Ответы на вопросы на стр.42 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Фонохрестоматия ((( Слушаем актёрское чтение ))А. П. Платонов. «Никита»1. Почему строения, растения, животные казались Никите «тайными людьми»?Строения, растения,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия ((( Слушаем актёрское чтение ))
А. П. Платонов. «Никита»
1. Почему строения, растения, животные казались Никите «тайными людьми»?
Строения, растения, животные казались Никите «тайными людьми», потому что целыми днями был он один, ему было скучно, вот он и фантазировал. От одиночества и страха он придумывал себе тех, с кем можно было пообщаться. Он всех хотел сделать живыми, потому что был очень добрым мальчиком.
2. Какие из предметов казались Никите добрыми, какие — злыми? Почему? Как это передаёт актёр, читая монологи Никиты?
Добрыми Никите казались: солнце, гвоздь. Солнце казалось ему добрым, потому что видел в нём дедушку, а гвоздь, потому что Никита сам его выпрямил, потрудился.
Злыми Никите казались: маленький человек, живущий в бочке; маленькие водяные люди, живущие в колодце; великан и его дети, живущие в колодце; тайные жители из нор (возможно, змеи); пень; колья из плетня. От этих предметов Никита ждал плохих поступков, злых дел. Отец объяснил Никите, что злыми они ему кажутся, потому что их мальчик выдумал, их нет на самом деле.
Актёр, читая разговор Никиты с миром, который его окружает передаёт страх Никиты тревожной интонацией, слова произносятся быстрее, или громче (от страха), или тише, с опаской.
Когда речь идёт о добрых предметах, актёр произносит слова ласково, спокойно, плавно, по-доброму.
3. Почему Никита зовёт дедушку-солнце опять к ним жить?
Никита скучает по дедушке. Дедушка очень любил своего внука, всегда был ласков к нему, смотрел на него с улыбкой. С дедушкой Никите было хорошо и спокойно. Мальчик зовёт дедушку-солнце опять к ним жить, потому что ему не хватает дедушкиной доброты, любви и заботы. А ещё Никита боится оставаться один. Если дедушка вернётся, мальчику уже ничего не будет страшно.
4. Отец верил, что Никита останется добрым «на весь долгий век». Почему он так думал?
Отец верил, что Никита останется добрым на весь долгий век, потому что видел, как мальчик относится к окружающим предметам, как он любит везде находить своих «тайных людей». Никита хочет, чтобы родные и близкие ему люди снова стали живыми и вернулись к нему. Скорее всего, отец Никиты сам был добрым человеком, и учил своего сына быть добрым. Мальчик с радостью был готов трудиться и взялся за молоток. Он верил, что все сделанное своими руками, будет обязательно добрым и принесет только пользу.
5. Подготовьте выразительное чтение эпизода встречи Никиты с отцом, передав чувства, которые переживают мать, отец и Никита.
При подготовке выразительного чтения эпизода встречи Никиты с отцом следует помнить, что:
- слова матери нужно читать сдержанно и радостно;
- слова Никиты – удивлённо, испуганно и с надеждой;
- слова отца – чётко, уверенно, спокойно, убедительно.
Совершенствуем свою речь
1. Подготовьте выразительное чтение текста или подробный рассказ о главном герое (на выбор).
Никита – маленький мальчик. Ему всего пять лет. Он жил с мамой в деревне, а отец его ушёл на войну. Мать каждый день уходила на работу и наказывала Никите следить за домом.
Никита всё в доме знал, но ему хотелось узнать больше. Никита был добрым, ласковым, любознательным мальчиком. У него богатая фантазия. Ему казалось, что в бочке живёт маленький человечек с длинной бородой, что пень – вовсе не пень, а злой человек, что на солнце живёт ласковый дедушка.
Никите было немного страшно. Ему казалось, что все вокруг живые и смотрят на него, следят за ним. Поэтому однажды он не выдержал и убежал со двора. Он побежал искать маму, но устал и уснул у овина на краю деревни.
Проснулся Никита к вечеру. Пастух, который гнал стадо, сказал, что мать давно ушла с поля. И мальчик побежал домой.
А дома он увидел незнакомого мужчину. Это отец вернулся с войны. Вместе с отцом они начали трудиться. Отец проверял инструменты, поправлял всё, что требовало ремонта. Никита ему помогал.
Никита рассказал отцу обо всех «тайных жителях». Отец сказал: «Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце». Мальчик предложил «всё трудом работать», и тогда «все живые будут».
Так они и стали вместе трудиться.
2. Объясните значение следующих выражений из текста рассказа:
живи смирно один — ...
на небе светило доброе солнце — ...
тайные жители — ...
век вековать — ...
трудом сработал — ...
Живи смирно один – не балуйся, когда останешься один дома;
на небе светило доброе солнце – тёплое солнце, оно было добрым, потому что Никита видел в нём дедушку;
тайные жители – живые существа, которых не было, но их выдумывал Никита;
век вековать – долго жить, до самой смерти;
трудом сработал – сделал сам.
3. Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?
Желание Никиты «сделать всех живыми» отец объяснил так: «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».
4. Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец?
Слова героя «давай все трудом работать, и все живые будут» означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец объяснил Никите, что все что он делает своим трудом, то обязательно будет прочным и добрым. Вот Никита и предложил все делать своим трудом, чтобы все вокруг были живыми. Никита понял, что только труд приносит людям пользу, что сделанное своими руками будет служить ему и другим людям верой и правдой долгие годы. И он решил приносить пользу людям.
Отец верил в то, что Никита на всю жизнь останется человеком с добрым сердцем.
5. Какой фрагмент рассказа изображён на иллюстрации? Так ли вы представляли себе этот эпизод? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображён фрагмент, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень. Рядом стоит Никита – маленький, худенький, задумчивый мальчик со светлыми волосами.
Именно так я представлял себе этот эпизод рассказа.
Тёплое летнее утро. Тишина. Двор, поросший мягкой зелёной травой. Толстый корявый пень цепко держится своими корнями за землю. Еще пару дней назад Никита очень боялся старого пня, потому что представлял его живым, представлял, что у пня где-то под землей есть пузо и ноги. Но вот подходит высокий, сильный отец, уверенно взмахивает острым топором, и трухлявый пень разлетается на куски.
Никита внимательно смотрит на работу отца, любуется, как здорово у него всё получается. Вместе с разрубленным пнём уходят страхи мальчика. Ведь у него теперь есть папа, с которым ничего не страшно.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением