Упр.217 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 217. Прочитайте отрывок из рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», написанного в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 217. Прочитайте отрывок из рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», написанного в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические...

Решение #3

Изображение 217. Прочитайте отрывок из рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», написанного в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
217. Прочитайте отрывок из рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», написанного в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические и синтаксические)? Что сближает публицистический стиль с художественным стилем речи? Укажите средства выразительности текста, определите их роль в текстах публицистического стиля.
Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области.
На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. Но приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. Про военные подвиги он не любил разглагольствовать.
Воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилёв успел вытащить лейтенанта, — он был без сознания, комбинезон на нём горел. Едва Чувилёв оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилёв кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт... «Я почему его тогда поволок? рассказывал Чувилёв, — слышу, у него сердце стучит...»
Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не на своё лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.
— Бывает хуже, — сказал он, — с этим жить можно.
Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему. Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошёл к генералу и сказал: «Прошу вашего разрешения вернуться в полк». — «Но вы же инвалид», — сказал генерал. «Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью».
Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к отцу с матерью. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать вёрст. В село он пришёл, когда уже были сумерки.
Отсюда шестая изба — родительская. Он вдруг остановился, покачал головой, отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: «Кто там?» Он ответил: «Лейтенант, Герой Советского Союза Громов».
У него так заколотилось сердце — привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций, — хриплый, глухой, неясный.
— Батюшка, а чего тебе надо-то? — спросила она.
— Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дрёмова.
Тогда она отворила дверь и кинулась к нему, схватила за руки:
Жив Егор-то мой! Здоров? Батюшка, да ты зайди в избу.
Егор Дрёмов сел на лавку у стола на то самое место, где сидел, когда ещё у него ноги не доставали до полу и мать, бывало, погладив его по кудрявой головке, говаривала: «Кушай, касатик». Он стал рассказывать про её сына, про самого себя, подробно и кратко о сражениях, где он участвовал со своим танком.
- Ты скажи - страшно на войне-то? - перебивала она глядя ему в лицо.
Да, конечно, страшно, мамаша, однако — привычка.
Пришёл отец, Егор Егорович, тоже сдавший за эти годы, — бородёнку у него как мукой осыпало. Поглядывая на гостя, потопал на пороге разбитыми валенками, не спеша размотал шарф, снял полушубок, подошёл к столу, поздоровался за руку, ах, знакомая была, широкая, справедливая родительская рука! Ничего не спрашивая, потому что и без того было понятно — зачем здесь гость в орденах, сел и тоже начал слушать, полуприкрыв глаза.
Чем дольше лейтенант Дрёмов сидел неузнаваемый и рассказывал о себе и не о себе, тем невозможнее было ему открыться, — встать, сказать: да признайте же вы меня, урода, мать, отец!.. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.
Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало.
Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом тем родным уютом, что не забывается и в смертный час. Мартовский ветер посвистывал над крышей. За перегородкой похрапывал отец. Мать ворочалась, вздыхала, не спала. Лейтенант лежал ничком, лицо в ладони. «Неужто так и не признала. — думал, — неужто не признала? Мама, мама...»
Наутро он проснулся от потрескивания дров, мать осторожно возилась у печи; на протянутой верёвке висели его выстиранные портянки, у двери стояли вымытые сапоги.
— Ты блинки пшённые ешь? — спросила она.
Он не сразу ответил, слез с печи, надел гимнастёрку,
затянул пояс и — босой — сел на лавку.
— Скажите, у вас в селе проживает Катя Малышева,
Андрея Степановича Малышева дочь?
— Она в прошлом году курсы окончила, у нас учительницей. А тебе её повидать надо?
— Сынок ваш просил непременно ей передать поклон.
Мать послала за ней соседскую девочку. Лейтенант не успел и обуться, как прибежала Катя Малышева. Широкие серые глаза её блестели, брови изумлённо взлетали, на щеках — радостный румянец. Когда откинула с головы на широкие плечи вязаный платок, лейтенант даже застонал про себя: поцеловать бы эти тёплые светлые волосы!.. Только такой представлялась ему подруга, — свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот вошла, и вся изба стала золотая...
— Вы привезли поклон от Егора? (Он стоял спиной к свету и только нагнул голову, потому что говорить не мог.) А уж я его жду и день и ночь, так ему и скажите...
Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась. Тогда он твёрдо решил уйти, — сегодня же.
Он вернулся в свой полк, стоявший в глубоком тылу на пополнении. Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать. Решил так, — пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати, — эту занозу он из сердца вырвет.
Недели через две пришло от матери письмо: «Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя, — человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это, совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он, — таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Егорушка, напиши мне, Христа ради, надоумь ты меня, — что было? Или уж вправду с ума я свихнулась...»
Егор Дрёмов показал это письмо мне, Ивану Судареву, и, рассказывая свою историю, вытер глаза рукавом. Я ему:
«Вот, говорю, характеры столкнулись! Дурень ты, дурень пиши скорее матери, проси у неё прощенья, не своди её с ума... Очень ей нужен твой образ! Таким-то она тебя ещё больше станет любить».
Он в тот же день написал письмо.
Спустя некоторое время стоим мы с ним на полигоне, — прибегает солдат и — Егору Дрёмову: «Товарищ капитан, вас спрашивают...» Мы пошли в посёлок, подходим к избе, где мы с Дрёмовым жили. Вижу — он не в себе, — всё покашливает... Думаю: «Танкист, танкист, а — нервы». Входим в избу, он — впереди меня, и я слышу:
«Мама, здравствуй, это я!..» И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина. Даю честное слово, есть где-нибудь ещё красавицы, не одна же она такая, но лично я — не видал.
Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке. «Катя! — говорит он. — Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...»
Красивая Катя ему отвечает, — а я хотя ушёл в сени, но слышу: «Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...»
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.

В тексте используется просторечная лексика (поди-ка, касатик, бородёнку), вводные слова, лексические повторы. Предложения в основном небольшие по объёму, осложнённые деепричастными и причастными оборотами.
С художественным стилем публицистический связывает то, что оба текста служат для описания какого-то явления или события. Обоим стилям присуща экспрессивность и влияние личного отношения автора к описываемому явлению. Также оба стиля используют большое количество различных художественно-выразительных средств языка.
Художественно-выразительные средства:
- сравнения (как нездоровая кожа после солнечного ожога);
- эпитеты (простой, тихий, обыкновенный; голос хриплый, глухой, неясный; знакомая, широкая, справедливая, родительская рука; широкие серые глаза; радостный румянец; тёплые светлые волосы);
- метафоры (вертясь около смерти; чепуха с них слезает; вся изба стала золотая; занозу из сердца вырвет)
Художественно-выразительные средства языка в публицистическом тексте играют ту же роль, что и в художественном: они обращают внимание на те детали, которые хотел подчеркнуть автор; делают описываемые явления более выразительными.

1. Составьте план текста, сформулировав микротемы и используя опорные слова и словосочетания.
План текста:
1. Суть русского характера (русский характер; героические подвиги; личная история);
2. Егор Дрёмов (строгого поведения; уважал мать и отца; не разглагольствовал)
3. Происшествие во время Курского побоища (танк; подбит; успел вытащить);
4. Последствия трагедии (выжил; лицо было обуглено; пролежал; госпиталь; пластические операции; ощупывал лицо; урод);
5. Отпуск и приезд к родителям (двадцатидневный отпуск; восстановление здоровья; поехал; родительская; заколотилось сердце)
6. Встреча с родителями (сел на лавку; где сидел; стал рассказывать; страшно; знакомая; невозможнее; и хорошо и обидно; помнил; не признала; мама);
7. Встреча с Катей Малышевой (широкие серые глаза; застонал про себя; поцеловать; изба стала золотая; взглянула; испугалась; решил уйти);
8. Возвращение в полк (вернулся; встретили; искренняя радость);
9. Письмо от матери (был у нас человек; приезжал; свихнулась; не открылся; гордиться);
10. Признание ошибки (показал письмо; вытер глаза; дурень; проси прощения; написал);
11. Приезд на фронт матери и Кати (мама; старушка; красавица; навек);
12. Суть русского характера (человеческая красота; великая сила).

2. Какие типы текста представлены в рассказе? Укажите их, приводя примеры из текста.
Типы речи:
Рассуждение:
«Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть…»
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота».
Повествование:
«Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к отцу с матерью. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать верст. В село он пришёл, когда уже были сумерки.
Отсюда шестая изба – родительская. Он вдруг остановился, покачал головой, отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался».
Описание:
«Широкие серые глаза её блестели, брови изумлённо взлетали, на щеках – радостный румянец. Когда откинула с головы на широкие плечи вязаный платок, лейтенант даже застонал про себя: поцеловать бы эти тёплые светлые волосы!.. Только такой представлялась ему подруга, - свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот вошла, и вся изба стала золотая…»

3. Определите средства и способ связи предложений в первых трёх абзацах текста.
Способ связи – цепной. Средства связи – лексические повторы, замена имён существительным местоимениями, синонимы.
Характер – его – подвигах – их – приятель – человек он.
Люди – каждому – приятель – он.
Лейтенант Егор Дрёмов – его танк – лейтенанта – лейтенанта – лейтенанта – с ним – его.

4. Какую проблему поднимает А.Н. Толстой в этом рассказе? Что он подразумевает под «русским характером»? Напишите отзыв об этом рассказе, раскрыв смысл последних предложений текста: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».
Вариант ответа 1
Автор текста ставит перед читателями вопрос: каков он, русский характер? Ответ на него мы можем видеть через поступки героев рассказа. Каждый из них демонстрирует отдельную черту, свойственную русскому характеру.
Изуродованный во время Курского побоища лейтенант Егор Дрёмов возвращается домой. Однако он боится, что родные теперь отвернутся от него или же будут страдать из-за этого. Придумав сам себе проблему, он принимает решение не говорить никому, кто он такой. Черта его русского характера - самопожертвование.
Его мать, даже не зная, кто этот человек, пришедший к ним в дом и представившийся сослуживцем её сына, почувствовала, что это и есть её сын. Её русскому характеру присущи сразу две черты - способность понимать близкого человека без слов и чуткость.
Невеста Егора, Катя, остаётся верной ему и решает остаться с ним в любом случае. Несмотря на то, что девушка не является женой лейтенанта и вольна в любой момент уйти (а изуродованная внешность вполне могла служить достаточным основанием для этого), она демонстрирует верность свою слову и человеческую преданность.
Каждый герой проявляет различные черты русского характера, что и хотел показать читателям автор. И именно поэтому он заканчивает текст следующими строчками: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота».

Вариант ответа 2
А.Н. Толстой в этом рассказе поднимает проблему русского характера и его способности проявить силу и красоту в трудных ситуациях.
Под "русским характером" Толстой, вероятно, подразумевает особые черты и качества, которые считаются характерными для русских людей. Это может включать силу духа, выдержку, самоотверженность и способность проявлять человеческую красоту и величие в трудных моментах.
В отзыве о рассказе можно отметить, что текст А.Н. Толстого возвышает и прославляет русский характер. Рассказ подчеркивает, что даже обычный человек, кажущийся простым и незаметным, способен внутри себя обнаружить великую силу и красоту, когда сталкивается с серьезными испытаниями и бедами. Таким образом, текст передает идею о том, что русский характер обладает особым потенциалом для проявления человеческих качеств в сложных ситуациях.
Последние предложения текста, "Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота", подчеркивают, что русские люди, казалось бы обычные и неприметные, обладают великой силой и способностью проявить человеческую красоту и достоинство в сложных ситуациях. Эти слова отражают глубокую убежденность автора в уникальности и величии русского народа и его характера.

Вариант ответа 3
В рассказе А.Н. Толстого автор поднимает проблему русского характера и его реакции на суровые испытания. Он подразумевает, что под "русским характером" понимается особая сила, присущая русскому народу, проявляющаяся в моменты трудностей и бедствий.
Отзыв:
Рассказ А.Н. Толстого поражает своей глубиной и открывает нам взгляд на русский характер. Автор исследует не только внешние качества русского народа, но и его внутренние силы. В последних предложениях текста он делает вывод о великой силе, которая пробуждается в русском человеке в моменты беды.
Автор показывает, что кажущаяся простота русского человека скрывает в себе необыкновенную способность противостоять трудностям. Великая сила, о которой говорит Толстой, заключается в человеческой красоте, способности проявлять сострадание, силу духа и готовность прийти на помощь другим.
Рассказ А.Н. Толстого восхваляет русский характер и призывает нас увидеть в каждом человеке потенциал для благородных поступков, даже в самых трудных моментах. Он напоминает нам о важности человеческих ценностей и того, что именно они придают силу и красоту нашим поступкам.
В целом, рассказ А.Н. Толстого вдохновляет и укрепляет веру в силу добра и способность преодолевать трудности. Он напоминает нам о значимости русского характера, который отличается своей глубиной и мудростью. Это произведение заслуживает внимания и оставляет почитателей литературы с глубокими размышлениями о силе человеческой души.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением