Учись понимать текст стр.91-93 Часть 2 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
Учись понимать текст
Типы текста: описание, повествование, рассуждение
1
1. Прочитай тексты. О чём пишет каждый автор? Что в каждом тексте является самым важным?
1) В три месяца на мордочке щенка уже топорщились свирепые баки, унаследованные от отца — эрдельтерьера. Уши у него были большие и обвислые. Хвост узловатый. Длинные неуклюжие лапы были тяжёлыми и нескладными. Они то и дело заплетались, и щенок тыкался носом в землю. При первом взгляде на него человек испытывал жалость, которая вскоре переходила в горячую симпатию.
(По Д. Кервуду)
2) На лес опустилась чёрная непроглядная ночь. Затем в небе из-за облака показалась луна.
Вышел на поляну Волк, задрал морду кверху и завыл, долго и протяжно.
Ёжик слушал, слушал, как Волк воет, а потом и говорит:
— Какая чудесная песня! Заслушаться можно!
Волк вздрогнул, в темноте не сразу разглядел, кто его окликнул. Узнал наконец Ёжика и растроганно признался: «Спасибо! А то воешь тут на луну — и самому жутко становится!»
(С. Георгиев)
3) Я люблю читать книги Сергея Георгиева. Этот автор пишет интересные сказки и рассказы для детей. А дети прекрасно понимают язык его произведений. Тексты Сергея Георгиева отличаются юмором. Без юмора нельзя жить на свете! Даже волка этот поэт может изобразить смешно и просто. И конечно, мне нравится в произведениях автора то, что каждым словом он говорит: «Ребята, мир вокруг ваш, берите его! Изучайте! Любите!»
Да, книги Сергея Георгиева помогают детям делать открытия.
(А. Матвеев)
1) Д. Кервуд в тексте описывает внешний вид неуклюжего щенка эрдельтерьера.
Самое важное в тексте – перечислить все особенности щенка и показать отношение к нему.
2) С Георгиева в тексте рассказывает о том, как наступила ночь и что происходило ночью на поляне.
Самым важным в тексте является последовательность событий, которая помогает понять, как важно говорить добрые слова.
3) А. Матвеева рассуждает в тексте о книгах Сергея Георгиева.
Самое важное в тексте – привлечь внимание к произведениям Сергея Георгиева, чтобы их захотелось прочитать.
2. В каком тексте автор доказывает важную мысль? Каковы его доказательства?
В третьем тексте автор доказывает важную мысль о том, почему она любит читать книги Сергея Георгиева. Она приводит доказательства: интересно, понятный язык, тексты с юмором, вызывают желание изучать и любить окружающий мир. Автор делает вывод о том, что книги Георгиева помогают детям делать открытия.
3. В каком тексте автор описывает животное? На что он обращает внимание?
В первом тексте автор описывает животное – щенка эрдельтерьера. Д. Кервуд обращает внимание на мордочку с торчащими свирепыми баками, на большие и обвислые уши, на узловатый хвост, на длинные неуклюжие лапы, которые то и дело заплетались, и щенок тыкался носом в землю.
4. В каком тексте с героями произошло событие? Что делают герои?
Во втором тексте с героями произошло событие. Наступила ночь. Волк вышел на поляну и завыл на луну. Ёжик слушал, а потом похвалил пение Волка. Волку похвала была приятна, он растрогался.
5. К какому типу речи относится каждый текст? Почему? Расскажи об особенностях каждого типа речи, используя схему.
ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
Что делает предмет или лицо? Что происходит с мим?
Развитие действия, события (начало, продолжение, кульминация, завершение)
Описание
Каков предмет?
Каково явление?
1) Общее впечатление о предмете, явлении;
2) признаки предмета, явления
Рассуждение
Почему так происходит? Почему предмет таков?
1) Тезис (мысль, которую требуется доказать);
2) аргументы;
3) вывод
Первый текст относится к типу речи описание, потому что в нём описывается щенок: какие у него были баки на мордочке, уши, хвост, лапы.
Второй текст относится к типу речи повествование, потому что в нём рассказывается, что делали Волк и Ёжик, что с ними происходило.
Третий текст относится к типу речи рассуждение, потому что в нём автор рассуждает, почему он любит читать книги Сергея Кервуда, приводит доказательства и делает вывод.
Типы речи
В русском языке выделяют три типа речи: повествование, описание и рассуждение.
Повествование – это тип речи, в котором рассказывается о событиях.
К такому тексту можно задать вопросы: что делает предмет или лицо? что происходит с ним?
Текст-повествование показывает, как развиваются действия, события:
1) начало действия (с чего начинается действие);
2) продолжение (какие события происходят);
3) кульминация (самое важное событие);
4) завершение (чем всё закончилось).
Описание – это тип речи, в котором описывается предмет или явление.
К такому тексту можно задать вопросы: каков предмет? Каково явление?
Текст-описание строится таким образом:
1) описывается общее впечатление о предмете, явлении;
2) перечисляются признаки предмета, явления.
Рассуждение – это тип текста, в котором доказывается или объясняется что-либо.
К такому тексту можно задать вопросы: почему так происходит? почему предмет таков?
Текст-рассуждение строится так:
1) сначала приводится тезис (мысль, которую требуется доказать);
2) затем приводятся аргументы (доказательства);
3) в конце делается вывод.
2
1. Рассмотри картинки. Каких героев ты видишь? Чем они заняты? Как выглядят? Кто тебе наиболее симпатичен? Почему?
На первой картинке я вижу девочку и мальчика. Они находятся в классе. Девочка сидит за партой и повторяет домашнее задание. Мальчик же стоит вверх ногами. Наверное, он не очень прилежный ученик.
Мне больше симпатична девочка. Видно, что она ответственная, аккуратная.
На второй картинке изображена школьная перемена. По лестнице со второго этажа сломя голову несётся ученик. Он размахивает портфелем и перепрыгивает через несколько ступеней. Внизу, рядом с лестницей, стоят его одноклассники. Они говорят мальчику, чтобы он не торопился так сильно, ведь это опасно.
Мне более симпатичны мальчик и девочка, которые стоят около лестницы. Видно, что они стараются не нарушать дисциплину в школе.
На третьей картинке учитель и дети. Они отправились на экскурсию изучать осеннюю природу. Учитель увлекательно рассказывает ребятам о том, что происходит в природе с наступлением осени. Ребята внимательно слушают интересный рассказ.
На этой картинке мне все симпатичны. Видно, что экскурсия нравится всем. Все увлечены.
2. Сочини историю по картинкам (или по одной картинке). Расскажи в ней, что могло произойти дальше. Обязательно заверши событие интересной концовкой. Какой тип речи ты будешь использовать в сочинении?
Я хочу сочинить историю по третьей картинке. В сочинении буду использовать тип речи повествование.
Сочинение
Интересная экскурсия
Наша учительница Ольга Ивановна – самая лучшая на свете. Она всегда придумывает что-нибудь интересное на уроках. Вот и сегодня Ольга Ивановна сказала, что урок по окружающему миру будет совсем не в классе, а в парке рядом со школой.
Мы построились и вышли из школы. Дружно перешли дорогу и оказались в парке.
Светит солнышко. Птицы летают. С деревьев мягко падают золотые листочки. Дышится легко и приятно.
Смотрим по сторонам, слушаем Ольгу Ивановну, отвечаем на её вопросы. Учительница показывает нам жёлтый листочек и рассказывает, что происходит осенью в природе. Почему желтеют и опадают листья. И вдруг на листочек, который держит в руке Ольга Ивановна, опускается синичка! Мы так и замерли все! Синичка покрутила головкой, кивнула, взмахнула крылышками и улетела. А мы так и стояли с раскрытыми ртами, пока синичка не скрылась в густых ветвях деревьев.
Вот такая история приключилась у нас на экскурсии. Мы с удовольствием вспоминаем о ней.
3. Включи в сочинение элементы описания героев, их поведения.
4. Проверь свою работу. Прочитай её в классе.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением