Ответы на вопросы на стр.68-70 Часть 2 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)

Изображение Секреты страны ЛитературииПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ1. Вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные, то есть пересказанные или придуманные писателями. Подумайте, чем...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:
Секреты страны Литературии
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные, то есть пересказанные или придуманные писателями. Подумайте, чем объясняется схожесть сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран.
Обоснуйте своё мнение, используйте выражения:
• писатели использовали сюжеты народных сказок;
• писатели, владеющие литературным языком, обрабатывали тексты, которые записывали со слов неграмотных людей;
• в основе всех сказок лежат ценности, которые присущи всем народам.
Сходство сюжетов народной и литературной сказки часто основано на том, что писатели использовали сюжеты народных сказок. Они перерабатывали их на свой лад, но оставляли основные события и героев.
Часто это происходит потому, что писатели владеют литературным языкам и обрабатывают сказки, рассказанные неграмотными людьми, делая их удобными для чтения.
Но также сходство сюжетов основано на том, что все сказки проповедуют одни и те же моральные ценности, торжество добра над злом. Эти ценности присущи всем народам.
2. Сравните героев литературной и народной сказок.
Герой народной сказки:
• всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания;
• преодолевает все трудности на своём пути;
• в пути ему помогают волшебные предметы и помощники;
• всегда возвращается изменившимся.
Можно ли то же самое сказать про героя литературной сказки? Приведите примеры.
Про героя литературной сказки можно сказать то же самое, что про героя народной сказки:
- всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания;
- преодолевает все трудности на своём пути;
- в пути ему помогают волшебные предметы и помощники;
- всегда возвращается изменившимся.
Примеры сказок:
- «Снежная королева»
- «Белоснежка и семь гномов»
- «Аленький цветочек»
- «Красавица и чудовище»
3. Составьте в тетради таблицу «Сходство и различия народных и литературных сказок».
Сходство и различие народных и литературных сказок
Народные
Нет конкретного автора.
Существовали в устной форме. Могут иметь несколько вариантов.
Неизвестно время создания.
Герои делятся на положительных и отрицательных.
По жанру делятся на волшебные, бытовые и о животных.
Композиция имеет обязательно зачин, концовку, присказку.
Литературные
Есть автор.
Текст существует в письменной форме и не изменяется.
Известно точное время написания.
Герои могут иметь и отрицательные и положительные качества.
Могут совмещать в себе черты всех жанров.
Могут не иметь традиционных элементов.
Сюжет строится на вымышленных событиях.
Используются средства выразительности.
4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.
Фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей:
- С. Маршак;
- К. Чуковский;
- Б. Заходер;
- И. Токмакова;
- Т. Габбе;
- А. Толстой;
- И. Тургенев;
- В. Жуковский.
5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Ш. Перро, Г. X. Андерсена, С. Т. Аксакова? Обоснуйте своё мнение.
В основу этих сказок легли все жанры народных сказок.
Так, сказки «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек» имеют в основе волшебные сказки. В них происходят чудеса, волшебные превращения, есть волшебные предметы и помощники.
Сказка «Бременские музыканты» имеет в основе сказки о животных, ведь её героями стали животные.
А такие сказки, как «Чайник», имели в основе бытовые сказки, просто их героями стали предметы, а не люди.
6. Подумайте и обсудите с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.
Во всех прочитанных мной сказках есть глубокий, поучительный смысл. Они говорят нам о том, что человек может стать счастливым, добиться успеха, только если будет хорошо относиться к другим людям, делать добро.
Но этот же глубокий смысл содержится и в народных сказках и притчах.
7. Попробуйте на основе сюжета сказки Г. X. Андерсена «Пятеро из одного стручка» построить научно-познавательный рассказ.
Горох – удивительное растение семейства Бобовых.
Чтобы появилось новое растение, семя гороха, горошина, должно попасть в землю. Оно прорастает и даёт росток. Если росток поливать, освещать солнцем, то он будет расти. Стебель гороха гибкий, стелящийся. Поэтому под него ставят подпорки или его подвязывают.
Потом на растении появляются нежные бело-розовые цветы. На их месте образуется плод гороха – стручок, в нём зреют горошины. Молодой стручок зелёный и сочный. А спелый сухой и желтый, в нём могут находиться до десяти крупных горошин. Осенью стручок лопается и горошины падают на землю.
Но не все они дадут начало новым растениям. Часть погибнет, другая часть будет съедена птицами и животными, и только некоторые присыплет землёй, и они успешно перезимуют, чтобы весной прорасти.
8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познавательных рассказов.
- Автор художественного произведения красочно изображает предмет, выражает чувства и настроение, обозначает своё присутствие, отношение к предмету, использует такие средства выразительности, как эпитет, сравнение, олицетворение.
- Автор научно-познавательного рассказа сообщает что-то новое о предмете, не давая оценки изложенному, размышляет, рассуждает о предмете, не обозначая своего присутствия.
Автор художественного произведения не ставит целью поделиться научными, реальными фактами, он хочет рассказать поучительную историю, которая развлечёт или позабавит читателя.
Автор научно-познавательного рассказа ставит целью поделиться фактами о природе или предмете, заинтересовать ими читателя, расширить его кругозор.
9. Каких русских писателей-сказочников вы знаете? Выпишите названия их произведений в тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.
Аня составила такой список. Изучите его. Можно ли что-то добавить?
• В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». «Спящая царевна». «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке». «Кот в сапогах» (пер. с фр. сказки LU. Перро).
• П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
• А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
• В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». «Игоша». «Городок в табакерке». «Сказки и рассказы дедушки Иринея».
• А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
• Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
• Ю. К. Олеша. «Три толстяка».
• А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города». «Семь подземных королей».
Русские писатели-сказочники и их произведения, которые я знаю:
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне».
- С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
- А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
- Л.Н. Толстой «Три медведя».
- К.И. Чуковский «Айболит».
- С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
- Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
- Н.Н. Носов «Приключения Незнайки».
Список произведений, которые мне хотелось бы прочитать:
- В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». «Спящая царевна». «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке». «Кот в сапогах».
- П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
- А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
- В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». «Игоша». «Городок в табакерке». «Сказки и рассказы дедушки Иринея».
- А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
- Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
- Ю.К. Олеша. «Три толстяка».
- А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города». «Семь подземных королей».
- П.П. Бажов «Каменный цветок».
- В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал».
- В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто написал эти сказки?
Иллюстрация к сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Иллюстрация к сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран». Для того чтобы выполнить эту задачу, надо:
• распределиться на группы;
• определить, кто чем будет заниматься (составлять список книг, искать книги в библиотеке и дома, рассказывать о писателях-сказочниках, о стране, в которой они жили, составлять краткие аннотации, представлять иллюстрации).
Сказки русских писателей:
1) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне».
2) С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
3) А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
4) Л.Н. Толстой «Три медведя».
5) К.И. Чуковский «Айболит».
6) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
7) Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
8) Н.Н. Носов «Приключения Незнайки».
9) Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
10) Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
Сказки писателей разных стран:
1) Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Чайник», «Русалочка», "Гадкий утёнок".
2) Д. Барри «Питер Пэн».
3) Братья Гримм «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов»
4) Р. Киплинг «Маугли».
5) Л. Кэролл «Алиса в стране чудес».
6) А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».
7) К. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф».
8) А. Милн «Винни Пух и все, все, все».
9) Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», «Сказки матушки гусыни»
10) Д. Родари «Путешествие Голубой стрелы».
12. Найдите и прочитайте биографию Г. X. Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в сказке «Гадкий утёнок»? Какие его сказки вы представите на выставке? Расскажите о них, покажите иллюстрации. Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Г. X. Андерсена.
Ганс Христиан Андерсен - датский сказочник, романист, поэт и драматург, - родился 2 апреля 1805 года в небольшом провинциальном городке Оденсе в семье сапожника. Отец Андерсена был бедным башмачником, мать была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние. Отец, невзирая на свою профессию, был человеком начитанным и свою любовь к книге сумел передать Гансу Христиану.
В своей сказке «Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен описывает жизнь высшего общества того времени. Как высокомерны и пренебрежительны были обитатели птичьего двора, как презирали того, кто не был похож на них.
Сказки Г. Х. Андерсена, представленные на выставке:
• «Снежная королева»;
• «Дюймовочка»;
• «Стойкий оловянный солдатик»;
• «Дикие лебеди»;
• «Чайник»;
• «Русалочка»;
• «Гадкий утёнок».
«Снежная королева» – это замечательная сказка Г. Х. Андерсена, повествующая о подлинной любви и бескорыстной дружбе. В сказке храбрая Герда отправляется на поиски друга Кая, которого унесла в свое царство вечного холода Снежная королева. Очень интересно было читать о том, как хрупкой девчушке удавалось преодолевать препят-ствия, а также о её встречах с совершенно разными персонажами. Девочка настолько добра и скромна, что ей помогают даже недружелюбные герои.
«Дюймовочка» – добрая поучительная сказка, в которой крошечной девочке, рожденной из цветка, пришлось пройти немало испытаний, прежде чем обрести счастье. Дюймовочка бескорыстно помогла ласточке, и птица потом унесла ее в теплые края, где Дюймовочка была счастлива.
«Стойкий оловянный солдатик» - сильный и смелый солдатик, влюбленный в бумажную танцовщицу, который мужественно перенёс все испытания. Танцовщица - легкая и прекрасная девушка из бумаги. Тролль - злобный, ревнивый и завистливый, хотел избавиться от оловянного солдатика. Сказка учит беззаветной и преданной любви, учит стойкости и самоотверженности. Учит не склоняться перед невзгодами, переносить с честью испытания, добиваться своей цели.
Сказка «Дикие лебеди» о мужестве и смелости хрупкой девушки Элизы, которая не побоялась злой и всесильной колдуньи и спасла своих братьев, которых она очень любила. Любовь Элизы была такой сильной, что победила чары злой колдуньи и мы видим, как в сказке добро побеждает зло. Элиза шла к спасению своих братьев даже несмотря на угрозу смерти своей собственной жизни - она была готова пожертвовать собой ради спасения братьев - сгореть в костре.
В сказке Андерсена «Чайник» рассказывается о том, как один красивый кухонный чайник очень гордился своей красотой и считал себя королём стола. Но однажды судьба чайника резко переменилась, его уронили и он разбился. Тогда его подарили бедной женщине, и та посадила в чайник луковицу цветка. Сказка эта учит не впадать в гордыню и не считать себя лучше других. Учит относится ко всем одинаково доброжелательно. Учит бескорыстно помогать другим.
«Русалочка» – очень трогательная сказка о безответной любви нежной, трепетной Русалочки к прекрасному Принцу. Это история о том, на какие жертвы можно пойти ради настоящей любви. Русалочка ждала своё пятнадцатилетие, чтоб подняться на поверх-ность моря. Когда она это сделала, ей удалось спасти принца, в которого девушка влюбилась. Чтоб быть рядом с любимым, она пошла на сделку с колдуньей. Русалочка отдала голос в обмен на возможность стать человеком и находиться рядом с любимым. К сожалению, принц не полюбил её. И она превратилась в морскую пену.
«Гадкий утенок» - эта сказочная история превращения всеми забитого, нелюбимого Гадкого утенка в прекрасного лебедя, принца среди других птиц, не может не взволновать. Гадкий утенок в сказке пережил много грустных и даже трагических минут, он почти сломался эмоционально, ведь в конце он хотел только одного - смерти, но в этот момент происходит волшебное превращение и в жизни Гадкого утенка все меняется.
Аннотация к сборнику сказок Г.Х. Андерсена
Сказки Г. Х. Андерсена обладают особой атмосферой, их не спутаешь ни с какими другими. Они никогда не теряют своей актуальности. В этот сборник вошли двадцать четыре произведения великого датского сказочника. А иллюстрации к ним – живые, яркие и эмоциональные – создал знаменитый художник Анатолий Владимирович Кокорин. Их помнит и любит уже не одно поколение читателей. Все знают их героев – маленькую девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, готовую на любые подвиги, лишь бы расколдовать своих братьев-лебедей, трогательную Дюймовочку и стойкого оловянного солдатика… В удивительном мире Андерсена все дышит волшебной жизнью: даже самые обычные вещи по ночам разговаривают, мирятся и ссорятся.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением