Ответы на вопросы на стр.92-93 Часть 2 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения?
Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество. Царица, привыкшая быть единственной красавицей, не смогла смириться с тем, что есть кто-то краше неё. Чувство зависти толкнуло её на самый отвратительный шаг, она решилась погубить царевну. Злость, зависть, желание быть лучше всех, не прикладывая никаких усилий - те негативные человеческие качества, которые толкают людей на ужасные поступки.
Смысл произведения в том, что злость и зависть будут побеждены добротой человека. Не завидуй другим и тебе горя не будет.
2. Назовите основные признаки сказки.
Основные признаки сказки:
- Зачин, присказка, концовка.
- Сказочные слова и выражения, троекратные повторы.
- Волшебные герои, положительные и отрицательные.
- Волшебные предметы и помощники.
- Волшебные превращения.
- Испытание героя.
- Добро побеждает зло.
3. Докажите, что прочитанное вами произведение является сказкой.
Произведение Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является сказкой, потому что, как и в русских сказках, есть сказочные герои (колдунья-царица, солнце, месяц, ветер), волшебный предмет (зеркальце) добро побеждает зло, главный герой проходит испытания, есть присказка, зачин, мораль, сказочные слова, выражения и герои, счастливая концовка. Действие в произведении происходит в вымышленном, сказочном мире.
4. Какие события вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле?
Сказочные, вымышленные события:
- разговор мачехи с всевидящим зеркальцем;
- обращение королевича Елисея к силам природы – ветру, солнцу и месяцу;
- хрустальный гроб (практически невозможно сделать и очень долго);
- длительное забытьё царевны от отравленного яблока.
Реальные события, которые могли бы происходить:
- злая мачеха и её поведение;
- служанка Чернавка, выполняющая приказы;
- терем семи богатырей и их жизнь в лесу;
- царь батюшка даёт наследство, но не ищет дочь, только горюет;
- верный пёс Соколко помогает и оберегает царевну, умирает от отравы;
- любовь между королевичем и молодой царевной.
5. Перечитайте сказку. Какой вам представляется царица? Справедливы ли о ней слова: «И умом и всем взяла»?
Мне царица представляется красавицей, гордой и завистливой. Поэт называет её умной, но ум царицы коварный. Она придумывает всякие способы избавления от царевны, которая росла и хорошела. Царица была умной, но ум её был направлен на зло.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Эти слова поэта справедливы, но не показывают её сущность.
6. Какой волшебный предмет у неё был? Помогли ли ей волшебные силы?
У царицы был волшебный предмет - зеркальце, которое ей отвечало на все её вопросы. Но оно говорило правду, которая не всегда ей нравилась. Волшебные силы царице не помогли стать самой красивой, и она умерла от зависти.
7. Какие слова подобрал поэт для описания царицы?
Для описания царицы поэт подобрал такие слова:
"Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива."
8. Назовите качества, свойства души молодой царевны. Подтвердите словами сказки. Почему её полюбили братья? Почему она не приняла предложение братьев? Как этот поступок её характеризует?
Качества, свойства души молодой царевны:
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Царевна была кроткого нрава, была очень доброй.
Она была чистоплотной, работящей: «Всё порядком убрала, затопила жарко печку».
Она была очень скромной: «Закрасневшись, извинилась».
Царевна не имела вредных привычек: «От зелёного вина отрекалася она».
Она никогда не спорила, уважала чужое мнение: «Им она не прекословит...»
Братья, к которым она попала, полюбили её за терпение, трудолюбие, спокойствие, доброту, аккуратность.
Царевна не приняла предложение братьев, потому что у неё был возлюбленный Елисей, она осталась верной своему жениху Королевичу Елисею.
9. Как вы понимаете выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы»?
Я думаю, выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы» означает то, что царевна пострадала за свою красоту, из-за озлобленности и зависти мачехи. Зависть и злоба мачехи погубили царевну, поэтому краса царевны погасла.
10. Подумайте, благодаря каким своим качествам королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.
Благодаря таким качествам, как смелость, отвага, настойчивость, преданность, верность и любовь королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.
11. К каким волшебным помощникам обращался королевич Елисей? Перечитайте их разговоры.
Королевич Елисей обращался к волшебным помощникам: к солнцу, к месяцу, к ветру.
Обращение к Солнцу, стр. 89:
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Свет ты мой, –
Красно солнце отвечало: –
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил».
Обращение к Месяцу, стр. 89:
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Братец мой, –
Отвечает месяц ясный, –
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». – «Как обидно!» –
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Обращение к Ветру, стр. 90:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». – «Постой, –
Отвечает ветер буйный, –
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
12. Назовите героев сказки. Какие они: добрые, злые, благородные; волшебники или обычные люди? Как автор относится к своим героям? Выскажите своё мнение о героях сказки.
Герои «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»: Царица, Царевна, Елисей, Богатыри.
Царица - молодая мачеха, умная, красивая, злая и завистливая. Хочет быть лучше и красивее всех. Обладает волшебством.
Царевна – падчерица, юная девушка, красивая, добрая. Она обычный человек, доброжелательная и ласковая.
Богатыри - сильные, добрые, благородные, простые обычные люди. Честно выполняют свою работу.
Елисей - королевич молодой, красивый, умный, настойчивый, благородный. Любит царевну. Он обычный человек.
Автор относится к своим героям так: любит добрых, восторгается их качествами, и не любит злых, коварных, завистливых.
13. Выберите одного героя и расскажите о его внешности, чертах характера, поступках.
Королевич Елисей – это жених царевны. Узнав о её пропаже, отправляется на поиски.
Королевич умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. Ветер рассказывает королевичу о горе, в глубокой скале которой находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.
Целеустремлённость и любовь Елисея помогли найти и оживить царевну.
14. Попробуйте составить план, отражающий основные события сказки. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь иллюстрациями и подписями к ним. Выделите слова писателя, которые используете в пересказе.
План
1. Рождение царевны и смерть царицы.
2. Женитьба царя на новой царице.
3. Царица хочет убить подросшую падчерицу.
4. Царевна оказалась в лесу.
5. Царевна увидела дом семи богатырей.
6. Жизнь царевны у семи богатырей.
7. Елисей отправился искать царевну.
8. Злая царица узнает о том, что царевна жива.
9. Отравленное яблоко.
10. Хрустальный гроб для царевны.
11. Елисей в поисках царевны.
12. Королевич оживляет царевну.
13. Добро побеждает зло.
Пересказ
1. Царь уехал в долгий путь, оставив царицу дожидаться его. Спустя 9 месяцев в сочельник родила она дочь. По приезду царя царица вскоре умерла.
2. Через год царь женился второй раз – новая жена была сказочно красива, но завистлива и своенравна. Из приданного было у неё говорящее зеркало, говорившее, что она на свете краше всех.
3. Царевна подросла, похорошела, сосватали её с царевичем Елисеем. Каждый раз зеркало отвечало мачехе, что теперь прекраснее всех молодая дочь царя.
4. Злая и завистливая женщина приказала Чернавке отправить царевну в лес, связать и оставить на съедение хищникам. Служанка пожалела девушку, а от мачехи скрыла правду.
5. Царевна тем временем набрела на лесной терем, вошла и очутилась в богато обставленной горнице. По висевшим в углу образам девушка догадалась, «что тут люди добрые живут». Пока хозяев не было дома, царевна прибрала терем и уснула.
6. К обеду вернулись хозяева терема, семь братьев-богатырей. Им понравилась хозяйственная девушка, они сразу признали в ней царевну, оставили у себя и отнеслись к ней как к сестре. Богатыри уезжали то на охоту, то на войну с татарами, а царевна вела хозяйство.
7. Вскоре стало известно, что пропала царская дочь. Королевич Елисей отправился искать свою красавицу-невесту.
8. Царица же долго сердилась на своё зеркальце, но однажды снова достала его и спросила, они ли самая красивая. Зеркальце сообщило, что царевна, живущая у семи богатырей, по-прежнему красивее царицы.
9. Притворившись старой монахиней, служанка отправилась к терему богатырей. Верный пёс не подпустил её к дому, но добрая царевна пожалела старуху и бросила ей ломоть хлеба. Взамен монахиня бросила девушке спелое, наливное яблоко. Царевна надкусила его и тут же упала замертво.
10. Царевна уснула вечным сном. Богатыри поместили её в хрустальный гроб и закрепили на шести столбах, простились.
11. Царевич Елисей искал любимую по всему свету, но не мог найти. Отчаявшись, он обращается к силам природы: к Солнцу, Месяцу и Ветру. Ветер указал ему дорогу.
12. Королевич зарыдал и пошёл в последний раз взглянуть на царевну. Войдя в пещеру, он изо всех сил стукнул по крышке гроба, хрусталь разбился, и царевна ожила.
13. Увидев вернувшуюся домой царевну, мачеха не выдержала досады и умерла. А царевич с царевной обвенчались и сыграли пышную свадьбу.
15. Выберите какую-либо часть сказки для выразительного чтения, воспроизведите сказочную интонацию.
Сказочная интонация: негромкая, неторопливая.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.
16. Как заканчивается сказка: грустно, весело, жизнеутверждающе? Обоснуйте своё мнение.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» заканчивается жизнеутверждающе.
В конце оживает царевна, что показывает победу добра над злом, торжество жизни над смертью.
17. Знаете ли вы, что у В. А. Жуковского есть стихотворное произведение «Спящая красавица»? Найдите его в библиотеке и прочитайте одну главу. Сравните. Что вы можете сказать?
Сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая красавица» имеют черты сходства и отличия.
Сходство сказок:
- Главными героинями являются царевны, которые засыпают мёртвым сном.
- От сна царевен пробуждают добрые молодцы.
- Так же сказки объединяет и то, что они наполнены волшебством, а в конце сказки заканчиваются пышной свадьбой.
Различие:
- В сказке А.С. Пушкина царевна во сне провела три дня, а у В.А. Жуковского проспала 300 лет.
18. Найдите в библиотеке сборник со сказками А. С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из сказок.
«Сказка о рыбаке и рыбке» – стихотворная сказка великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В ней рассказывается о том, что неблагодарность – это нехорошее качество, и она будет наказана.
Сюжет сказки такой: старик поймал золотую рыбку и отпустил, не потребовав от нее награды. Однако старуха упрекает старика в глупости и требует, чтобы он попросил у рыбки новое корыто. Старик подчиняется, но старухе этого мало. Она требует у рыбки избу, потом хочет стать дворянкой, а потом царицей. И, когда старуха желает стать «владычицей морскою», чтобы золотая рыбка ей служила, терпение рыбки кончается и она возвращает всё, как было, отбирая у старухи всё ею полученное, оставляя разбитое корыто и старую избу.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением