Упр.769 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Прочитайте пословицы и поговорки. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу в первом и во втором предложениях.
1) Умный и без денег богат (словар.).
2) Корень учения горек (беглая гласн.), да плод (плоды.) его сладок (беглая гласн.).
3) Скучен (беглая гласн.) день до вечера, коли делать нечего.
4) Сам стар, да душа молода (молод).
5) Для умелой руки все работы (словар.) легки (лёгок).
6) Беден (беглая гласн.) не тот, у кого мало, а тот, кому мало.
7) Не дорог (дороже) подарок, дорога (дороже) любовь.
2. Объясните постановку запятой во втором, в четвёртом и седьмом предложениях.
Во втором, в четвёртом и седьмом предложениях запятая разделяет части сложного предложения.
3. Попытайтесь доказать, что полное прилагательное в первом примере использовано в роли существительного.
Умный и без денег богат. Слово умный — это полное прилагательное. Обычно оно отвечает на вопрос какой? Но в этом предложении оно стоит без существительного, и отвечает уже на вопрос кто? что? То есть здесь слово умный замещает существительное (имеется в виду человек), поэтому выполняет роль существительного в предложении.
795 1. Отредактируйте тексты, устраните повтор одним из указанных выше способом.
1) Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан.
Глаза у него зелёные, а зрачки узкие-узкие.
Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста тоже был беленький, будто в мелу испачкан.
Глаза зелёные, а зрачки узкие-узкие.
2) У моей морской свинки Шуньки одно ухо розовое, а другое — серенькое. А глазки у Шуньки как бусинки. Две лапки у Шуньки беленькие, а две — чёрненькие. У Шуньки острые коготки.
У моей морской свинки Шуньки одно ухо розовое, а другое – серенькое. А глазки у неё как бусинки. Две лапки беленькие, а две – чёрненькие. Острые коготки.
2. Выполните синтаксический анализ выделенных словосочетаний.
769 Выпишите из орфографического словарика учебника и просклоняйте в единственном числе все слова на -ия, -ие, -ий.
Артиллерия, волнение, воображение, впечатление, выражение, достижение, желание, иллюстрация, интонация, информация, коллекция, недоразумение, облегчение, олицетворение, поколение, препятствие, продолжение, происхождение, просвещение, профессия, расстояние, Россия, санаторий, телевидение, территория, убеждение, удовольствие.
792 В чём особенность описаний? Чего достигают авторы употреблением предложений с опущенными «данными»? Чтобы лучше почувствовать это, проведите эксперимент: восстановите «данные». Сравните авторский вариант с полученным. Какой из них вы считаете удачнее? Почему некоторые признаки предметов передаются отдельными предложениями?
1) На подносе стояли маленькие чашечки на маленьких блюдцах. Тоненькие, с изящно изогнутыми ручками. Были они не белого, а тёмно-красного цвета. (П. Утевская)
2) Валдай — громадный пёс. Тёмно-серый, с патлатою сединой на ляжках. Лает Валдай совсем редко, лишь в самых крайних случаях. (В. Белов)
Особенность описаний в том, что авторы употребили в них предложения с опущенными «данными». Можно восстановить данные:
1) На подносе стояли маленькие чашечки на маленьких блюдцах. Блюдца тоненькие, с изящно изогнутыми ручками. Были они не белого, а тёмно-красного цвета.
2) Валдай – громадный пёс. Пёс тёмно-серый, с патлатою сединой на ляжках. Лает Валдай совсем редко, лишь в самых крайних случаях.
Авторский вариант удачнее. Опущенные «данные» позволили избежать повторения.
Некоторые признаки предметов передаются отдельными предложениями для усиления выразительности.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением