Ответы на вопросы на стр.19-20 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. «Севастополь в декабре месяце» — очерк, написанный для журнала «Современник», который редактировал Н. А. Некрасов. Назовите признаки этого жанра в прочитанном произведении.
Очерк Льва Толстого «Севастополь в декабре месяце», написанный для журнала «Современник», редактируемого Н. А. Некрасовым, демонстрирует основные признаки жанра очерка:
1. Документальность и правдивость: Толстой стремился передать реальные события и настроение военного времени, основанные на его собственных наблюдениях. Он описывает жизнь Севастополя во время осады, сочетая личные впечатления с детализированными зарисовками, создавая живую картину происходящего.
2. Отражение социальной жизни: Очерк затрагивает не только военные действия, но и жизнь обычных людей, солдат и офицеров, показывая их повседневные заботы и трудности. Толстой уделяет внимание как материальной стороне быта, так и психологическому состоянию людей.
3. Присутствие субъективного мнения автора: Толстой не скрывает своего отношения к войне. Его взгляд на героизм, страдания и смерть солдат наполнен сочувствием и гуманизмом. Он стремится показать, что за официальными отчётами о победах стоят страдания и боль, с которыми сталкиваются люди.
4. Роль автора как наблюдателя: Толстой использует приём обращения к читателю через местоимение "вы", что является типичным приёмом очерка. Это создаёт эффект "присутствия" читателя в центре событий, делая его не просто наблюдателем, а участником происходящего.
5. Эмоциональная насыщенность: Хотя очерк и носит документальный характер, в нём присутствуют эмоциональные описания, подчёркивающие контраст между ужасами войны и обычной человеческой жизнью. Эмоции и переживания людей выходят на первый план, что является важным элементом в очерках.
Эти признаки делают очерк «Севастополь в декабре месяце» классическим примером этого жанра, где литература и документальная хроника соединяются для создания глубокого, социально значимого произведения.
2. Каково первое впечатление рассказчика от осаждённого города, что «непременно самое неприятное» бросается в глаза?
Первое впечатление рассказчика от осаждённого Севастополя отражает странное смешение мирной городской жизни и следов войны. На набережной кипит обычная жизнь: толпы солдат, матросов, женщин, торговцы сбитнем, шумные группы людей, но рядом — разрушительные символы войны: заржавевшие ядра, бомбы, чугунные пушки. Всё это создает контраст между повседневной суетой и «неприятными следами военного лагеря».
На первый взгляд, это выглядит как хаос — «отвратительный беспорядок», где элементы мирной жизни перемешаны с разрушительными следами войны. Такое «смешение лагерной и городской жизни» вызывает неприятные ощущения, и создается впечатление, что все вокруг растеряны и не знают, что делать.
3. Расскажите о защитниках Севастополя, с которыми рассказчик разговаривал в зале Собрания. Что поражает в их рассказах, поведении, отношении к себе и окружающим?\Защитники Севастополя, с которыми рассказчик разговаривает в зале Собрания, производят сильное впечатление своим мужеством и стойкостью. Несмотря на тяжёлые ранения, многие из них сохраняют спокойствие и даже скромность в своих рассказах о пережитых страданиях.
Рассказчик отмечает, что защитники, перенёсшие ампутации и серьёзные ранения, не жалуются на свою участь, а напротив, охотно делятся своими историями, показывая свою силу духа. В их поведении удивляет простота и открытость: они не стремятся преувеличивать свои подвиги или страдания, и даже в моменты слабости показывают невероятную выдержку. Это подчёркивает их чувство долга и готовность к самопожертвованию ради общего дела.
Их отношение к себе и окружающим также демонстрирует гуманизм и стойкость. Защитники рады видеть посетителей, любят говорить о своих испытаниях и получают утешение от человеческого сочувствия. Они не закрываются в своих страданиях, а, напротив, стремятся разделить их с другими, что свидетельствует об их человеческой силе и мудрости.
Этот контраст между тяжёлыми физическими страданиями и внутренним спокойствием и достоинством поражает рассказчика и подчеркивает величие духа этих людей, несмотря на ужасы войны.
4. Перед посещением какого места рассказчик предупреждает, что вы «увидите ужасные, потрясающие душу зрелища»? Что это за «зрелища»?
Рассказчик предупреждает читателя о том, что он «увидит ужасные, потрясающие душу зрелища» перед посещением госпиталя для раненых. Эти зрелища включают в себя виды тяжело раненых солдат, многие из которых перенесли ампутации и страдают от серьёзных травм. В большом зале госпиталя больные лежат не только на койках, но и прямо на полу, и картина их физических страданий производит сильное впечатление.
Толстой описывает эти сцены с большой реалистичностью: солдаты истекают кровью, находятся в крайне тяжёлом состоянии, многие из них не могут передвигаться или едва осознают происходящее из-за боли. Однако, несмотря на это, они проявляют удивительную стойкость и мужество, что подчеркивает контраст между внешней физической слабостью и внутренней силой этих людей.
Эти зрелища потрясают своей жестокой реальностью, и Толстой призывает не отворачиваться от них, а смотреть в лицо страданиям, чтобы понять всю глубину человеческих испытаний в условиях войны.
5. Противоестественное, ненормальное состояние человеческой психики, когда смерть воспринимается как повседневная обыденность, порождается войной. Приведите примеры такого восприятия событий персонажами очерка.
В очерке «Севастополь в декабре месяце» Толстой показывает, как война порождает противоестественное отношение к смерти и страданиям, когда они становятся обыденностью. Примером этого являются диалоги раненых солдат, которые описывают свои травмы с поразительным спокойствием и даже отстранённостью.
1. Раненый солдат, потерявший ногу, рассказывает о своём ранении почти буднично: "Глядь, а ноги нет". Он вспоминает, что боль не ощущалась сразу, только как «горячим чем пхнули», а его размышления сводятся к мысли, что главное — «не думать много», тогда и страдания кажутся легче. Это восприятие показывает, как война притупляет эмоции, превращая даже страшные увечья в повседневную реальность.
2. Сцена в операционной, где фельдшер бросает в угол отрезанную руку, а другой раненый наблюдает за операцией товарища и испытывает не столько физическую, сколько моральную боль от ожидания собственной участи. Здесь Толстой передаёт, как смерть и увечья становятся частью обыденной жизни на войне, когда даже такие ужасы, как ампутация, воспринимаются почти с равнодушием.
Эти примеры демонстрируют, как война деформирует психику людей, заставляя их воспринимать трагедии и страдания как повседневные явления.
6. Какое чувство, присущее защитникам Севастополя, было причиной убеждения, что невозможно взять Севастополь?
Чувством, которое защищало Севастополь и поддерживало убеждение его защитников, что город невозможно взять, была любовь к родине. Это чувство, по словам Толстого, редко проявляется открыто, но глубоко заложено в душе каждого русского человека. Несмотря на страшные страдания и ужас войны, эта любовь к родине заставляла людей стойко переносить тяготы и оставаться непоколебимыми в своём убеждении, что враг не сможет победить их и захватить город.
Толстой подчеркивает, что это не простая патриотическая бравада, а глубокое и стыдливое чувство, которое лежит в основе человеческой воли к сопротивлению и самопожертвованию. Именно благодаря этому чувству защитники Севастополя были убеждены в том, что их город невозможно покорить
Творческое задание
«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея, в которой героем был народ русский...» — так прозвучало одно из исторических предсказаний Толстого. Сбылось ли оно? Напишите сочинение-эссе на эту тему.
Эссе: Сбылось ли предсказание Толстого о Севастополе?
«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея, в которой героем был народ русский...» — эти слова Льва Толстого, сказанные о Севастопольской обороне, стали историческим предсказанием, которое несомненно сбылось. Оборона Севастополя во время Крымской войны (1853–1856) вошла в национальную память и историю России как один из величайших примеров героизма и стойкости. Рассмотрим, как и почему это произошло.
Во-первых, историческое значение Севастопольской обороны стало символом национальной силы и мужества. Как и предполагал Толстой, центральной фигурой этой эпопеи был народ — не только солдаты и офицеры, но и мирные жители, которые внесли свой вклад в сопротивление. Народное участие в обороне города, от крестьян до высокопоставленных чиновников, укрепило образ единого народа, сражающегося за свою родину.
Толстой в своём произведении подчёркивает, что война раскрывает не столько военные стратегии или лидеров, сколько внутреннюю силу простых людей. Эта мысль нашла своё отражение в том, как Севастополь стал символом национального духа и героизма в культуре России.
Во-вторых, литературное наследие самого Толстого, его «Севастопольские рассказы», сделали эту эпопею неотъемлемой частью культурной памяти России. Описывая реальные события Крымской войны, Толстой создал не просто хронику военных событий, но философское размышление о войне, боли и человеческой стойкости. Этот цикл произведений по сей день читается и изучается как пример не только художественной силы, но и гуманистического осмысления войны.
В-третьих, Севастополь неоднократно становился символом героизма и в дальнейшем — особенно во время Великой Отечественной войны (1941–1945), когда город снова стал центром ожесточённых боевых действий. Оборона Севастополя в XX веке повторила тот же героический дух, о котором писал Толстой, закрепив значение города как непокорённой крепости. Севастополь стал олицетворением стойкости русского народа в самых тяжёлых испытаниях, и это придаёт словам Толстого дополнительную глубину.
Таким образом, предсказание Толстого о том, что героизм русского народа в Севастополе оставит «великие следы», полностью сбылось. Эта история, вписанная в военные хроники и литературу, продолжает вдохновлять поколения россиян, являясь символом непобедимости и национального единства.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением