Анализируем текст Параграф 32 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Анализируем текст
1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.
1 Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шадкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.
2 Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.
3 В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали, построили офицеры полки свои и роты. 4 Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.
5 Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее всё это кончилось. Совестно было солдату. 6 И вдруг... 7)Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.
8 - Гренадер Шапкин, ко мне! закричал Суворов.
9 Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный, нс шелохнётся.
10 - Гренадер Шапкин, ко мне! повторил Суворов.
11 - Ступай же, ступай, подтолкнули Кузьму солдаты.
12 Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел. 13 А Суворов раз и медаль ему на рубаху.
14 Вечером расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. 15 Капелюхе — за то, что придумал, как отбить у турок окопы. 16 Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.
17 - Ну, а тебе за что же медаль? спрашивают солдаты у Шапкина.
18 А тому и ответить нечего.
19 Носит Шапкин медаль, да покоя себе нс находит. 20 Товарищей сторонится. 21 Целыми днями молчит.
22 - Тебе что же, медаль язык придавила?! шутят солдаты.
23 Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. 24 Не выдержал Шапкин, пошёл к Суворову. 25 Входит в палатку и возвращает медаль.
26 - Помилуй бог! воскликнул Суворов. 27 - Награду назад! 28 Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому иолу, и во всём признался Суворову.
29 «Ну, — думает, — пропадай моя голова». 30 Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
31 - Молодец! — произнёс. 32 - Знаю, братец, без тебя всё знаю. 33 Хотел испытать. 34 Добрый солдат. 35 Памятуй: героем но рождаются, героем становятся. 36 Ступай. 37 А медаль, ладно, пусть полежит у меня. 38 Тебе заслужить. 39 Тебе и носить. 40 Ступай.
41 Не ошибся Суворов.
42 В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу. (По С. Алексееву)
Диалог-побуждение:
– Гренадер Шапкин, ко мне! – закричал Суворов.
– Гренадер Шапкин, ко мне! – повторил Суворов.
– Ступай же, ступай, – подтолкнули Кузьму солдаты.
Диалог-расспрос:
– Ну, а тебе за что же медаль? – спрашивают солдаты у Шапкина.
– Тебе что же, медаль язык придавила?! – шутят солдаты.
Диалог-побуждение:
– Помилуй бог! воскликнул Суворов. – Награду назад!
Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому иолу, и во всём признался Суворову.
– Молодец! –— произнёс. – Знаю, братец, без тебя всё знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить. Ступай.
Реплика каждого нового лица пишется с красной строки, перед репликой ставится тире. После реплики перед словами автора ставится:
- запятая и тире, если предложение в реплике повествовательное;
- вопросительный знак и тире, если предложение в реплике вопросительное;
- восклицательный знак и тире, если предложение в реплике восклицательное;
- многоточие и тире, если предложение в реплике содержит незаконченную мысль.
Если после слов автора предложение продолжается, то между ними тоже ставится тире.
2. Преобразуйте и запишите предложения 3—11 в рассказ от лица солдата Шапкина. Заключите реплики диалога в кавычки.
В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры наши полки. Прибыл сам Суворов раздавать награды.
Я стоял в строю и ждал, чтобы скорее всё это закончилось. Совестно было мне. И вдруг… Я вздрогнул, решил, что ослышался.
– Гренадер Шапкин, ко мне! закричал Суворов.
Я стою, словно в землю ногами вкопанный, не шелохнусь.
– Гренадер Шапкин, ко мне! – повторил Суворов.
– Ступай же, ступай, – подтолкнули меня солдаты.
3. В каких предложениях текста содержится несобственно-прямая речь? Преобразуйте её в прямую речь.
Несобственно-прямая речь:
Капелюхе – за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Дындину – за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.
Прямая речь:
Вечером расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды: «Капелюхе – за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Дындину – за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался».
4. Выпишите из текста сложносочинённое и бессоюзное сложное предложения. Выполните их синтаксический разбор.
1Прошла неделя, и 2совсем изглодала совесть солдата.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – прошла неделя; 2 – изголодала совесть), с сочинительной связью, утвердительное.
[1 – = ], и [2 = – ].
Части соединены с помощью соединительного союза «и». Между частями ставится запятая, наблюдаются перечислительные отношения.
1-я часть: двусоставное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
2-я часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
1В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали, 2построили офицеры полки свои и роты
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – были присланы ордена и медали; 2 – построили офицеры), бессоюзное, утвердительное.
[1 = – и – ], [2 = – - - и - - ].
Части соединены интонационно. Между частями ставится тире, смысловое значение между частями – перечисление событий.
1-я часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными подлежащими.
2-я часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными дополнениями.
5. Соотнесите предложения со стилистическими приёмами.
1) синтаксический параллелизм а) 3
2) парцелляция б) 21, 22
3) инверсия в) 15, 16
4) анафора г) 35
5) антитеза д) 33, 39
1) синтаксический параллелизм – в) 15,16
2) парцелляция – б) 21,22
3) инверсия – а) 3
4) анафора – г) 35
5) антитеза – д) 33, 39
6. Выполните лексический анализ слова добрый из предложения 34.
Добрый
1. Добрый – 1) делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества; 2) хороший, нравственный; 3) безукоризненный, честный.
2. Слово употреблено в прямом значении – безукоризненный, честный.
3. Многозначное.
4. Синонимы: честный, порядочный. Антонимы: бесчестный, лживый.
5. По стилистической окраске относится к разговорной лексике.
6. Слово относится к общеупотребительной лексике.
7. Употребляется в современном русском языке.
8. Исконно русское.
7. Выпишите из текста глаголы в форме повелительного наклонения и охарактеризуйте их стилистическую окраску.
Ступай, памятуй – разговорный стиль.
8. Запишите простые односоставные предложения и выполните их синтаксический разбор.
Совестно было солдату.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: совестно было), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.
А тому и ответить нечего.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: ответить), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.
Хотел испытать.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: хотел испытать), утвердительное; односоставное, безличное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
Добрый солдат.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: солдат), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, полное, неосложнённое.
Ступай.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: ступай), утвердительное; односоставное, определённо-личное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
Тебе заслужить.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: заслужить), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.
Тебе и носить.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: носить), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.
9. Как вы понимаете выражение необстрелянный солдат? Поясните.
Необстреляный солдат – молодой, ещё не побывавший в бою солдат.
10 Подберите синонимы к выражению изглодала совесть (солдата).
Изголодала совесть – изгрызла совесть, измучила совесть.
11. Выполните стилистический анализ текста.
Стилистический анализ текста.
1. Тема текста: методы Суворова по воспитанию солдат.
Основная мысль текста: нужно уметь отвечать за свои поступки, жить по совести.
2. Тип речи: повествование.
3 Способ связи предложений в тексте: последовательный
Средства связи в тексте:
- лексические: лексический повтор (Суворов, Шапкин, солдаты);
- морфологические: наречие (вечером), союз (а).
4. Стиль речи: художественный.
Жанр текста – рассказ.
Общие черты данного стиля: использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов; многостильность; применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла.
Лексические особенности: выразительные средства, разговорные (рубаху, оробел, памятуй) и книжные слова.
Морфологические особенности: глаголы в форме 3-го лица, единственного числа, прошедшего времени.
Синтаксические особенности: простые и неполные предложения.
5. Изобразительно-выразительные средства: – эпитеты (молодой, необстреляный солдат; в суворовскую армию), сравнения (словно в землю ногами вкопанный), метафора (медаль язык придавила, великую славу); фразеологизмы (изголодала совесть, пропадай моя голова), разговорные слова, восклицательные предложения.
12. Какой частью речи является выражение (перед) десятком турок в предложении 16?
Выражение «(перед) десятком турок» в предложении 16 является именем существительным.
13. Как вы понимаете слова Суворова, ставшие пословицей, в предложении 35? Обоснуйте своё мнение.
Фраза «Героем не рождаются, героем становятся» говорит о том, что героизм – это не врождённое качество, а результат обстоятельств, силы воли, выбора человека.
Фраза Суворова призывает к осознанному выбору, подчёркивая, что героем может стать каждый, пройдя через определённые испытания и сохранив при этом высокие моральные качества.
14. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Щербы: «В диалоге куются новые слова, формы и обороты». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста.
Сочинение
«В диалоге куются новые слова, формы и обороты» (Л.В. Щерба)
Лев Владимирович Щерба писал: «В диалоге куются новые слова, формы и обороты». Не могу с ним не согласиться. Это объясняется тем, что лексика является самой подвижной частью языка, постоянно обновляющейся и быстро реагирующей на все происходящие в обществе изменения социального и культурного характера
Диалоги используются повсеместно, и в устной форме, и в печати. Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику. Общаясь, люди часто прибегают к созданию новых слов и оборотов, чтобы точнее выразить свои мысли. Этот процесс может быть спонтанным и неформальным, и в то же время может оказаться ключевым в формировании языковых изменений.
В художественной литературе диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа.
Цитированный диалог выполняет несколько функций: во-первых, он разнообразит речь, сменяя авторский монолог диалогом; во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей; в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изложении от автора могла бы показаться излишне нравоучительной.
Большую роль играют в диалоге и авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Он – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа. Так, солдат Шапкин, не зная, что его заметил Суворов, оказывается в центре внимания и подвергается испытанию. Он сталкивается с вопросом совести и чести. Диалог и награда в этом эпизоде не только несут в себе формальное значение, но и создают облик героя.
Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.
Зачастую, порою в нескольких фразах, небрежно брошенными героем произведения, раскрывается образ, оживляются черты, мысли персонажа. Фразы, могут приобретать популярность и становиться крылатыми, как, например, слова Суворова, сказанные Шапкину в момент возвращения награды: «Памятуй: героем не рождаются, героем становятся».
Таким образом, слова Л.В. Щербы актуальны, они подтверждаются самой жизнью. Это подчёркивает не только динамичность, восприимчивость языка, но и важность взаимодействия, обмена мнениями для его становления и развития.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением