Упр.409 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
415 1. Спишите предложения и определите их вид по цели высказывания.
1) Не кричи так жалобно, кукушка. (Побудительное)
2) Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. (Повествовательное)
3) Звени, звени легонечко, мой старый колокол, трезвонь. (Побудительное)
4) Шагай, шагай тихонечко, мой добрый старый конь. (Побудительное)
5) Летят журавли высоко под куполом светлых небес. (Повествовательное)
6) Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели? (Вопросительное)
7) Куда от бури, от непогоды себя я спрячу? (Вопросительное) (Н. Рубцов)
2. Слова какой части речи являются зависимыми в выделенных словосочетаниях? Составьте и запишите два подобных словосочетания.
Не кричи жалобно, звени легонечко, летят высоко, светит ярко, пришёл рано.
421 1. Прочитайте предложения, назовите их грамматические основы. Выпишите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
1) Упираются леса в самые небеса. (В. Маяковский) 2) Две капли брызнули в стекло. (А. Фет) 3) Встаёт заря во мгле холодной. (А. Пушкин) 4) Входят семь богатырей. (Л. Пушкин) 5) В неверном лунном свете вошла я в тихий дом. (А. Ахматова) 6) Биденко и Ваня удобно устроились у самой кабины водителя. (В. Катаев) 7) У кромки воды сидели два медвежонка.
1) Грамматическая основа – упираются леса.
2) Грамматическая основа – две капли брызнули.
3) Грамматическая основа – встаёт заря.
4) Грамматическая основа – входят семь богатырей.
5) Грамматическая основа – вошла я.
6) Грамматическая основа – Биденко (и) Ваня устроились.
7) Грамматическая основа – сидели два медвежонка.
Предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
2) Две капли брызнули в стекло. (А. Фет)
4) Входят семь богатырей. (А. Пушкин)
6) Биденко и Ваня удобно устроились у самой кабины водителя. (В. Катаев)
2. Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
409 1. Прочитайте выразительно. Объясните интонацию предложений, обращая внимание на паузы, логические ударения, «настроение» текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая проверочные слова.
ОСЕННЯЯ СКАЗКА
Взгл..ни в окно. Одинокий лист кружи(т, ть)ся на ветке.
Когда-то он был зелёный. И тогда он с..дел на ветке. Рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер(ц, дц)ем. Ветер часто звал его побр..дить по свету. Но Листик не соглашался. Ведь рядом с ним была самая прекрасная Вишенка.
А потом счастье его оборвалось — Вишенка вдруг пропала.
Ст..яла нена(с, ст)ная осенняя нора. Все листья с деревьев уже обл..тели. Только один пожелтевший от горя Листик оставался на своей ветке. (По Ф. Кривину)
2. Почему слова Листик и Вишенка пишутся с большой буквы?
Листик и Вишенка пишутся с большой буквы, потому что это имена героев сказки.
3. Разберите по составу выделенные слова.
405 1. Прочитайте текст с интонацией, передающей восторженность, торжественность момента. Сделайте вывод о роли интонации в предложении.
Светел и прекрасен был этот весёлый и зелёный город. Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны. Раскинулись на площадях яркие цветники. Били сверкающие под солнцем фонтаны. Да как ещё били! Рвались до вторых, до третьих этажей, переливались радугой, пенились, шумели и мелкой водяной пылью падали на открытые и загорелые плечи прохожих. А на горе, над обрывом, громоздились белые здания, светлые, величавые...
Интонация помогает точно передать смысл предложения, передать восторженность, торжественность момента или, напротив, его обыденность, выразить различные чувства.
2. Выберите и запишите четыре именных и глагольных словосочетания. Найдите эпитеты в тексте.
Именные словосочетания: зелёный город, на широких улицах, высокие тополя, до третьих этажей.
Глагольные словосочетания: росли на улицах, раскинулись на площадях, падали пылью, падали на плечи.
Эпитеты: весёлый город, тенистые каштаны, сверкающие фонтаны,
величавые здания.
3. Выпишите шесть слов с непроверяемыми гласными в корне, подберите к ним однокоренные слова.
Город – городок, городской, пригородный; тополя – тополёк, тополиный; каштаны – каштановый, каштановость; фонтаны – фонтанировать, Фонтанка; обрывом – обрываться, обрывистый; громоздились – громоздкий, громоздко.
4. Придумайте и запишите три предложения, которые являлись бы продолжением текста. Какое настроение вы должны сохранить в своём фрагменте?
Они словно плыли над городом, как белые лебеди. А над ними великолепный голубой шатёр неба с медленно плывущими белоснежными облаками. Как люблю я этот город!
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением