Упр.15 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 15. Лингвистическое наблюдение. Изучите, какую роль выполняет вопросительный (или восклицательный) знак препинания в художественном тексте. Понаблюдайте, какие функции...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
15. Лингвистическое наблюдение. Изучите, какую роль выполняет вопросительный (или восклицательный) знак препинания в художественном тексте. Понаблюдайте, какие функции он выполняет в предложениях. Сравните результаты своих наблюдений со сведениями об этих знаках препинания, имеющихся в справочниках по пунктуации. Сделайте вывод, является ли употребление этих знаков препинания в выбранных вами текстах индивидуально-авторским.

Восклицательный знак - один из основных знаков препинания в русском языке. Он служит как для разделения текста на предложения, так и для выражения разного рода эмоций: побуждения к действиям, приказа, восклицания. «Как хорошо сегодня на улице!» - восклицательный знак здесь служит для выражения восхищения. А вот в предложении «Немедленно прекрати бегать по лужам!» восклицательный знак служит одновременно двум целям: выражению приказания и возмущения.
Восклицательный знак служит и для ещё одной функции на письме - для обращения. Для того, чтобы придать обращению экспрессивно-эмоциональную окраску, сразу после него ставится восклицательный знак: «Друзья! Коллеги! Товарищи!»
Только ли в восклицательных предложениях может ставиться восклицательный знак? Нет, восклицательный знак может заменить собой точку в повествовательном предложении - и тогда предложение, функцией которого была констатация факта, превратиться в эмоционально окрашенное:
«Как хороши были розы. - Как хороши были розы!».
Восклицательный знак также ставится в конце риторических восклицаний, т.е. риторических вопросов, в конце которых вместо вопросительного ставится восклицательный знак. Такой приём используется, во-первых, чтобы подчеркнуть ненужность ответа на поставленный вопрос, а во-вторых, чтобы придать предложению большую выразительность и экспрессию: «И какой же русский не любит быстрой езды!».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением