Упр.549 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
558 Ученикам предложили определить тип речи и обосновать свой выбор. Оцените два ответа учащихся. Какой тип речи они использовали для построения собственных высказываний? В каком ответе приведено неверное доказательство?
Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химического волокна плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. (Г. Ганейзер, В. Парини)
1) Мне кажется, что это высказывание — рассуждение. В нём объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химического волокна плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки). Содержание высказывания нельзя сфотографировать.
2) По-моему, это высказывание — рассуждение, потому что в нём сообщаются точные сведения о пластмассе.
Для построения собственных высказываний ученики использовали рассуждение. Первый ученик написал, что объясняется в тексте, определил причину и сделал вывод. Подтвердил всё невозможностью передать содержание текста с помощью фотографии. Второй ученик не понял, что объясняется в тексте, поэтому не нашёл доказательств и не сделал вывод.
Неверное доказательство приведено во втором ответе.
564 1. Прочитайте текст Сергея Евгеньевича Вольфа. Выделите предложения со значением оценки. Что оценивается говорящим — предмет, явление, событие?
Вчера к нам в окно настоящий живой чиж залетел. Вот чудо!
— Мама! — заорал я, бросаясь закрывать форточку. — ...Беги сюда! Смотри — кто! Вот это птица! Ну и симпатяга. Да ты посмотри! Блеск!
Предложения со значением оценки:
Вот чудо! (Оценивается событие – залетел чиж.)
Вот это птица! Ну и симпатяга. Блеск! (Оценивается предмет – чиж.)
2. Попробуйте объяснить, почему в корне выделенного слова пишется буква а.
549 1. Прочитайте тексты и их анализ.
1) Он [Виктор] уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри его клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья. (Б. Орешкин)
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА-РАССУЖДЕНИЯ Я считаю, что это высказывание является повествованием: в нём говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим (сначала Виктор приготовил шалашик, положил внутри его клочок газеты, потом поднёс спичку к бумаге). Все эти действия нельзя передать на одной фотографии, так как они совершаются в разное время. Это последовательные действия.
2) Он [Сергей] мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства. (А. Куприн)
образец ответа-рассуждения Я думаю, что это высказывание является описанием, так как здесь даны признаки (детали) одной картины — бега (мчащийся Сергей, скачущий Арто, тяжело грохочущий дворник). Содержание высказывания можно передать на одном снимке. Это одновременные признаки.
2. Найдите в любом художественном произведении два небольших отрывка — описание и повествование. Перепишите тексты. Определите тип речи и обоснуйте свою точку зрения, построив доказательство по данным образцам рассуждения.
1) Большой трансатлантический пароход «Вениамин Франклин» стоял в генуэзской гавани, готовый к отплытию. На берегу была обычная суета, слышались крики разноязычной, пестрой толпы, а на пароходе уже наступил момент той напряженной, нервной тишины, которая невольно охватывает людей перед далеким путешествием. Только на палубе третьего класса пассажиры суетливо «делили тесноту», размещаясь и укладывая пожитки. Публика первого класса с высоты своей палубы молча наблюдала этот людской муравейник. (А. Беляев)
Я считаю, что этот текст является описанием, так как здесь даны признаки (детали) одной картины- поведение людей перед отплытием парохода: суета на берегу, момент напряжённой тишины на пароходе, суета пассажиров на палубе третьего класса, молчаливое наблюдение публики первого класса. Содержание текста можно передать на одном снимке. Это одновременные признаки.
2) Оставшись одна, мисс Кингман принялась за приготовление завтрака. Она вычистила и зажарила пойманную Гатлингом рыбу, спустилась в трюм и взяла в складах провизии несколько апельсинов. Когда она, с корзиной в руках, поднялась на палубу, то увидела необыкновенную картину: за их обеденным столом — вернее, на столе и стульях – хозяйничали обезьяны. (А. Беляев)
На мой взгляд, это высказывание является повествованием: в нём говорится о действиях одного лица, которые происходят одно за другим (сначала мисс Кингман вычистила и зажарила рыбу, затем спустилась в трюм и взяла несколько апельсинов, потом поднялась на палубу и увидела обезьян). Все эти действия нельзя передать на одной фотографии, так как они совершаются в разное время. Это последовательные действия.
545 Какой тип речи может быть использован в сочинениях на каждую тему? Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи?
1) Моя собака. (описание) – Почему собаку называют другом человека? (рассуждение) – Однажды мы с собакой… (повествование)
2) Очень нужный предмет в доме. (описание) – Почему этот предмет так нужен в доме? (рассуждение)
Между формулировкой темы и типом речи есть связь: тип речи зависит от формулировки темы.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением