Ответы на вопросы на стр.72 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном 1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что главный герой рассказа, мальчик Васютка,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что главный герой рассказа, мальчик Васютка, заблудился в лесу и нашёл озеро, о которое раньше никто не знал. Озеро назвали в честь мальчика.
Сюжет рассказа построен вокруг этого события. Это озеро стало символом мужества и бесстрашия мальчика.
2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?
Писатель рассказывает много интересного об особенностях рыбной ловли на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте, ставит вдали от берега перемёты или спаренные сети – паромы.
В ловушки попадалась разная рыба: осетр, стерлядь, таймень, налим, омуль.
Но по словам дедушки, рыбалка теперь стала не та, что была раньше. «Нету нам нынче фарту, – ворчал Васюткин дедушка Афанасий. – Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать».
3. Как заблудился Васютка? Что помогло ему выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
Васютка хорошо знал тайгу и ходил по ней используя зарубки на деревьях. Он увлекался охотой, у него было свое ружье.
В тот злополучный день он отправился в лес за шишками и успешно обобрал два дерева. А потом ему повстречался глухарь и охотничий азарт взял верх над обычной осторожностью мальчика. Васютка выстрелил и ранил птицу. Пока он бежал за раненым глухарем, сбился с пути. Поняв, что заблудился в тайге, Васютка сначала испугался и запаниковал, но потом успокоился и стал вспоминать все, что рассказывали о тайге дедушка и отец-рыбак.
Самое главное и правильное решение, которое принял Васютка – это идти на север, потому что что на севере тундра: лес там кончается и уже можно будет легче ориентироваться. Васютка умел определять север по деревьям, и это помогло ему найти правильное направление.
Так же мальчик умел разжечь костер и приготовить пристреленного им глухаря. Жалел, что взял мало хлеба и соли.
Васютка смог правильно организовать ночлег. Он перенёс костёр в сторону, убрал все угольки, набросал еловые ветки, чтобы было теплее ночью, и лёг на них спать, укрывшись телогрейкой.
И, конечно же, он был хорошим охотником и умел метко стрелять из ружья. Мальчик охотился на уток и гусей, чтобы приготовить потом ужин.
Он влезал на высокие сосны, чтобы разглядеть жёлтую полоску лиственного леса. Он знал, что рядом будет река, по которой он сможет выйти к Енисею. Увидев подо мхом зеленую травку, он понял, что где-то рядом находится вода. Он вышел к озеру. Это его немного расстроило. Но наблюдательный мальчик заметил, что вода в озере проточная. А это значит, что близко река. Ему нужно было выйти к Енисею, ведь там должны быть рыбаки.
Знание природы, умение организовать правильный ночлег, ориентироваться по сторонам света, храбрость, решительность, смекалка, надежда помогли Васютке не растеряться в тайге и выжить в таких трудных условиях.
4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?
Самым трудным временем для Васютки оказалась последняя ночь в тайге. Он совсем обессилел и замёрз, по дороге питался кислой ягодой. Он боялся подумать, что речка, которую он нашёл, не впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе. Ему было сложно, потому что он уже несколько дней пытался найти выход из леса, но ничего не получалось. Васютка едва не потерял надежду. Шёл дождь. Мальчика окружали мокрые деревья, и на душе было тоскливо. Он весь продрог, с жадностью съел последнюю горбушку хлеба. От усталости даже не стал разводить костёр и постепенно заснул.
5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?
Васютка вспоминал свой родной дом, маму, папу и дедушку, слова родителей и школьной учительницы. Вспоминал, чему его учили, чтобы выжить в тайге.
Мальчик прислушивался к лесным звукам: «В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук-тук… – билось сердце. Потом напряженный до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далекого самолета. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник – паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»
Когда наступала ночь, он просыпался от каждого звука. Думал, что идёт какой-то зверь, но успокаивал себя тем, что медведь тут нечастый гость. Волков и змей нету.
Он разговаривал с лесными жителями о его семье о том, что он заблудился. «А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!..» – говорил Васютка белке. Глухарю, взметнувшемуся почти из-под ног, мальчик показал кукиш и сказал: «Провалиться мне, если я еще свяжусь с вашим братом!»
6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем не только за то, что он первым его нашёл, но и за то, как тяжело досталась ему эта находка.
Мальчик рассказал рыбакам о своих блужданиях по тайге и об озере, полном рыбы. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика и назвали его именем озеро.
7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?
Можно нарисовать широкий Енисей, по которому плывет пароход, и прыгающего мальчика на берегу, привлекающего к себе внимание.
Можно нарисовать к этому рассказу избушку на берегу Енисея и рыбаков, которые чинят сети. Или Васютку с ружьем и его мать, которая дает ему с собой хлеб.
Можно нарисовать Васютку, который сидит в лесу у костра, или разговаривает с белкой, или оглядывает тайгу с верхушки дерева, или стреляет в уток.
Можно нарисовать озеро, в котором сквозь воду видна рыба, а над водой летят утки.
8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Как связаны начало и конец этого рассказа и какую роль играет их связь?
В начале рассказа автор пишет: «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки».
В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка».
Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается обращением к карте, на которой изображено озеро. Такая композиция называется кольцевой. Рассказ начинается и заканчивается похоже, чтобы в конце рассказа читатель, уже зная историю открытия озера, осознанно представил его на карте.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением