Упр.683 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
735 1. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом выразительно вслух. Определите, в каких случаях не является отрицанием, а в каких — частью слова.
Уж не цвесть цветку в пустыне,
В клетке пташечке не петь,
Уж на горькой на полыни
Сладкой ягодке не зреть!
Ясну солнышку в ненастье
В синем небе не сиять!
Добру молодцу в несчастье
Дней весёлых не видать!
(П. Ершов)
2. Выпишите имена существительные, в которых не- является частью слова, подберите к ним однокоренные прилагательные с не-.
Ненастье – ненастный.
Несчастье – несчастный.
3. Составьте предложения с выписанными именами существительными.
Сегодня с утра ненастье за окном.
Несчастье никто не ждёт, оно всегда приходит неожиданно.
4. Выполните лексический анализ выделенного слова.
Добру молодцу в несчастье
Дней весёлых не видать!
1. Молодец - молодой человек, достигший расцвета сил, крепкий и статный.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Синонимы: юноша. Антонимы: старик, старец.
4. Книжное, народно-поэтическое.
5. Исконно русское.
5. Какой глагол употребляется в наше время с окончанием -ти, а не -ть?
Глагол «цвесть» в наше время употребляется с окончанием «-ти», а не «-ть»: цвести.
705 1. Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматические основы предложений. Найдите имена существительные, подчеркните их как члены предложения.
1) Капля камень долбит.
2) Из песни слова не выкинешь. («не» с глаголом; кинуть; гл. I спр.)
3) По одёжке (предлог + сущ.) встречают (ча/ща), по уму (предлог + сущ.) провожают (проводит).
4) Друзья познаются (знать; что делают?) в беде.
5) Книга в счастье (предлог + сущ.) украшает (украсить), а в несчастье утешает (утешить).
6) Азбука – к мудрости (предлог + сущ.) ступенька.
7) Краткость – сестра (сёстры) таланта.
8) Правда в воде (предлог + сущ.) не тонет («не» с глаголом; I спр.), в огне (предлог + сущ.) не горит («не» с глаголом).
2. Докажите на двух-трёх примерах, что найденные вами слова являются именами существительными.
Камень – имя существительное, так как отвечает на вопрос «что?», обозначает предмет; имеет морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, м. р., 2-е скл., употреблено в ед. ч., в. п.; в предложении является дополнением.
(Из) песни – имя существительное, так как отвечает на вопрос «из чего? откуда?», обозначает предмет; имеет морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж. р., 1-е скл., употреблено в ед. ч., р. п.; в предложении является обстоятельством.
Краткость– имя существительное, так как отвечает на вопрос «что?», обозначает предмет; имеет морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж. р., 3-е скл., употреблено в ед. ч., им. п.; в предложении является подлежащим.
3. Расскажите, какие орфографические правила вам пришлось вспомнить, чтобы правильно написать слова с пропущенными буквами и со скобками. Объясните постановку тире в предложениях.
Чтобы правильно написать слова с пропущенными буквами и со скобками, мне пришлось вспомнить правописание «не» с глаголами, раздельное написание предлогов с существительными, правописание проверяемых безударных гласных в корне слова, правописание личных окончаний глаголов, «-тся» и «-ться» в глаголах.
Тире в 6 и 7 предложениях стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже.
4. Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.
Морфемный анализ.
(В) несчастье
1. Это слово является именем существительным, выделяем окончание и основу: несчастье. Окончание -е указывает, что слово употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
2. Слово «несчастье» имеет значение «тяжёлое событие, тяжёлое положение; горе, беда, бедствие». Значение «событие, бедствие» передаётся с помощью приставки «не-». Слово образовано от существительного «счастье»:
счастье > несчастье.
В слове «счастье» корень «-счаст-».
Итак: несчастье.
(К) мудрости
1. Это слово является именем существительным, выделяем окончание и основу: мудрости. Окончание -и указывает, что слово употреблено в форме единственного числа, дательного падежа.
2. Слово «мудрость» имеет значение «глубокое знание, понимание чего-либо». Значение «знание, понимание» передаётся с помощью суффикса «-ость-». Слово образовано от прилагательного «мудрый»:
мудрый > мудрость.
В слове «мудрый» корень «-мудр-».
Итак: мудрости.
Словообразовательный анализ
(В) несчастье (утешает)
1. Начальная форма – несчастье.
2. Значение слова – «тяжёлое событие, тяжёлое положение; горе, беда, бедствие». Значение «событие, бедствие» передаётся с помощью приставки «не-». Слово образовано от существительного «счастье»:
Не- + счастье > несчастье.
3. Приставочный способ.
(К) мудрости (ступенька)
1. Начальная форма – мудрость.
2. Значение слова - «глубокое знание, понимание чего-либо». Значение «знание, понимание» передаётся с помощью суффикса «-ость-». Слово образовано от прилагательного «мудрый»:
мудрый + -ость( ) > мудрость.
3. Суффиксальный способ.
683 1. Спишите примеры, соблюдая орфографические правила.
1) Наступила ночь. Туман, который лежал на п..верхи..сти воды, поднялся кверху и пр..вр..тился в тучи. Раза два прин..мал-ся накрапывать дождь. 2) Наконец стало св..тать. В воздухе ра..лился неясный, с..ровато-синий свет утра. Туман к..зался неподвижным и сонным. Трава и кусты были мокрые. Мало-помалу начали просыпат(?)ся п..рнатые об..татели леса. Откуда-то появилась ворона и лениво пол..тела через поляну. Проснулись дятлы, лесные голуби. (В. Арсеньев)
2. Докажите, что предложения в данных текстах связаны параллельной связью.
Предложения в данных текстах связаны параллельной связью.
В первом предложении первого текста говорится о том, что наступила ночь. Последующие предложения раскрывают смыл первого предложения, конкретизируют и уточняют события ночи (туман поднялся кверху и превратился в тучи; принимался накрапывать дождь).
В первом предложении второго текста говорится о том, что стало светать. Последующие предложения раскрывают смыл первого предложения, конкретизируют и уточняют события, происходящие на рассвете со светом (разлился неясный, сероват-синий свет утра), с туманом (казался неподвижным и сонным), травой и кустами (были мокрые), с обитателями леса (начали просыпаться; ворона лениво полетела через поляну; проснулись дятлы, лесные голуби).
694 1. Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите неудачный повтор. Улучшите текст.
Мы с папой установили ёлку и стали украшать её игрушками и гирляндами. Но одна гирлянда почему-то не загоралась. Тогда мы стали проверять лампочки батарейкой от карманного фонаря: лампочки были исправны. Оказалось, что перегорел дроссель. Мы отпаяли его и припаяли новый — лампочки стали мигать.
Тип речи – повествование.
Мы с папой установили ёлку и стали украшать её игрушками и гирляндами. Но одна гирлянда почему-то не загоралась. Тогда мы стали проверять лампочки батарейкой от карманного фонаря: они были исправны. Оказалось, что перегорел дроссель. Мы отпаяли его и припаяли новый – лампочки стали мигать.
2. Определите лексическое значение выделенных слов. При выполнении задания пользуйтесь интернет-порталом «Грамота. ру» или любым толковым словарём.
Гирлянда – декоративное украшение, цепочка соединённых между собой нитью/проводом предметов (ветвей, цветов, лампочек, фонариков и т.д.), применяемое в качестве дизайна интерьера, сервировки стола, для украшения праздничных предметов. В ландшафтном дизайне используется в виде посадки из вьющихся растений, которые прикреплены к опоре вдоль тротуаров.
Дроссель – 1. Электр. Катушка из медной проволоки, обладающая большим индуктивным сопротивлением, включаемая в электрическую цепь для регулирования силы тока.
2. Тех. Приспособление в виде клапана или заслонки для регулирования давления и расхода жидкости, пара или газа.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением