняюсь» как форма извинения — исчезло.
2. Как вы думаете, должна ли исчезнуть форма извиняюсь? Почему? Напишите об этом сочинение.
Когда человек говорит извините, он просит другого извинить его. Когда же человек говорит извиняюсь, он словно извиняет сам себя. Получается, он как будто говорит: «Я, в общем-то, виноват, но в вашем прощении не нуждаюсь». Кроме того, извиняюсь – это просторечное слово, которое находится за рамками литературной нормы, поэтому следует заменять его словом извинитe – принятой общеупотребительной формой вежливого извинения. Я думаю, что форма извиняюсь должна исчезнуть совсем.
3. Чем, по-вашему, отличаются слова извините и простите?
Я думаю, что слово извините более формальное, оно хорошо подходит для официальной обстановки, а слово простите более искреннее, его адресуют близкому человеку.
4. Составьте список вежливых форм обращений и извинений к незнакомым людям.
Прошу прощения; простите, пожалуйста; извините; будьте любезны; будьте добры.
Таящее1 – [таjащиэjиэ] 4 слога
т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
я – [j] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[а] – гласный, ударный
щ – [щ] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
е – [иэ] – гласный, безударный
е – [j] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[иэ] – гласный, безударный
6 б., 8 зв.
Считаю1 – [щитаjу] 3 слога
с – [щ] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
ч – [–] – не образует звука в данном слове
и – [и] – гласный, безударный
т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, ударный
ю – [j] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
[у] – гласный, безударный
6 б., 6 зв.
Грамматикой1 – [граматикаj] 4 слога
г – [г] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
р – [р] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
м – [–] – не образует звука в данном слове
а – [а] – гласный, ударный
т – [т] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
и – [и] – гласный, безударный
к – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
о – [а] – гласный, безударный
й – [j] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
11 б., 10 зв.
1. Русском3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – русский.
3. Постоянные признаки:
– относительное.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в м. р.;
– в П. п.
5. Определение.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением