Упр.545 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
554 1. Сравните тексты: к какому типу и стилю речи они относятся? Докажите. Что в этих текстах общего, что различного? Как различие замыслов авторов сказалось на выборе ими языковых средств?
1) Шляпка у чёрного груздя плоская, вдавленная посредине, с завёрнутыми краями. Окраска шляпки оливково-чёрная или оливково-бурая. Ножка короткая, толстая. Мякоть белая, плотная. (По В. Фе-дяеву)
Тип текста – описание: перечисляются одновременные признаки (шляпка плоская, вдавленная посередине, с завёрнутыми краями; окраска шляпки оливково-чёрная или оливково-бурая; ножка короткая, толстая; мякоть белая, плотная). Стиль – научный: употребляются научные термины (шляпка, чёрный груздь, окраска, ножка, мякоть), слова употреблены в прямом значении.
2) А как хороши были белянки и чернушки, и те и другие на низеньких ножках! Шляпки широкие, как чайные блюдца, и во многих из них в самой серёдочке сверкала дождевая вода.
Белянки и чернушки были очень похожи друг на друга, только белянки — беленькие, а чернушки — тёмно-бурые, иногда почти чёрные. (По Г. Скребицкому)
Тип текста – описание (белянки и чернушки на низеньких ножках; шляпки широкие; белянки – беленькие; чернушки – тёмно-бурые, иногда почти чёрные). Стиль – художественный: используются художественные средства – эпитеты (дождевая вода), оценочные слова (низеньких, в серёдочке, беленькие), метафоры (сверкала дождевая вода), сравнение (шляпки широкие, как чайные блюдца), разговорные слова (белянки, чернушки), восклицательное предложение (А как хороши были белянки и чернушки, и те и другие на низеньких ножках!).
Общее в этих текстах тема – грибы.
Различие: первый текст научного стиля, второй текст художественного стиля. Именно поэтому авторы выбирали языковые средства, соответствующие стилю речи.
2. Из второго текста выпишите, распределив по группам, слова с орфограммами в корнях.
Проверяемые гласные в корне слова: хороши (хороший), белянки (белый), чернушки (чёрный), дождевая (дождь), вода (воды).
Непроверяемые гласные в корне слова: хороши, серёдочке, сверкала.
Проверяемые согласные в корне слова: ножках (ножек), блюдца (блюдечко).
Правописание жи-ши с буквой «и»: широкие.
Правописание ча-ща с буквой «а»: чайные.
3. К какой тематической группе относятся выделенные слова? Дополните эту группу своими примерами.
Выделенные слова относятся к тематической группе – грибы: грузди, белянки, чернушки, волнушки, лисички, подберёзовики, опята.
560 Прочитайте фрагмент текста Бориса Степановича Житкова. Разговорная или книжная речь использована в нём? Найдите в тексте высказывания со значением положительной и отрицательной оценки. Какими средствами языка она выражена?
Рыбаки не могли нахвалиться Муркой:
— Ай да кошка! Боевая кошка! Ну а дети не в мать пошли. Балбесы и лодыри.
В этом фрагменте текста Бориса Степановича Житкова использована разговорная речь.
Высказывания со значением положительной оценки: Ай да кошка! Боевая кошка!
Высказывания со значением отрицательной оценки: Ну а дети не в мать пошли. Балбесы и лодыри.
Оценка выражена существительными (балбесы, лодыри), прилагательными (боевая), сочетанием слов (ай да), предложением (Ну а дети не в мать пошли.).
545 Какой тип речи может быть использован в сочинениях на каждую тему? Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи?
1) Моя собака. (описание) – Почему собаку называют другом человека? (рассуждение) – Однажды мы с собакой… (повествование)
2) Очень нужный предмет в доме. (описание) – Почему этот предмет так нужен в доме? (рассуждение)
Между формулировкой темы и типом речи есть связь: тип речи зависит от формулировки темы.
540 Составьте и запишите предложения по схемам.
1) Самолёт уже скрылся за горизонтом, но ребята всё продолжали всматриваться в синеву неба.
2) Солнце клонилось к закату, и мы засобирались в обратный путь.
3) Маленькая птичка вспорхнула из кустов и закружилась над нами.
4) Внезапно зашумели деревья, потому что налетел сильнейший ветер.
5) Высоко в небе парил орёл, он высматривал себе добычу.
6) Мама улыбнулась и сказала: «В такой хороший день надо обязательно сходить в парк».
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением