Ответы на вопросы на стр.45 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Стихотворение-плач, стихотворение-причитание начинается с обращения «...грибочек, белый груздь». Как вы думаете, как это обращение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Стихотворение-плач, стихотворение-причитание начинается с обращения «...грибочек, белый груздь». Как вы думаете, как это обращение соотносится с народной пословицей «Назвался груздем — полезай в кузов»?
Обращение в начале стихотворения Марины Цветаевой «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!» действительно может быть связано с народной пословицей «Назвался груздем — полезай в кузов». В данном случае «груздь» символизирует человека, оказавшегося в ситуации, где от него требуют активного участия, словно он должен выполнить долг, раз уже вступил в эту игру жизни.
Пословица «Назвался груздем — полезай в кузов» означает необходимость соответствовать тому, что человек сам выбрал или заявил, неся ответственность за свои поступки. Цветаева могла использовать эту ассоциацию как символическое указание на тех, кто оказался втянутым в жестокие обстоятельства войны (возможно, Гражданской), независимо от их изначальных намерений.
Таким образом, образ «грибочка» может также подразумевать не только хрупкость и беззащитность, но и неизбежную ответственность за участие в кровавых событиях. "Назвался грибочком", то есть оказался втянутым в конфликт, — должен терпеть его последствия, которые выражены через боль и мольбы погибающих солдат, обращенные к матери.
2. Похоронные причитания — эмоциональный, скорбный, безответный монолог. Нарушается ли эта традиция в стихотворении Цветаевой?
В стихотворении Марины Цветаевой действительно заметны черты похоронного причитания: оно наполнено скорбью, жалобами, повторяющимися воплями, что характерно для этого жанра. Однако Цветаева вносит в традиционную форму определенные изменения, что нарушает строгие каноны похоронного причитания.
1. Диалогичность. Хотя похоронные причитания — это, как правило, монолог, в стихотворении Цветаевой появляются элементы диалога. Обращения к «грибочку» и «белому груздю» создают иллюзию разговора с воображаемым собеседником, что отличает это произведение от классического однонаправленного причитания. В тексте также чувствуется неопределенность и путаница между «красным» и «белым» — это диалогическое восприятие в ситуации войны, где не ясно, кто друг, а кто враг.
2. Социальный и исторический контекст. Традиционные причитания обычно сосредоточены на личной утрате, а в стихотворении Цветаевой речь идет не только о конкретной утрате, но и о массовом горе, связанном с войной и гибелью множества солдат. Образ матери, вопль «Мама!» символизирует не только индивидуальную боль, но и обобщенное страдание всего народа.
3. Метафоричность и символизм. Традиционные похоронные причитания обычно более буквальны и эмоциональны. У Цветаевой же метафоры и символы, такие как «белый груздь» и «кровь-руда», усложняют текст, придавая ему философское измерение. Она не просто оплакивает смерть, но размышляет о противоречиях жизни и смерти, мира и войны, что добавляет интеллектуальную глубину к эмоциональному плачу.
Таким образом, несмотря на сохранение некоторых традиционных элементов, стихотворение Цветаевой нарушает каноны похоронного причитания, обогащая его новыми формами и смыслами, характерными для её поэзии.
3. Есть ли в этом стихотворении противопоставление белых и красных? Подкрепите свой ответ цитатами из текста произведения.
Да, в стихотворении Марины Цветаевой «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!» присутствует противопоставление белых и красных, что отсылает к Гражданской войне в России, когда белые символизировали антибольшевистские силы, а красные — большевиков.
Противопоставление белых и красных выражено в следующих строках:
1. «Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила.»
Эти строки символизируют жестокость войны, где кровь стирает границы между белыми и красными. Из-за насилия и смерти их различия становятся несущественными: кровь окрашивает белых в красный цвет, а смерть «обеляет» всех, независимо от их политической принадлежности.
2. «И красный и белый: — Мама!»
В этом контексте также важна символическая объединяющая роль слова «Мама». Оно звучит и от красных, и от белых солдат, что подчеркивает их общее страдание, несмотря на идеологические различия. Смерть и горе не разбирают политических сторон.
Это противопоставление в стихотворении становится не столько конфликтным, сколько условным: оба цвета — белый и красный — в конечном итоге сливаются в единое поле боли и смерти.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением