Ответы на вопросы на стр.56-57 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Фонохрестоматия«Я покинул родимый дом...»1. Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихов. Какие звуки преобладают в этом...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
«Я покинул родимый дом...»
1. Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихов. Какие звуки преобладают в этом стихотворении?
Стихотворение «Я покинул родимый дом…» звучит плавно, тягуче, словно песня. Каждое следующее слово словно вытекает из предыдущего. Такой эффект достигается большим количеством гласных – О, У, А, Я, Э.
"Золот[о]ю ляг[у]шкой лун[а]
Распл[а]ст[а]лась н[а] тихой в[а]д[э]"
Речь движется плавно, почти не «спотыкаясь» о глухие или шипящие звуки. Большинство согласных в стихотворении представлены сонорными звуками.
Сонорные звуки - звонкие согласные, при произношении которых используется в основном голос, а не шум выдыхаемого воздуха, например, Р, М, Л, Н, Й.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Все звуки вместе придают стихотворению нежное, мелодичное звучание.
2. Каким настроением окрашено стихотворение? Подтвердите свой ответ выразительным чтением.
Стихотворение «Я покинул родимый дом...» проникнуто любовью к родимому дому, любованием картинами родной природы и светлой грустью.
Поэт создал очень трогательные образы отца и матери. Он говорит, что вернется не скоро и от этого родители его в печали.
Пейзаж, нарисованный поэтом, показывает нам, как поэт скучает по родине и дому. Для него все в родной природе прекрасно и даже обычный клен кажется ему похожим на себя самого.
Смысловое ударение необходимо ставить на слова, выделенные жирным шрифтом, читать их немного громче и медленнее других.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
«Низкий дом с голубыми ставнями...»
1. Отличаются ли интонации стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...» от интонаций стихотворения «Я покинул родимый дом...»?
Интонация актера, читающего стихотворение «Я покинул родимый дом...» всё время стремится вниз, «скатывается». Так передается настроение теплой грусти. Поэт вспоминает родные пейзажи, грустит об оставленных родителях и доме.
В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» интонация, наоборот, стремится вверх. От строчки к строчке, до главной по смыслу фразе:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда
2. В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти? В каком чувства поэта обострены и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью? Как это передаётся в актёрском чтении?
В стихотворении «Я покинул родимый дом...» больше светлой безмятежной грусти. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» чувства поэта обострены, и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью. Это хорошо слышно в актёрском чтении. Актер читает стих не торопясь, как будто давая нам время нарисовать в воображении образ и пейзажи. Он читает не громко, с ровным ритмом.
Читая стихотворение «Я покинул родимый дом...», актёр достаточно сдержан, темп чтения стихотворения чуть замедленный, ровный, спокойный. Читая стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...», актёр эмоционален, он использует большое количество восклицаний. Он в этом стихотворении читает заметно быстрее, усиливая силу голоса, темп и громкость, задавая каждому четверостишью определенную кульминацию.
3. Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения? Подготовьтесь к их выразительному чтению, передав чувство любви поэта к Родине.
Чувство тоски по родине объединяет стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями...». Любовь поэта к родине звучит в каждой строфе. С помощью пейзажей, образов, как красивых, так и серых, безрадостных, Есенин передает нам свои чувства.
При подготовке выразительного чтение помните, что в стихотворении «Я покинул родимый дом...» больше светлой безмятежной грусти. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» чувства поэта обострены, и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью.
Размышляем о прочитанном
1. Прочитайте вслух оба стихотворения о родном доме. Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более быстрый, подвижный, динамичный, а в каком — более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете, почему?
В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» ритм более подвижный, динамичный, быстрый. Здесь же поэт чередует рифмы.
А стихотворение «Я покинул родимый дом...» отличается более медленным, неторопливым, размеренным ритмом. Есенин в нем придерживается одной рифмы на протяжении всего произведения.
2. Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце в стихотворении «Я покинул родимый дом...»?
Пейзажные обороты помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце:
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
«Три звезды», словно церковная лампада, у которой его мать скучает и молится о сыне.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Есенин намекает нам, что так давно не был в отчем доме, что отец уже постарел, у него появилась седина.
Эти образы передают настроение теплой грусти по оставленным родителям.
3. В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком — более обычной, повседневной, неяркой? Как вы думаете, почему?
Родная природа видится более возвышенной, сказочной в стихотворении «Я покинул родимый дом...». Родная природа видится более обычной, повседневной, неяркой в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...».
Картины природы в стихах Есенина всегда связаны с его личными чувствами и переживаниями. Можно предположить, что в период создания стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...» поэт переживает какое-то разочарование, о чем-то тоскует, а потому видит всё вокруг в неприукрашенном виде, и даже, наоборот, подмечает всё то, что свидетельствует о разрушении, гибели, увядании. Можно даже предположить, что Есенин тоскует по ушедшей молодости.
4. Различаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях? Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения.
В стихотворении «Я покинул родимый дом...» больше светлой безмятежной грусти, а в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» чувства поэта обострены, и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью. Следовательно, и чувства поэта отличаются: в первом стихотворении об любуется родной природой, а во втором видит родной край без прикрас.
Свою непроходящую любовь к Родине Есенин объясняет так:
«Как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться,
И под этим дешёвеньким ситцем
Ты мила мне, родная выть...»
5. Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для этого поэта? Как вы понимаете эти слова? Найдите их в тексте стихотворений.
«Есенинские» слова и словосочетания:
- «голубая Русь» – голубое небо: «Голубую оставил Русь»;
- «яблонный цвет» –белый, в данном контексте – седой: «Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде»;
- «сереньким ситцем», «дешёвеньким ситцем» – ситец - тонкий материал, который становится у Есенина символом Руси: «Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес»; «И под этим дешёвеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть»;
- «седые журавли» – эпитет связан с серым окрасом птиц: «Полюбил я седых журавлей»;
- «тощие дали» – бескрайние дали: «С их курлыканьем в тощие дали»;
- «березь» – берёзы, «цветь» – цветение, разноцветье: «Только видели березь да цветь»;
- «безлистый» – без листьев: «Да ракитник кривой и безлистый»;
- «родимая выть» – вспаханное русское поле: «Ты мила мне, родимая выть».
6. Обратите внимание на способ рифмовки в четверостишиях стихотворений. В каком из стихотворений выдержан один способ рифмовки, а в каком из них сочетаются две разные рифмовки?
В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» поэт чередует 2 вида рифм.
Сначала идет стандартная рифма через строку. Такую рифму называют перекрестной:
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Далее - использует так называемую кольцевую рифмовку.
Как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться,
И под этим дешёвеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
В стихотворении «Я покинул родимый дом...» используется лишь одна рифма, перекрестная:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
7. Как вы считаете, почему строки:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда
в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем — последними?
Стихотворение начинается и оканчивается одинаковыми строками:
«Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда».
Автору важно было подчеркнуть значимость этих строк. Таким образом поэт как бы замыкает круг, подводит нас в финале к главной мысли, которая была высказана сразу же.
Такая композиция называется кольцевой. Поэт подчеркивает главную мысль и идею стихотворения - любовь к родному дому, верность родине, несмотря на то что там, порой, непросто, бедно и серо живется.
8. Выучите наизусть одно из стихотворений С. Есенина о родном крае.
Когда будете учить стихотворение, помните, что в стихотворении «Я покинул родимый дом...» больше светлой безмятежной грусти, а в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» чувства поэта обострены и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью.
9. Какие произведения С. Есенина вы слышали в стихотворном и песенном исполнении актёров? Какие из них вам запомнились? Почему?
Стихи Есенина всегда настолько лиричны и проникновенны, что их часто исполняют под музыку, например, в качестве романсов.
Я слышал в стихотворном и песенном исполнении актёров произведения Есенина «Письмо матери», «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Клён ты мой опавший...».
Мне запомнилось песня на стихи Есенина «Отговорила роща золотая». Мне очень понравилось, как пел исполнитель: душевно, грустно, мягко. Я слушал этот романс и представлял себе золотую осень, медленно опадающие листья и человека, который одиноко сидит на скамейке в осеннем парке.
Одним из красивейших романсов можно считать «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи Сергея Есенина в исполнении Олега Погудина. Сильный голос, бархатный тембр вокалиста и смысл стихотворения заставляют замереть и вслушиваться в каждое слово.
10. Подготовьте отзыв об актёрском исполнении одного из стихотворений С. Есенина.
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» в исполнении Сергея Безрукова берет за душу. Красивые, спокойные, теплые пейзажи родных краев, описанные так, как умеет только Есенин:
«И свинцовой свежести полынь.»;
«Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.».
Невозможно остаться равнодушным к вкрадчивым интонациям и уверенному голосу актера. Теплом и грустью пронизана его речь. Мы слышим, как искренне он любит поля, о которых говорит, с какой горечью просит возможности умереть именно на родине, а не на чужбине.
Возможно, это удается Сергею Безрукову так органично и натурально, потому что он сыграл поэта в сериале «Есенин» и его образ ему очень близок. И конечно, потому что он так же сильно любит свою родину, как и поэт. Эти стихи и про него тоже.
Проект
Проведите в классе конкурс на лучшую иллюстрацию к стихотворениям Есенина. Участники этого конкурса выступают с устной защитой своих работ и выразительным чтением стихотворений.
С. Есенин. «Отговорила роща золотая…»
На моей иллюстрации слева изображена небольшая берё-зовая роща, которая пред-стаёт как живое существо и говорит «весёлым языком».
Справа одинокий мужчина, который стоит «один среди равнины голой» и провожает взглядом клин журавлей, печально пролетающих над равниной.
Берёзы, поля, река, небо – всё золотое, бесконечно дорогое и милое автору стихотворения.
Береза - образ Руси. Красавица русских лесов давно ассоциируется у всех именно с нашей страной. Как и в стихотворении Сергея Есенина, она (и родина) переживает сложные времена - осень на дворе, грядут холода.
Время года показывает нам взрослость самого автора, он пишет: «Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.». Он не жалеет о прожитых годах.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением