Ответы на вопросы на стр.96-97 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Проверьте себя1. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?Как вы понимаете слова Юшки: «Вы, должно быть, любите меня!», «Он [народ] меня без понятия любит....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?
Как вы понимаете слова Юшки: «Вы, должно быть, любите меня!», «Он [народ] меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» — и слова автора: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»? Согласны ли вы с автором? На чьей стороне автор и почему вы так решили? Почему люди «терзали» Юшку?
Какими предстают герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов?
Мне кажется, что Юшка неправ, говоря, что его любит народ. Это он, Юшка, любит людей, поэтому и видит в них те хорошие качества, которых в людях нет.
«Вы, должно быть, любите меня!», «Он [народ] меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» – Юшка считает, что в глубине души люди его любят, но, не умея выразить свою любовь адекватно, показывают её в уродливой форме – дразнят, обзывают и т. п.
«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его» – смысл фразы в том, что люди от природы должны друг друга любить, но они очень часто не умеют выражать свои чувства и даже не всегда способны их понять, поэтому и выражают свои чувства неадекватно ситуации.
Автор не разделяет грубого отношения людей к Юшке, не видит в этом проявления любви, а считает, что люди жестоки и безжалостны, именно поэтому они и «терзают» Юшку, зная, что он не ответит им грубостью, злобой, агрессией, а всё стерпит. Автор открыто выражает свою позицию такими словами: «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
Герои рассказа (за исключением Юшки и сироты) предстают озлобленными, жестокими, не умеющими сочувствовать и сопереживать, не желающими понимать другого человека.
В отличие от них, Юшка и девушка-сирота добрые, понимающие, бескорыстные, заботливые и думающие о других, а не о себе.
2. Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои? Подготовьте рассказ о Юшке, передайте близко к тексту разговоры Юшки с детьми и взрослыми. Как вы понимаете слово «сострадание»? Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?
Рассказ вызывает грустное чувство, герои вызывают негодование, а Юшка и сирота – сочувствие.
Юшка, или Ефим Дмитриевич, – старый на вид человек, слабый и подслеповатый. Седой, глаза у него были белые, как у слепца, всегда влажные. Он был мал ростом, худой. Работал в кузнице при большой московской дороге подручным помощником у главного кузнеца. Юшка носил в кузницу воду, песок, уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне и делал многое другое.
Юшка жил бедно, работал много, носил старую, прожжённую одежду.
Взрослые не очень любили Юшку, а дети дразнили и зло над ним шутили, кидали в него песок, землю и камни.
«Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
– Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает».
«Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:
–Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.
– Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!
И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.
– Лучше бы ты умер, Юшка, – говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живешь?
Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.
– Это отец-мать меня родили, их воля была, –отвечал Юшка, – мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.
– Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!
– Меня, Даша, народ любит!
Даша смеялась.
– У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь – народ тебя любит!..
– Он меня без понятия любит, – говорил Юшка. – Сердце в людях бывает слепое.
– Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! – произносила Даша. – Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.
– По расчету они на меня серчают, это правда, – соглашался Юшка. – Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.
– Эх ты, Юшка, Юшка! – вздыхала Даша. – А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!
– Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...»
Так и жил Юшка, никому не нужный, всеми обижаемый. Летом всегда уходил куда-то. В одно лето, когда Юшка обессилел и не смог никуда пойти, встретился он на дороге с человеком.
«Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
– Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.
– А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
– Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
– Я не равняю, – сказал Юшка, – а по надобности мы все равны...
– Ты мне не мудруй! – закричал прохожий. – Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
– Отдохни, – сказал прохожий и ушел домой пить чай».
Упал Юшка, да больше и не встал. Умер Юшка. Хоронили его всей деревней. А осенью пришла в деревню молодая девушка, искавшая Юшку. Только теперь узнали односельчане, куда каждое лето уходил Юшка, узнали, что он заботился о девушке-сироте, которое оплачивал он нахождение в пансионе и обучение. Девушка выросла, стала врачом и очень хотела вылечить этого доброго, чужого, но такого родного для неё, человека, но, увы, не успела.
«Сострадание» – понимание чувств другого человека и умение переживать его эмоции, откликаться на них.
В моей жизни также происходили ситуации, которые вызывали у меня сострадание к людям. У моей бабушки есть знакомая, внучка которой имеет серьезные проблемы со здоровьем. При этом, никто в семье этой женщины не озлобился, они стараются помогать другим. Видя ту женщину вместе с внучкой, я испытываю к ним сострадание, сочувствие. Также мы с бабушкой стараемся помогать им, если они просят нас об этом.
Да, у меня были случаи, когда я чувствовал сострадание к людям. Например, рядом с нами живёт тётя Маша, пожилая женщина. Она часто болеет, и мы с мамой помогаем ей. Мама помогает с уборкой или готовкой, а я покупаю хлеб, молоко или другие продукты в магазине, когда тётя Маша не может это сделать самостоятельно.
Сострадание является одной из самых важных человеческих качеств, которые помогают создать лучший мир. Если мы будем проявлять сострадание к другим людям и животным, то мы сможем улучшить жизнь тех, кто находится в боли и нуждается в нашей помощи. И только тогда, когда мы будем заботиться друг о друге, мир станет добрее и лучше.
3. Как можно объяснить язык Юшки? Чем отличается он от языка всех окружающих его людей?
Юшка всегда говорил с людьми по-доброму, не злобно, как те люди, которые обижали его.
Юшка не понимал, почему люди так относятся к нему. Он думал, что люди его любят, но сами этого не понимают. Он говорил, что у людей просто слепое сердце.
На детей, которые его били, он не обижался, потому что это дети, и они не могут понять, что любят Юшку, поэтому терзают его, и в этом выражается их любовь, по его мнению.
Юшка всегда отвечал на дерзость людей спокойно и кротко. Он говорил, что не может никому мешать, потому что был рождён отцом и матерью, а значит, он нужен земле, как и все остальные.
Язык Юшки – это язык малограмотного, необразованного человека. Кроме того, своими словами Юшка словно постоянно извиняется за что-то. Также, в языке Юшки нет грубых слов, которые часто встречаются в речи иных героев.
Язык Юшки не похож на язык других героев, потому что сам Юшка не похож на них.
Творческое задание
Попробуйте рассказать о Юшке от лица одного из свидетелей произошедшего, передав не только события, но и отношение рассказчика к участникам этих событий.
Рассказ от лица Даши, дочери кузнеца
Жил в нашем городке Юшка. На самом деле его звали Ефим Дмитриевич, но об этом мы узнали, когда его уже не стало в живых. Он работал подручным у отца кузнице и жил на квартире у нас, на кухне.
Я хорошо его помню. Он был небольшого роста, худой. Лицо сморщенное, покрытое редкими седыми волосами. Глаза у него были белые, как у слепца, и влажные, как будто слезились.
Мне всегда было жаль Юшку – его часто били, обзывали, издевались над ним. Иногда мне приходилось помогать отцу тащить его домой, когда он без сил лежал в пыли у дороги. Но удивительным было то, что он говорил, что народ его любит, что их тычки, пинки и измывательства от того, что они имеют слепое сердце и не умеют проявлять любовь. Я даже иногда думала, что ему было бы проще умереть, чтобы не терпеть все эти обиды. Но он имел доброе сердце и не знал зла. Он выглядел стариком из-за болезни, но на самом деле старым не был.
Каждый год Юшка уходил куда-то: в дальнюю деревню или в Москву. А через месяц возвращался обратно и опять работал с утра до вечера в кузнице.
Однажды один человек, столяр, нашел Юшку уже бездыханным. Сам ли он упал неудачно или толкнул кто, неизвестно. Но не стало больше Юшки. На похороны, помню, пришло очень много народу: и взрослые, и дети. При жизни-то издевались над ним, потешались, а вот проститься пришли…
А позже объявилась его воспитанница, сирота, на образование которой он отдавал все свои деньги. Это стало для всех неожиданностью. Она стала врачом и приехала, чтобы вылечить любимого Ефима Дмитриевича, но оказалось уже поздно. Жить она осталась у нас в деревне и лечит чахоточных больных. Она такая же добрая, как Юшка. И все в городе называют её дочерью доброго Юшки.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. П. Платонов. «Юшка»
1. Почему детям Юшка казался непонятным, странным, почему они хотели, чтобы Юшка рассердился, озлобился, взял хворостину?
Юшка казался детям непонятным и странным, потому что он не был похож на них и их родителей, он вёл себя и говорил не так, как они.
Дети хотели, чтобы Юшка рассердился, потому что именно так поступали все взрослые, а также, чтобы увидеть и понять, что он живой, потому что дети не верили в то, что живой человек может сохранять спокойствие и оставаться добрым, когда над ним издеваются.
2. Как вы понимаете слова Юшки о том, что дети его любят, но они не умеют любить? Как актриса с помощью интонации, эмоциональной окраски голоса сумела передать непонимание детьми истинной любви Юшки?
Юшка от природы добрый, поэтому он считает и других людей добрыми. Он убеждён, что любовь к другим людям заложена в сердца детей, но, поскольку они не видят вокруг проявлений любви и ласки, они не умеют сами выражать любовь и не могут понять это чувство. Детям никто не объяснил, как надо любить, именно поэтому они не умеют выражать свою любовь.
Актриса показывает недоумение детей интонацией, паузами и тоном голоса. Особо она выделила интонацией слово «живой».
3. В каких случаях взрослые люди обижали Юшку? Почему злых людей кротость Юшки приводила в ожесточение?
Взрослые люди обижали Юшку, если их самих обидели, они были злы на что-то или просто пьяны. Они срывали свою злость на безответном Юшке. Поведение Юшки вызывало злость у людей: и когда он молчал, и когда пытался что-то отвечать.
Кротость Юшки приводила людей в ожесточение, потому что он был непохож на них, не протестовал против обвинений. Он своим примером доказывал, что есть на земле добрые люди, что и раздражало взрослых, поскольку подчёркивало их отрицательные качества. Сравнивая себя с Юшкой, люди невольно понимали, что они хуже, чем он, а смириться с этим не могли. Поэтому люди злились на него ещё больше и били его.
4. С каким чувством актриса читает строки о злых людях? Осуждает она этих людей или сожалеет о них? Как вы думаете, передала ли актриса Алина Покровская авторское отношение к Юшке и окружающим его людям?
Актриса читает строки о злых людях с сожалением. В ее словах слышится горечь. Их речи она читает с презрением, отрывисто, гневно, эмоционально, потому что она осуждает этих людей.
Я думаю, что автор сожалеет об этих злых людях и страдает вместе с Юшкой, и актриса Алина Покровская замечательно передала это своим чтением.
5. В каких эпизодах рассказа начинает звучать музыка? Помогает ли музыка Георгия Свиридова глубже понять слушателю душу Юшки?
Впервые музыка звучит в самом начале рассказе, до чтения текста, словно заранее подготавливая читателя к грустной истории.
Музыка начинает звучать, когда речь идёт о том, что Юшка каждое лето уходил из деревни и продолжает звучать на протяжении рассказа о том, как Юшке было легко и свободно, когда он оставался один, без людей, среди природы. Музыка Свиридова помогает слушателю глубже понять тонко чувствующую и нежную душу Юшки, потому что музыка настраивает на грустный, спокойный, нежный лад, наполняя душу покоем и красотой.
В следующий раз музыка начинает звучать после того, как актриса прочла эпизод, в котором прохожий толкнул Юшку. Музыка помогает понять смысл происходящего, она звучит неторопливо, тревожно, грустно, создавая впечатление, что произошло что-то плохое, и, как читатель позже понимает, это плохое – смерть Юшки.
Далее, музыка звучит во время посещения девушкой кладбища, где похоронен Юшка, и во время рассказа о сироте. Грустная, трепетная мелодия точно передаёт переживания девушки, любившей Юшку, всю ту нежность, которую она испытывала к нему.
6. Как вы думаете, почему всегда кроткий и незлобивый Юшка не сдержался, «осерчал», резко ответил прохожему? Как актриса передаёт нарастание конфликта в диалоге Юшки и прохожего?
Мне кажется, что Юшка не сдержался, потому что прохожий пожелал ему смерти. Юшка был убеждён, что жизнь дана ему свыше, значит и он нужен этому миру, поэтому нельзя желать ему, как и любому другому существу, смерти.
Актриса подчеркивает тон Юшки – он все равно спокоен, не кричит, отвечает кротко, а вот прохожий очень резко реагирует на то, что всегда молчаливый Юшка посмел что-то возразить, да еще и сказал о равноправии всех людей, сравнил прохожего с собой. Актриса повышает интонацию вследствие нарастания конфликта. Мужчина переходит на крик и в конце сильно толкает Юшку в грудь.
7. С каким чувством актриса повествует о девушке, которую Юшка научил любить людей?
Актриса, читающая рассказ «Юшка», повествует о девушке, которую Юшка научил любить людей, с теплом, светлой и доброй интонацией, с чувством радости. Она с гордостью говорит о ее жизненном пути.
Этот человек – пример, каким хотел видеть общество Юшка, и он сумел после себя оставить добросердечную девушку, которая придерживается его взглядов на жизнь.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением