Упр.713 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
766 Изучите план и образец морфологического анализа, а затем проанализируйте три имени существительных из упр. 752.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1. Общее грамматическое значение (предмет).
2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
3 Постоянные морфологические признаки:
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
род (мужской, женский, средний, общий);
склонение (1-е, 2-е, 3-е, разносклоняемое, несклоняемое).
4. Непостоянные морфологические признаки:
число;
падеж.
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
образец морфологического анализа ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Звёзды небо усеяли чистое... (А. К. Толстой)
1. ...усеяли что? — небо. Небо — имя существительное, обозначает предмет.
2. Начальная форма — небо.
3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, среднего рода, 2-го склонения.
4. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, винительного падежа.
5. В предложении является дополнением.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!» (А. Пушкин)
1. …сидит кто? – старуха. Старуха – имя существительное, обозначает предмет.
2. Начальная форма – старуха.
3. Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, женского рода, 1-го склонения.
4. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа именительного падежа.
5. В предложении является подлежащим.
1. …ругает кого? – мужа. Муж – имя существительное, обозначает предмет.
2. Начальная форма – муж.
3. Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения.
4. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа винительного падежа.
5. В предложении является дополнением.
1. …выпросил что? – избу. Изба – имя существительное, обозначает предмет.
2. Начальная форма – изба.
3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.
4. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа винительного падежа.
5. В предложении является дополнением.
735 1. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом выразительно вслух. Определите, в каких случаях не является отрицанием, а в каких — частью слова.
Уж не цвесть цветку в пустыне,
В клетке пташечке не петь,
Уж на горькой на полыни
Сладкой ягодке не зреть!
Ясну солнышку в ненастье
В синем небе не сиять!
Добру молодцу в несчастье
Дней весёлых не видать!
(П. Ершов)
2. Выпишите имена существительные, в которых не- является частью слова, подберите к ним однокоренные прилагательные с не-.
Ненастье – ненастный.
Несчастье – несчастный.
3. Составьте предложения с выписанными именами существительными.
Сегодня с утра ненастье за окном.
Несчастье никто не ждёт, оно всегда приходит неожиданно.
4. Выполните лексический анализ выделенного слова.
Добру молодцу в несчастье
Дней весёлых не видать!
1. Молодец - молодой человек, достигший расцвета сил, крепкий и статный.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Синонимы: юноша. Антонимы: старик, старец.
4. Книжное, народно-поэтическое.
5. Исконно русское.
5. Какой глагол употребляется в наше время с окончанием -ти, а не -ть?
Глагол «цвесть» в наше время употребляется с окончанием «-ти», а не «-ть»: цвести.
713 1. Запишите по два существительных, образованных с помощью указанных суффиксов. Слова разберите по составу.
-ени(е): поселение, сомнение, давление.
-от(а): краснота, слепота, чернота.
-ост( ): бодрость.., важность.., бледность...
-ок(..): прыжок , скачок , бросок .
-изн(а): новизна, кривизна, крутизна.
2. Докажите, что все записанные вами существительные образованы суффиксальным способом. От слов каких частей речи они образованы?
поселиться + -ени(е) > поселение
сомневаться + -ени(е) > сомнение
давить + -ени(е) > давление
Существительные образованы от глаголов с помощью суффикса -ени-
красный + -от(а) > краснота
слепой + -от(а) > слепота
чёрный + -от(а) > чернота
Существительные образованы от прилагательных с помощью суффикса -от-
бодрый + -ость(..) > бодрость
важный + -ость(..) > важность
бледный + -ость(..) > бледность
Существительные образованы от прилагательных с помощью суффикса -ость-.
прыгать + -ок(..) > прыжок
скакать + -ок(..) > скачок
бросать + -ок(..) > бросок
Существительные образованы от глаголов с помощью суффикса -ок-.
новый + -изн(а) > новизна
кривой + -изн(а) > кривизна
крутой + -изн(а) > крутизна
Существительные образованы от прилагательных с помощью суффикса -изн-.
3. Составьте по три предложения с записанными словами.
Меня терзают смутные сомнения.
От волнения у мамы поднялось давление.
Спортсмен совершил великолепный прыжок
736 1. Сначала выпишите предложения с отрицанием при существительном и прилагательном, а затем предложения, где не- является частью слова.
Предложения с отрицанием при существительном и прилагательном.
3) Не имя (отрицание + противопоставление с союзом «а») красит человека, а человек имя. (Пословица)
5) Я на земле не праздник (отрицание + противопоставление с союзом «а») жизни правлю, а скромное подвижничество дня и поэтому не блеск (отрицание + противопоставление с союзом «а») звезды оставлю, а только отсвет тихого огня. (Е. Благинина)
Предложения, где «не-» является частью слова.
1) И волны, и суша покорны тебе; завидует не?друг (враг) столь дивной судьбе. (А. Пушкин)
2) Шуми, взволнуйся непогодой (плохая погода): он был, о море, твой певец. (А. Пушкин)
4) Мне в жизни большей радости не доводилось знать, чем драться с разной праздностью, с неправдой (ложь) воевать! (И. Кобзев)
6) И вновь наступил ненастный (не употребляется без «не-») день.
2. Объясните написание не со словами.
3. Подчеркните обращение.
2) Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец. (А. Пушкин)
4. Выделите окончания глаголов в первом и третьем предложениях. Объясните, почему в одном случае пишется -ету а в другом -ит.
1) И волны, и суша покорны тебе; завидует (I спр.) недруг столь дивной судьбе. (А. Пушкин)
3) Не имя красит (II спр.) человека, а человек имя. (Пословица)
5. Укажите наклонение глаголов во втором предложении.
2) Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец. (А. Пушкин)
6. Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
Взволнуйся
1. Начальная форма – взволноваться.
2. Значение слова - "прийти в колебательное состояние, покрыться волнами; прийти в возбуждённое состояние". Значение «прийти, покрыться» передаётся с помощью приставки «вз-». Слово образовано от глагола «волноваться»:
вз? + волноваться > волноваться.
3. Приставочный способ.
Неправдой
1. Начальная форма - неправда.
2. Значение слова - "то что противоречит истине, ложь". Значение «противоречит» передаётся с помощью приставки «не-». Слово образовано от существительного «правда»:
не? + правда > неправда.
3. Приставочный способ.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением