Анализируем текст Параграф 25 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Анализируем текст1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Назовите микротемы текста.1 При рождении Севастополя ему пророчески дали гордое имя. 2 В...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Анализируем текст
1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Назовите микротемы текста.
1 При рождении Севастополя ему пророчески дали гордое имя. 2 В переводе с греческого2 на русский оно означает: величественный город, город, достойный поклонения. 0 Величественный, как предопределяло название, городу предстояло быть не за счёт1 его будущей красоты.
4 К красоте стремились к сохранению особого государственного достоинства обязывало само положение. 3 Величия Севастополя требовал престиж России на Чёрном море.
6 В Великую Отечественную войну Севастополь был полностью выжжен и разрушен. 7 Так, что зодчие1 спорили: зачем восстанавливать город на грудах битого камня и искорёженного железа — не проще ли построить его заново за бывшей юродской чертой, «во чистом поле»?
8 Лучшие мастера архитектуры из Москвы, Ленинграда, Харькова, сведённые в единую проектную группу, решали будущую судьбу Севастополя, когда ещё руины города были охвачены огневым кольцом вражеской обороны, когда в штабах напряжённо вырабатывалась стратегия сокрушительною штурма...
9 Решали в штабах решали в проектных организациях.
10 Нет, невозможно было уйти от этих обагренных кровью, опалённых камней, священных для каждою сыновнего3 сердца, город стали бережно возрождать на прежнем, исконном его месте и таким образом, чтобы непременно сохранился исторически сложившийся, чисто севастопольский «рисунок» основных городских районов и магистралей.
11 Сейчас, когда проходишь центральными улицами Севастополя, здания, выстроенные в строгих монументальных формах классического ампира3, отражающие в своих окнах литую бронзу, чугун и мрамор памятников, навевают ощущение торжественной старины и невозмутимой надёжности, а многоэтажные кварталы, сияющие3 блеском стекла и металлоконструкций, в то же время молодо поднимают город над морем, придают ему ту крылатую устремлённость, которая опять же свойственна лишь молодости...
12 Так и должно быть: город история, город нового дня, город будущею.
13 Задумываешься: чему дивиться2 здесь? 14 Просто ли красоте многочисленных севастопольских скверов, искусно вписанных в общий ансамбль юродских улиц и площадей, смягчающих своей тихой, задумчивой зеленью контрастность местных красок, когда властвуют резкая белизна зданий и бурый цвет холмистою простора? 15 Или другому дивиться... 16 Терпеливой, настойчивой любви севастопольцев, на которой взращены все эти скверы, аллеи, причудливые зелёные островки.
17 Берёзы, как правило, не переносят юга.
18 А в Севастополе растут.
19 На Малаховом кургане посреди молодых деревьев, будто бы в мудрой отрешённости, стоит старый миндаль, огороженный низкой ажурной решёткой.1 20 Он хранит в себе железо войны. 21 Это единственное дерево, которое чудом уцелело на кургане иод убийственным смерчем прицельного огня.
22 В городе есть ещё несколько таких стойких, изрубцованных осколками деревьев, трогательно оберегаемых жителями.
Не знаю, входят ли они в опись 733 памятников Севастополя, но они тоже памятники. (Э. Сафонов)
Микротемы текста:
1. Происхождение имени Севастополя: Город получил величественное имя, которое означало "величественный город" или "город, достойный поклонения".
2. Величие Севастополя и его значение для России: Величие города связано не с красотой, а с его стратегическим и государственным значением для России на Чёрном море.
3. Разрушение Севастополя во время Великой Отечественной войны: Город был полностью разрушен, и архитекторы спорили о том, стоит ли восстанавливать его на прежнем месте или строить заново.
4. Восстановление Севастополя: Принято решение возрождать город на прежнем месте, сохраняя его исторический облик и уникальные городские районы.
5. Архитектурное и культурное наследие Севастополя: Описание современных центральных улиц города, монументальных зданий и памятников, сочетающих историческую торжественность и молодость города.
6. Любовь и забота жителей Севастополя: Восхищение красотой скверов и зелёных островков, которые были созданы благодаря любви и терпению жителей.
7. Стойкость природы Севастополя: Упоминание о деревьях, которые вопреки условиям прижились и выжили на территории города, символизируя стойкость и память о войне.
8. Деревья как памятники: Описание деревьев, пострадавших от войны, которые теперь трепетно оберегаются жителями как символы исторической памяти.
Греческого, дивиться.
На Малаховом кургане посреди молодых деревьев, будто бы в мудрой отрешённости, стоит старый миндаль, огороженный низкой ажурной решёткой.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено сравнительным и причастным оборотами.
2. Выпишите предложения, в которых двоеточие разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью. Каковы смысловые отношения между этими частями? Выделите грамматические основы и составьте схемы этих предложений.
(2) В переводе с греческого на русский оно означает: величественный город, город, достойный поклонения.
(Вторая часть поясняет содержание первой)
[__ =]: [__].
(7) Так, зодчие спорили: зачем восстанавливать город на грудах битого камня и искорёженного железа (вторая часть поясняет содержание первой) — не проще ли построить его заново за бывшей городской чертой, «во чистом поле»?
[Так, (что — =): (зачем =) - (ли =)?]
(12) Так и должно быть: город — история, город нового дня, город будущего.
(Вторая часть поясняет содержание первой)
[=]: [__ - =, =, =].
(13) Задумываешься: чему дивиться здесь?
(В первой части глагол действия, сопутствующего восприятию)
[=]: [чему =]?
3. Укажите сложные предложения, соответствующие схемам. Охарактризуйте эти предложения.
Охарактеризуйте смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
1) К красоте стремились — к сохранению особого государственного достоинства обязывало само положение.
(Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями: во второй части причина того, о чем говорится в первой).
2) В тексте нет предложения для этой схемы.
4. Постройте вертикальную схему предложения 11.
1) Сейчас, 2) когда проходишь центральными улицами Севастополя, 1) здания, выстроенные в строгих монументальных формах классического ампира, отражающие в своих окнах литую бронзу, чугун и мрамор памятников, навевают ощущение торжественной старины и невозмутимой надёжности, 3) а многоэтажные кварталы, сияющие блеском стекла и металлоконструкций, в то же время молодо поднимают город над морем, придают ему ту крылатую устремлённость, 4) которая опять же свойственна лишь молодости...
5. Найдите в тексте синоним к слову зодчие. Дополните синонимический ряд своими примерами.
Зодчие — это люди, занимающиеся строительством или архитектурным проектированием, мастера в области архитектуры.
Синонимы: архитекторы; мастера архитектуры; строители; проектировщики; градостроители; конструкторы; инженеры-архитекторы.
6. Какой стилистический приём использован в предложениях 13—16?
В предложениях 13—16 используется риторический вопрос как стилистический приём. Автор задаёт вопросы, на которые не нужно отвечать, чтобы подчеркнуть важность размышлений о красоте и уникальности Севастополя, а также о любви и заботе его жителей. Этот приём помогает усилить эмоциональное воздействие на читателя, побуждая его к самостоятельным размышлениям.
7. Выполните стилистический анализ текста по плану, данному в конце учебника.
Стилистический анализ текста
1. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
o Тема: Восстановление Севастополя после Великой Отечественной войны.
o Основная мысль: Севастополь не только был восстановлен после разрушений войны, но и сохранил свой исторический облик, став символом стойкости и величия России.
2. Назовите тип речи, его основные признаки, характерные для данного текста.
o Тип речи: Рассуждение с элементами описания.
o Признаки: Автор излагает мысли о значении Севастополя, его архитектурных и исторических особенностях. В тексте приводятся примеры разрушений и восстановления города, проводится анализ исторических событий.
3. Укажите способ и средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические).
o Лексические средства: повтор слов «город», «Севастополь», «восстановление».
o Морфологические средства: союзы («так что», «и», «но»), вводные слова («задумываешься»).
o Синтаксические средства: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, бессоюзные сложные предложения.
4. Определите стиль речи и жанр текста. Докажите, что данный текст относится именно к указанному стилю речи: отметьте его лексические, морфологические и синтаксические особенности.
o Стиль речи: Публицистический.
o Жанр текста: Очерк.
o Доказательства: использование выразительных средств для акцентирования внимания на значении города (эмоционально окрашенная лексика: «величественный», «стойкость»), упоминание исторических фактов, наличие личных размышлений, использование описаний для передачи образа города и его истории.
5. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте: лексические (эпитеты, метафоры, олицетворения, фразеологизмы), тропы и фигуры речи (метафора, метонимия, ряды однородных членов предложения и др.).
o Эпитеты: «величественный город», «священные камни», «торжественная старина».
o Метафоры: «город вздымает свои крылья над морем», «хранит в себе железо войны».
o Олицетворения: «Севастополь стал символом стойкости».
o Риторический вопрос: «чему дивиться здесь?»
o Ряды однородных членов предложения: «литая бронза, чугун и мрамор памятников».
Таким образом, текст использует разные стилистические приемы и тропы для выражения идеи о величии и стойкости города Севастополя.
8. Вернитесь к тексту упр. 87 и прочитайте его. Можно ли, на ваш взгляд, объединить его с текстом этого упражнения так, чтобы их соединила единая тема и единая основная мысль? Сколько микротем в нём получится? Напишите подробное и сжатое изложение по объединённому тексту. Какие приёмы сжатия вы будете применять?
Да, тексты можно объединить, так как оба они посвящены Севастополю, его величию и уникальности, и в каждом из них раскрываются разные аспекты города: его история, архитектура, связь с флотом и значение для России. Их объединяет общая тема: Севастополь как символ стойкости, истории и военно-морского наследия России.
Основная мысль объединённого текста: Севастополь — город с богатой историей, славными военными подвигами и символом российской морской мощи, который сохраняет свои традиции и уникальный облик, несмотря на трагические испытания.
Микротемы объединённого текста:
1. Происхождение и значение имени Севастополь.
2. Стратегическая и символическая важность города для России.
3. Разрушение Севастополя в Великой Отечественной войне и его восстановление.
4. Архитектурный облик города и связь с военно-морским флотом.
5. Люди, связанные с историей Севастополя: герои, полководцы, матросы.
6. Любовь жителей к своему городу и их усилия по сохранению его красоты.
Подробное изложение
Севастополь с самого рождения получил величественное имя, которое в переводе с греческого означает «величественный город», «город, достойный поклонения». Это имя несло в себе пророческий смысл: Севастополю было суждено стать не только красивым городом, но и важным стратегическим объектом для России.
Величие Севастополя было связано с его важной ролью в защите интересов России на Чёрном море. Город стал символом российского флота, и его значение выходило далеко за рамки обычного города. Севастополь требовал особого внимания и сохранения своей исторической роли как военно-морской базы.
Во время Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен. Возникли сомнения: стоит ли восстанавливать его на месте руин или строить заново. Однако было решено сохранить историческое наследие и восстановить Севастополь в его изначальном виде, сохранив его архитектурный облик и уникальный характер.
Севастополь — это белые дома, выстроенные на фоне голубого неба и моря. Эти дома, словно паруса, подчеркивают связь города с флотом, который всегда был важной частью жизни Севастополя. Архитекторы, восстанавливая город, стремились сохранить его строгий и монументальный стиль, связанный с военной историей и флотскими традициями.
Город славен не только своими зданиями, но и людьми, которые связаны с его историей. Лазарев, Нахимов, Корнилов, Толстой, Даша Севастопольская, матрос Кошка — это лишь некоторые имена, которые символизируют героизм и стойкость, присущие этому городу. Эти люди навсегда вписаны в историю Севастополя.
Несмотря на все трудности, Севастополь сохраняет свои традиции и свой уникальный облик. Жители города, любящие его, активно участвуют в поддержании его красоты и стиля. Севастопольцы не только восстанавливали город после войны, но и стараются сохранить его величие для будущих поколений.
Сжатое изложение
Севастополь был назван «величественным городом», достойным поклонения, что предопределило его важное значение для России.
Севастополь играл ключевую роль в защите российских интересов на Чёрном море и стал символом военной мощи и флота России.
После разрушений, нанесённых войной, было решено восстановить город на прежнем месте, сохранив его исторический облик.
Белые дома города на фоне моря символизируют связь с флотом. В архитектуре сохранён строгий и монументальный стиль, отражающий военные традиции.
Лазарев, Нахимов, Толстой и другие герои оставили след в истории города, символизируя его стойкость и героизм.
Жители Севастополя активно участвуют в поддержании его уникальности и стараются сохранить традиции и стиль города.
Приёмы сжатия:
1. Сокращение: Уменьшение количества подробностей, удаление второстепенной информации.
2. Замены: заменил длинные фразы и описания более краткими выражениями.
3. Обобщение: обобщил детали и имена, например, героев, связанных с городом.
4. Исключение: Исключил элементы текста, не несущие ключевой информации.
5. Выбор главного: оставил только основные идеи, важные для понимания темы текста.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением