Упр.130 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. К какому типу речи относится этот текст? Назовите признаки, по которым вы это определили.Пришёл июнь и оставил от ночи один тёмный...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. К какому типу речи относится этот текст? Назовите признаки, по которым вы это определили.
Пришёл июнь и оставил от ночи один тёмный час.
Недовольно3 забубнили совы: «Для чего нам день?» Зато дневным птицам радость: ночь-то короче воробьиного носа!
Вот она, пора белых ночей!
Птичка-зарянка поёт на еловой пике: одним глазком зарю вечернюю1 провожая, другим утреннюю встречая.
Всё тайное стало явным. Всё невидимое — видимым.
Видно, как спят, смежив лепестки, цветы дневные. Как просыпаются в тёмной чаще ночные цветы, испуганно приоткрывая3 лепестки-ресницы и зачарованно2 поворачивая головки за плывущей луной.
Видно, как слетаются ночные бабочки-бражники к нашей северной3 орхидее — ночной красавице любке. Ведь только ночью открываются её цветы и пахнут только ночью.
Ночной ёжик семенит по тропинке. Ночная летучая2 мышь порхает над головой.
Ночная кукушка годы считает1. Козодой, прищурив сумеречные глаза, урчит заунывно и долго.
Туман повис над рекой; сонно чмокают мокрыми губами ленивые рыбы. Тростинки вглядываются в черноту — но не дрогнет даже их отражение.
Всё призрачно и невесомо: видно и не видно, слышно и не слышно. И деревья стоят по пояс в тумане, дыхание затая.
На землю оседает белый пух тополей: как иней, как ночная пороша. И даже падающая хвоинка тревожит чуткую тишину.
А звёзды тускнеют, не успев разогреться. А заря разгорается1, не успев потускнеть.
И снова зарянки славят зарю. (По Н. Сладкову)
Заголовок – «Пора белых ночей».
Тип речи текста Н. Сладкова – повествование с элементами описания: в тексте рассказывается о событиях, которые происходят последовательно в течение короткой белой ночи; смена событий передаётся с помощью глаголов (пришёл, оставил, забубнили, поёт, спят, просыпаются, слетаются, открываются, семенит, порхает, считает, урчит, повис, чмокают, вглядываются, стоят, оседает, тревожит, тускнеют, разгорается, славят); описывается пора белых ночей – общее впечатление (Пришёл июнь и оставил от ночи один тёмный час), признаки (Всё тайное стало явным. Всё невидимое – видимым. Всё призрачно и невесомо: видно и не видно, слышно и не слышно. А звёзды тускнеют, не успев разгореться. А заря разгорается, не успев потускнеть.).
2. Выпишите из текста предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Подчеркните их как члены предложения, объясните постановку знаков препинания при них.
Птичка-зарянка поёт на еловой пике:/ одним глазком зарю вечернюю провожая/, /другим утреннюю встречая/. (Перед дееприч. оборотами, стоит двоеточие, так как дееприч. обороты поясняют как именно поёт зарянка. Однород. дееприч. обороты связаны бессоюзной связью, разделяются запятой.)
Видно, как спят, /смежив лепестки/, цветы дневные. ()
Как просыпаются в тёмной чаще ночные цветы, /испуганно приоткрывая лепестки-ресницы/ и /зачарованно поворачивая головки за плывущей луной/. (Однород. дееприч. обороты связаны сочинит. союзом «и», запятая не ставится.)
Козодой, /прищурив сумеречные глаза/, урчит заунывно и долго.
И деревья стоят по пояс в тумане, /дыхание затая/.
А звёзды тускнеют, /не успев разгореться/.
А заря разгорается, /не успев потускнеть/.
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. В предложении является обстоятельством.
3. Выполните морфологический разбор двух-трёх деепричастий. Назовите признаки глагола и признаки наречия у этих деепричастий.
4. Найдите в тексте и выпишите имена существительные с суффиксом -инк-. Какое значение придаёт словам этот суффикс?
5. С какой орфограммой связано написание слов разгорается и заря? Сформулируйте это правило.
6. Найдите в тексте антонимы и выпишите их.
Антонимы: день – ночь, одним – другим, вечернюю – утреннюю, провожая – встречая, тайное – явное, невидимое – видимое, спят – просыпаются, дневные – ночные, смежив – приоткрывая, видно – не видно, слышно – не слышно, тускнеет – разгорается.
7. Являются ли слова призрачно и невесомо контекстуальными синонимами? Обоснуйте ваше мнение.
Слова «призрачно», «невесомо» являются контекстуальными синонимами, так слово «призрачно» в тексте употреблено в значении «обманчиво, мнимо», а слово «невесомо» - в значении «неощутимо, неосязаемо, призрачно».
8. Найдите в тексте сравнения. Назовите способ их выражения.
Сравнения: ночь-то короче воробьиного носа (с помощью сравнит. ст. прилаг. «короче»); белый пух тополей: как иней, как ночная пороша (с помощью сравнит. союза «как»).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением