Упр.48 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
48 1 Прочитайте басню «Психологический эффект» Сергея Владимировича Михалкова по ролям. Какой вид диалога представлен в тексте?
Бежал Заяц по лесу, а Волк спал после сытного обеда у себя в логове.
Вот Заяц возьми да и провались в Волчье логово!
Проснулся Волк обомлел: Заяц!
А тот стоит перед ним ни жив ни мёртв лапки по швам... Не успел Волк очухаться от неожиданности, как Заяц вдруг преобразился, заднюю ногу вперёд выставил да как заорёт во всё горло:
— Вста-а-ать!
Вскочил Волк.
А Заяц громче прежнего:
Как стоишь, бродяга?! Молчать! Что за кости? Чьи? Отвечай!
Это... я... я... обедал... окончательно растерявшись, отвечал Волк.
Молчать, когда с тобой разговаривают! Спал на овечьей шкуре? А где сама овца?
— Я... я... я...
Ясно! Завтра поговорим! У старого дуба! Ровно в пять! Всё! И Заяц величественно вышел из логова.
К старому дубу Волк так и нс явился. Ни в пять, ни в шесть, ни позже...
После встречи с Зайцем его разбил паралич.
А Заяц? Увы! Он слишком часто стал прибегать к этой манере разговаривать. Как бы чет нс вышло...
В тексте представлен диалог-побуждение с элементами расспроса.
2. В чём заключается комический эффект этого текста? Какие лексические и синтаксические средства использовал автор для достижения такого эффекта?
Комический эффект этого текста заключается в том, что Заяц представлен сильным и устрашающим зверем, а Волк – трусливым.
Для достижения такого эффекта автор использовал различные синтаксические средства, чтобы показать, как Заяц напугал Волка: речь Зайца состоит из неполных восклицательных предложений (Ясно! Завтра поговорим! У старого дуба! Ровно в пять! Всё!), что говорит о его уверенности и бесстрашии. Речь Волка состоит из реплик с многоточиями, повторяющимися словами (Это… я… я… обедал…), что подчёркивает его страх от неожиданного поведения Зайца.
Лексические средства: глаголы в повелительном наклонении (встать, молчать), противопоставления (величественно вышел – окончательно растерявшись), разговорные слова (заорёт), обращение (бродяга).
3. Объясните постановку знаков препинания в диалоге.
Не успел Волк очухаться от неожиданности, (запятая разделяет главную и придаточную части) как Заяц вдруг преобразился, (запятая разделяет однородные сказуемые) заднюю ногу вперёд выставил да как заорёт во всё горло: (двоеточие разделяет слова автора и реплику)
– Вста-а-ать!
Вскочил Волк.
А Заяц громче прежнего: (двоеточие разделяет слова автора и реплику)
– Как стоишь, (запятая выделяет обращение) бродяга?! Молчать! Что за кости? Чьи? Отвечай!
– Это... я.. я.. обедал... (многоточие в конце прямой речи и тире после прямой речи перед словами автора) – окончательно растерявшись, (запятая выделяет деепричастный оборот) отвечал Волк.
– Молчать, (запятая разделяет главную и придаточную части) когда с тобой разговаривают! Спал на овечьей шкуре? А где сама овца?
– Я.. я.. я...
– Ясно! Завтра поговорим! У старого дуба! Ровно в пять! Всё! – (тире после прямой речи перед словами автора) И Заяц величественно вышел из логова.
Перед каждой репликой диалога ставится тире.
4. Вы знаете, что басня — краткий иносказательный нравоучительный рассказ (или стихотворение). А какова мораль этой басни? Сформулируйте её.
Мораль этой басни заключается в следующем: один и тот же приём в поведении не всегда может сработать успешно.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением