Упр.64 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 64 1 Прочитайте текст. Какие приёмы сжатия вы можете применить к этому тексту? Сократите текст, сохранив все микротемы.1 Очень пожилой человек с седой бородкой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
64 1 Прочитайте текст. Какие приёмы сжатия вы можете применить к этому тексту? Сократите текст, сохранив все микротемы.
1 Очень пожилой человек с седой бородкой клинышком, в подпоясанной ремешком косоворотке и старомодной шляпе приехал на станцию Кратово, видимо, в гости: розовые щёки его были чисто выбриты, накрахмаленная косоворотка сияла белизной. 2 Под мышкой он держал коробку с печеньем. 3 Сойдя с поезда, он бодро зашагал по улице и исчез за углом.
4 День был жаркий, в воздухе стоял смолистый зной.
5 Я долго шла ио выбеленной солнцем дороге. 6 Неожиданно навстречу вынырнул уже знакомый старичок в косоворотке. 7 Вид у него был далеко не такой бодрый и накрахмаленный, как в начале пути: лоб покраснел, по щекам струился пот.
8 - Вы не знаете, где улица Ломоносова? спросил он и вытер шею платком.
9 Видимо, он изрядно устал. 10 К сожалению, я не могла ему помочь: эту местность я знала плохо. 11 Впереди шагала молодая женщина, держа в обеих руках тяжело нагруженные сумки. 12 Он обратился с тем же вопросом к ней.
13 — Да вы совсем не туда забрались! — сказала она нс слишком приветливо и поставила на дорогу сумки. 14 Лицо у неё было сердитое. 15 - Идите до трансформаторной будки, а потом четвёртый переулок направо.
16 Она рывком схватила свою тяжёлую поклажу и зашагала дальше.
17 До четвёртого переулка оказалось добрых сорок минут хода. 18 Но когда мы наконец дошли, выяснилось, что это вовсе нс улица Ломоносова.
19 Косоворотка старичка взмокла, на щеках выступили пятна. 20 Путник шагал наугад, а я шла вслед за ним, направляясь к темнеющей впереди роще.
21 — Что за пропасть! наконец сказал старичок с отчаянием и остановился. 22 Хоть обратно возвращаться впору. 23 А ведь меня здесь товарищи ждут, у нас сегодня традиционная встреча однокурсников Московского университета... 24 Сорок шесть лет подряд собираемся друг у друга — и вдруг опоздать из-за того, что улицы найти нс могу!
25 Раскалённая от солнца дорога была пустынна. 26 Махнув рукой, старичок повернул назад. 27 И в это время мы оба увидели быстро шагающую женщину с двумя сумками в руках. 28 Лицо её было более сердитым, чем при первой встрече.
29 - Не угнаться за вами! — закричала она. 30 - Улица Ломоносова будет не направо, а налево... 31 Полчаса за вами бегу, да ещё с тяжёлыми сумками...
32 Старичок озадаченно смотрел на неё, вытирая платком потные щёки.
33 — Помилуйте, это вы из-за меня бежали? наконец спросил он.
34— А из-за кого ещё? — сердито сказала женщина. 35 - Мне-то идти совсем в другую сторону...
36 - Благодарствуйте, но не стоило вам так утруждаться! вежливо произнёс старичок. (37) Я б уж как-нибудь сам...
38 Я бы рада не утруждаться, да не могу. 39 Не так воспитана... сказала женщина и вдруг засмеялась. 40 Лицо её сразу похорошело. 41- Когда сообразила, что ошиблась и послала вас не по той дороге, — побежала вслед, будто меня кипятком ошпарило, продолжала она. 42 — Вы же, думаю, до вечера будете эту улицу искать...
43 Женщина снова подхватила свои сумки и повернула назад, а старичок, церемонно приподняв шляпу, зашагал на улицу Ломоносова.
44 Что заставило женщину, которую я встретила в Кратове, бежать за незнакомым ей человеком, чтобы сказать ему, что она но ошибке указала ему дорогу неверно? 45 Ничто, кроме уважения к его времени, его отдыху, его планам.
46 А если вдуматься, то и уважения к самой себе.
47 «Не так воспитана...» — сказала она о себе.
48 Семья, школа, товарищи и она сама — все, вместе взятые, были строителями её нравственного воспитания, душевной требовательности к себе. 49 Это нравственное воспитание укоренилось, видимо, в ней так глубоко, что она не в силах была изменить ему даже в мелочи. (39) Усталая, измученная жарой, она мчалась вслед за незадачливым путником, бросив свои дела, волоча тяжёлые сумки, сердясь, быть может, и на него, и на себя...
51 Быть хорошо воспитанным человеком — это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле. 52 Тех, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце...
(По Т. Тэсс)
Приёмы текста, которые можно применить: исключение повторов, вводных слов, однородных членов, однотипной информации, цитат, деталей, которые не влияют на ход событий, пояснений и рассуждений; обобщение; замена.
Сокращённый текст
Пожилой человек, с седой бородкой, в старомодной шляпе, приехал на станцию Кратово, видимо, в гости. Розовые щёки его были чисто выбриты, косоворотка сияла белизной. Сойдя с поезда, он зашагал по улице и исчез за углом.
Жень был жаркий. В воздухе стоял смолистый зной. Автор шла по выбеленной солнцем дороге. Вдруг навстречу вынырнул старичок в косоворотке, но его вид был утомлённый. Он спросил, где находится улица Ломоносова. Автор не знала эту местность. Он обратился с вопросом к молодой женщине, несущей тяжёлые сумки. Она указала ему путь. Старичок шёл долго, никак не мог найти улицу, весь взмок, но продолжал идти наугад.
Спустя некоторое время автор и старичок заметили женщину с сумками, которая бежала за ними. Лицо её было более сердитым, чем при первой встрече. Оказалось, она неверно указала путь. Старичок удивился, неужели женщина вернулась только для того, чтобы сказать, что улица Ломоносова будет не направо, а налево. Женщина ответила, что именно так, потому что она не так воспитана.
Женщина снова подхватила свои сумки и пошла своей дорогой, а старичок, церемонно приподняв шляпу, зашагал на улицу Ломоносова.
Автор в конце размышляет о том, что же заставило женщину бежать за незнакомым человеком, чтобы сказать мему, что по ошибке она указала ему дорогу неверно.
2. Определите тип текста. Назовите его характерные признаки.
Тип текста: повествование.
Характерные признаки: завязка, развитие действия и развязка; большое количество глаголов, передающих развитие действия.
3. Докажите, что этот текст можно отнести к публицистическому стилю. А как бы вы определили жанр?
Текст можно отнести к публицистическому стилю. Текст служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью.
Жанр: статья.
4. Какова верная характеристика предложения 24?
1) сложное с подчинительной связью
2) сложное с сочинительной и подчинительной связью
3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью
Верная характеристика предложения 24: 2) сложное с сочинительной и подчинительной связью.
5. Найдите в тексте бессоюзные предложения и определите смысловые отношения между их частями. Покажите это графически.
Бессоюзные предложения:
Очень пожилой человек с седой бородкой клинышком, в подпоясанной ремешком косоворотке и старомодной шляпе приехал на станцию Кратово, видимо, в гости: розовые щёки его были чисто выбриты, накрахмаленная косоворотка сияла белизной. (вторая и третья части объясняют действия, о которых говорится в первой части)
[ – = ]: [ – = ], [ – = ].
День был жаркий, в воздухе стоял смолистый зной. (перечисление действий)
[ – = ], [ – = ].
Вид у него был далеко не такой бодрый и накрахмаленный, как в начале пути: лоб покраснел, по щекам струился пот. (вторая и третья части объясняют действия, о которых говорится в первой части)
[ – = и = ]: [ – = ], [ = – ].
К сожалению, я не могла ему помочь: эту местность я знала плохо. (вторая часть объясняют действия, о которых говорится в первой части)
[ – = ]: [ – = ].
Косоворотка старичка взмокла, на щеках выступили пятна. (перечисление действий)
[ – = ], [ = – ].
А ведь меня здесь товарищи ждут, у нас сегодня традиционная встреча однокурсников Московского университета... (перечисление действий)
[ = – ], [ – ].
6. Укажите, какое из перечисленных предложений является сложносочинённым.
1)23 2)32 3)38 4)43
Сложносочинённое предложение: 4) 43.
7. Выберите верную характеристику предложения 48.
1) простое, осложнённое однородными членами
2) бессоюзное сложное
Верная характеристика предложения 48: 1) простое, осложнённое однородными членами.
8. Какому предложению соответствует схема?
[ , (которую),...], {чтобы), {что).
Запишите это предложение и выполните его синтаксический разбор.
1Что заставило женщину, 2которую я встретила в Кратове, 1бежать за незнакомым ей человеком, 3чтобы сказать ему, 4что она по ошибке указала ему дорогу неверно?
Предложение вопросительное, невосклицательное, сложное (четыре грамматические основы: 1 – что заставило бежать; 2 – я встретил; 3 -сказать; 4 – она указала ), союзное, СПП с придаточным определительным, придаточным цели и придаточным изъяснительным; утвердительное;
1) главная часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое;
2) придаточная часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое;
3) придаточная часть: односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое;
2) придаточная часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
[1 – =, (2которую – = ), = ], (3чтобы = ), (4что – = ).
9. Какие виды сложноподчинённых предложений встречаются в тексте? Составьте их горизонтальные схемы.
Виды сложноподчинённых предложений:
Но когда мы наконец дошли, выяснилось, что это вовсе не улица Ломоносова. (СПП с неоднородным соподчинением)
(когда – = ), [ =], (что – = ).
Когда сообразила, что ошиблась и послала вас не по той дороге, — побежала вслед, будто меня кипятком ошпарило. (СПП с последовательным подчинением и неоднородным соподчинением)
(Когда = ), (что = и = ), – [ = ], (будто = ).
Что заставило женщину, которую я встретила в Кратове, бежать за незнакомым ей человеком, чтобы сказать ему, что она по ошибке указала ему дорогу неверно? (СПП с неоднородным соподчинением и последовательным подчинением)
[ – = , (которую – = ), =], (чтобы = ), (что – = ).
А если вдуматься, то и уважения к самой себе. (СПП с придаточным условия)
[если = ], (то …).
Это нравственное воспитание укоренилось, видимо, в ней так глубоко, что она не в силах была изменить ему даже в мелочи. (СПП с придаточным меры и степени)
[ – = , вв.сл., так], (что – = ).
Быть хорошо воспитанным человеком – это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле. (СПП с придаточным определительным)
[ – = тех], (кто = ).
Тех, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце... (СПП с придаточным определительным)
[ тех], (кто = и - - , и - - , и - - ).
10. Из предложений 43—52 выпишите простое предложение, осложнённое обособленными определением и обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания.
Усталая, (запятая разделяет однород обособлен. определения) измученная жарой, (запятая выделяет однород обособлен. определения, относящиеся к лич. мест.) она мчалась вслед за незадачливым путником, (запятая выделяет дееприч. об.) бросив свои дела, (запятая разделяет однород дееприч. об.) волоча тяжёлые сумки, сердясь, быть может, (запятые выделяют ввод. сл.) и на него, (запятая разделяет однород дополнения) и на себя...
11. Преобразуйте предложения 33—42 в прямую и косвенную речь. Запишите полученные предложения.
«Помилуйте, это вы из-за меня бежали?» – наконец спросил он. Он наконец спросил, из-за него ли она бежала.
«А из-за кого ещё? – сердито сказала женщина. – Мне-то идти совсем в другую сторону...» Женщина сердито сказала, что из-за кого ещё, что ей идти совсем в другую сторону...
«Благодарствуйте, но не стоило вам так утруждаться! – вежливо произнёс старичок. – Я б уж как-нибудь сам...» Старичок вежливо поблагодарил её и произнёс, что не стоило ей так утруждаться, что он уж как-нибудь бы сам…
«Я бы рада не утруждаться, да не могу. Не так воспитана...» – сказала женщина и вдруг засмеялась. Женщина сказала, что рада бы не утруждаться, да не может, потому что не так воспитана, и вдруг засмеялась.
«Когда сообразила, что ошиблась и послала вас не по той дороге, – побежала вслед, будто меня кипятком ошпарило, – продолжала она. – Вы же, думаю, до вечера будете эту улицу искать...» Он продолжала говорить, что когда сообразила, что ошиблась и послала его не по той дороге, то побежала вслед, будто её кипятком ошпарило, потому что подумала, что он до вечера будет ту улицу искать.
12. Выпишите из текста краткие причастия и прилагательные. Объясните правила их написания.
Краткие причастия: выбриты, воспитана.
Краткие прилагательные: пустынна (пустынный).
В суффиксах кратких причастий всегда пишется одна буква «н». В кратких прилагательных пишется столько «н», сколько в полной форме.
13. В каком тезисе содержится информация, обосновывающая ответ на вопрос: «В чём заключается душевная требовательность к себе?»
1) Умение пользоваться своими правами.
2) Необходимость исправлять свои ошибки.
3) Быть воспитанным человеком уважать и других людей, и себя.
4) Умение преподнести себя.
Информация, обосновывающая ответ на вопрос: «В чём заключается душевная требовательность к себе?» содержится под номером 3) Быть воспитанным человеком уважать и других людей, и себя.
14 Соотнесите номера предложений со средствами выразительности, которые в них содержатся.
1)1 а) эпитет
2)4 б)сравнение
3)6 в) фразеологизм
4)41 г) метафора
1) 1 – б) сравнение, а) эпитет;
2) 4 – а) эпитет;
3) 6 – г) метафора;
4) 41 – б) сравнение, в) фразеологизм.
15. Какой стилистический приём использован в предложениях 51 —52?
В предложениях 51 – 52 использован синтаксический параллелизм.
16. Объясните значение выражения нравственное воспитание. Какие синонимы вы можете подобрать к этому словосочетанию?
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Синонимы: духовное развитие, духовный прогресс, внутреннее развитие.
17. Определите значение слова добрых в предложении 17. Какие ещё значения имеет это слово? К какому пласту лексики оно принадлежит?
Слово «добрых» в предложении употреблено в значении «самый настоящий, большой, не меньший, чем то, что указывается существительным или числительным».
Другие значения слова «добрый»:
1) делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества;
2) несущий благо, добро, благополучие;
3) хороший, нравственный;
4) дружески близкий, милый;
5) хороший, безукоризненный, отличный;
6) безукоризненный, честный.
Данное слово является исконно русским.
18. Каким способом образованы выделенные в тексте слова? Проведите их словообразовательный анализ.
Навстречу < встреча, приставочно-суффиксальный способ.
Рывком < рывок, суффиксальный способ.
Впереди < перёд, приставочно-суффиксальный способ.
Впору – производящее слово.
Назад < зад, приставочный способ.
При встрече – предлог + существительное.
Пот ошибке – предлог + существительное.
Неверно < верно, приставочный способ.
19. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл предложений 51 —52. Аргументируйте свой ответ, подобрав примеры из текста.
Сочинение
Что значит быть хорошо воспитанным человеком
С самого детства мы слышим от родителей, воспитателей и учителей, что нужно быть воспитанными. Но что это значит?
Я думаю, что быть хорошо воспитанным человеком – это, в первую очередь, уважать других людей и соблюдать нормы морали. При этом воспитанный человек обладает не только хорошими манерами, но и проявляет вежливость не из-за привычки, а из-за собственного желания.
Воспитанный человек проявляет щедрость и доброту. Он готов помочь другим людям, даже если ему от этого не будет никакой выгоды. Так, например героиня истории, рассказанной Т. Тэсс, поняв, что указала неверную дорогу, вернулась, догнала старичка и исправила свою ошибку. Ей не очень легко было это сделать, потому что у неё была тяжёлая сумка. Но воспитание не позволило ей спокойно продолжать путь, зная, что из-за её ошибки старичок будет долго плутать под палящими лучами солнца.
Воспитанный человек уважает не только чувства других людей, но и их мнение. Он не станет унижать или оскорблять людей даже в том случае, если с ними не согласен. Он контролирует свои эмоции и действия, старается максимально избежать конфликтов, споров и ссор.
Воспитанные люди всегда внимательны, вежливы и учтивы, включая и близкое окружение, всегда проявят внимание к собеседнику, не будут его перебивать и дадут возможность высказаться. Они не обманут и всегда выполнят данные обещания.
В тексте также подчёркивается важность уважения к тем людям, с кем мы разделяем не только повседневные заботы, но и смысл жизни. Мы делим с кем-то «и труд, и хлеб, и солнце», что указывает на общность усилий, взаимопомощь и взаимозависимость.
Таким образом, воспитанный человек – это не только тот, кто обладает хорошими манерами, но и тот, кто уважает других, контролирует свои действия, речь и эмоции, готов к взаимопомощи и взаимодействию. Воспитание несёт в себе не только индивидуальные, но и коллективные ценности. В общности усилий и целей заключается смысл собственной жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением