Упр.543 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 543 1.	Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком — о действиях или причине? Какой из текстов о птице является описанием, какой —...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение 543 1.	Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком — о действиях или причине? Какой из текстов о птице является описанием, какой —...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение 543 1.	Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком — о действиях или причине? Какой из текстов о птице является описанием, какой —...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение 543 1.	Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком — о действиях или причине? Какой из текстов о птице является описанием, какой —...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Перед вами отрывок из рассказа Аркадия Петровича Гайдара «Голубая чашка». В какой части текста изображены последовательные действия и в какой — одновременные?
[Вот сидим мы верхом на крыше.]
1) И видно нам сверху, как в соседнем саду, у крыльца, дымит трубой самовар. А на крыльце сидит старик с балалайкою, и возле него толпятся ребятишки.*
2) Потом выскочила из ч..рных сеней б..соногая сгорбленная ст..-руха. Реб..тишек турнула, ст..рика обругала и, схв..тив тряпку, стала хлопать по конфорке с..мовара, чтобы он зак..пел быстрее.
1) В первой части текста изображены одновременные действия (дымит самовар, сидит старик, толпятся ребятишки).
2) Во второй части изображены последовательные действия (сначала выскочила старуха; потом ребятишек турнула; старика обругала; схватив тряпку, стал хлопать по конфорке самовара).
2. Из второго текста выпишите слова с пропуском букв и объясните их написание.

558 Ученикам предложили определить тип речи и обосновать свой выбор. Оцените два ответа учащихся. Какой тип речи они использовали для построения собственных высказываний? В каком ответе приведено неверное доказательство?
Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химического волокна плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. (Г. Ганейзер, В. Парини)
1) Мне кажется, что это высказывание — рассуждение. В нём объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химического волокна плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки). Содержание высказывания нельзя сфотографировать.
2) По-моему, это высказывание — рассуждение, потому что в нём сообщаются точные сведения о пластмассе.

Для построения собственных высказываний ученики использовали рассуждение. Первый ученик написал, что объясняется в тексте, определил причину и сделал вывод. Подтвердил всё невозможностью передать содержание текста с помощью фотографии. Второй ученик не понял, что объясняется в тексте, поэтому не нашёл доказательств и не сделал вывод.
Неверное доказательство приведено во втором ответе.

543 1. Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком — о действиях или причине? Какой из текстов о птице является описанием, какой — повествованием, какой — рассуждением?
1) На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была совсем маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому)
2) ... поспешно вылез на берег и прико- Что сделала эта вылял к нашему привалу. Тут он увидел птица? рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. (По К. Паустовскому)
3) ... не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков.
В первом тексте говорится о признаках. Этот текст является описанием.
Во втором тексте говорится о действиях. Этот текст является повествованием.
В третьем тексте говорится о причинах. Этот текст является рассуждением.
2. О какой птице говорится в тексте? Докажите.
В тексте говорится о пеликане. Он изображён на рисунке. Мы видим, что пеликан – это большая птица с маленькой головой, заросшей курчавым пухом. Оперение отливает розовым и лимонным цветом. Огромный клюв с большим кожаным мешком.
3. Разберите по составу выделенные слова.
Оперение, лимонным, кожаным, притопывать.

538 1. Выпишите предложения, которые соответствуют схеме. Расставьте знаки препинания.
1) Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин) 2) Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шёлковый шатёр. {А. Пушкин) 3) Вдруг раздался лёгкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. (А. Пушкин) 4) Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришёл наконец к Кощееву дубу.

2. Спишите остальные предложения, составьте их схемы и объясните постановку знаков препинания.

3. По толковым словарям (бумажным или электронным) уточните лексическое значение выделенных слов.
Горница – 1.Устар. Комната (первоначально в верхнем этаже). 2. Обл. Чистая половина крестьянской избы.
Шатёр – палатка из ткани, кожи, ветвей.
Спица – заостренный деревянный или металлический стержень различного назначения; остроконечный стержень, которым заканчивается крыша здания.
Дремучий – густой, труднопроходимый, старый (о лесе).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением