Упр.638 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
669 УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Познакомьтесь с планом и образцом морфологического разбора глагола, а затем выполните анализ двух глаголов из текста упр. 667.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГЛАГОЛА
1. Общее грамматическое значение (действие, состояние).
2. Начальная форма (инфинитив).
3. Постоянные морфологические признаки:
возвратный или невозвратный;
вид;
спряжение;
переходный или непереходный.
4. Непостоянные морфологические признаки:
изъявительное, повелительное или сослагательное (условное) наклонение.
В изъявительном наклонении:
время (настоящее, прошедшее, будущее);
число;
лицо (у глаголов в настоящем и будущем времени);
род (у глаголов в прошедшем времени).
В повелительном наклонении:
число.
В сослагательном (условном) наклонении:
число;
род (в единственном числе).
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
образец морфологического анализа глагола
1. ...коршун что делает? — кружит. Кружит — глагол, обозначает действие.
2. Начальная форма — кружить.
3. Постоянные признаки: невозвратный, несовершенного вида, II спряжения, непереходный.
4. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, единственного числа, 3-го лица.
5. В предложении является сказуемым.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
1. …лужи (что делают?) – разливаются. Разливаются – глагол, обозначает действие.
2. Начальная форма – разливаться.
3. Постоянные признаки: возвратный, несовершенного вида, I спряжения, непереходный.
4. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, множественного числа, 3-го лица.
5. В предложении является сказуемым.
1. … «зайчики» (что делают?) – трепещут. Трепещут – глагол, обозначает действие.
2. Начальная форма – трепетать.
3. Постоянные признаки: невозвратный, несовершенного вида, I спряжения, непереходный.
4. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, множественного числа, 3-го лица.
5. В предложении является сказуемым.
658 Письменно проспрягайте глаголы пробежать и захотеть. Сопоставьте их окончания с окончаниями глаголов I и II спряжения.
Это разноспрягаемые глаголы. Глагол «пробежать» в 1-м и 2-м лице единственного и множественного числа, в 3-м лице единственного числа имеет окончания II спряжения, а в 3-м лице множественного числа – I спряжения.
Глагол «захотеть» в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного числа имеет окончания I спряжения, а в 1-м, 2-м и 3-м лице множественного числа – II спряжения.
638 1. Прочитайте и перепишите тексты. Укажите глаголы в форме повелительного наклонения. Определите, в форме какого наклонения употреблены остальные глаголы. Подчеркните их как члены предложения и разберите по составу.
1) Сей овёс, когда б..рёзовый лист ст..нет распускат(?)ся. Ячмень сей, когда цв..тёт калина. (Народные приметы)
2) Евсей, Евсей, муку просей,
А просееш(?) муку —
Исп..ки в печи к..лачи
Да м..чи на стол г..рячи.
(Прибаутка)
3) Дождик, лей, лей, лей
(На) меня и на людей!
На людей по ложке,
(На) меня по крошке.
А на Бабу-ягу —
Лей по целому ведру!
(Прибаутка)
2. Какими по цели высказывания являются данные предложения?
Данные предложения по цели высказывания являются побудительными.
3. Объясните правописание пропущенных букв.
4. Определите лексическое значение слов прибаутка, калач.
При выполнении задания пользуйтесь любым толковым словарём (бумажным или электронным).
Прибаутка – острое словцо, забавное словосочетание, придающее речи, рассказу своеобразный, живой характер.
Калач – пшеничный хлебец, выпеченный в форме замка с дужкой.
646 1. Прочитайте русские народные считалки про себя, потом вслух, соблюдая нужную интонацию. Выпишите глаголы в форме прошедшего времени, выделите в них окончания и суффикс -л-.
1) Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди.
Кто не верит — выходи!
2) Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить —
Тому и водить!
Поджала, побежала, оказалась, жили, пили, мыли, платили.
2. Объясните, почему нельзя определить время у выделенных глаголов.
По временам изменяются только глаголы изъявительного наклонения.
Выходи – глагол повелительного наклонения.
Платить – инфинитив, водить – инфинитив.
3. Спишите второе предложение второго текста, разберите его по членам и выполните синтаксический анализ.
Кто не хочет платить –
Тому водить. (Побудительное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.)
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением