Ответы на вопросы на стр.375 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достаётся и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достаётся и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?
В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер метко высмеивает как тщеславие буржуазии, так и паразитизм аристократии, создавая сатирическую картину общества его времени.
Тщеславие буржуазии:
Главный герой, господин Журден, является ярким представителем мещанского класса, который стремится всеми силами выглядеть и жить как аристократ. Его желания выглядеть «высокопоставленным» человеком проявляются в его нелепых попытках овладеть светскими манерами — он нанимает учителей по танцам, музыке, философии, но делает это не ради знаний, а ради внешнего лоска. Мольер показывает, что Журден готов тратить огромное количество денег на бесполезные занятия, подражая аристократам, но не понимая настоящего смысла жизни и культуры. Его наивность и тщеславие делают его марионеткой в руках окружающих.
Обнищание и паразитизм аристократии:
Мольер также изображает обнищавших аристократов, которые используют таких мещан, как Журден, для своих корыстных целей. В пьесе появляется образ графа Доранта, представителя аристократии, который живёт за счёт людей вроде Журдена. Дорант обманывает Журдена, используя его деньги для собственных нужд, но при этом умело льстит ему и поддерживает его заблуждения относительно аристократического статуса. Мольер показывает, что многие дворяне, утратив своё богатство, становятся паразитами, которые пользуются слабостями и тщеславием буржуазии, чтобы поддерживать иллюзию собственного благородства.
Заключение:
Мольер одновременно критикует и буржуазную моду на подражание дворянству, и аристократическое обнищание, показывая, что оба этих слоя общества погрязли в пустых амбициях и лицемерии.
2. Какими приёмами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор? Покажите на примерах, как создаёт драматург человеческий характер. Чем можно объяснить поступки господина Журдена? Глуп ли он? В нормальном ли состоянии? Объясните мотивы поведения других персонажей по отношению к господину Журдену.
Мольер в «Мещанине во дворянстве» использует разнообразные приёмы сатирического изображения, чтобы раскрыть характеры своих персонажей и высмеять пороки общества. Рассмотрим основные из этих приёмов и особенности построения характеров.
Приёмы сатирического изображения:
1. Гротеск и гиперболизация: Мольер утрирует черты своих персонажей, особенно главного героя — господина Журдена. Его тщеславие и стремление стать дворянином показаны в гипертрофированной форме. Журден доходит до абсурда в своих попытках научиться светским манерам и приобретается нелепые наряды, чтобы казаться аристократом. Примером гиперболизации служит сцена, где он гордится своим новым «шёлковым костюмом» и становится объектом насмешек окружающих (24СМИ).
2. Контраст: Контраст между иллюзиями Журдена и реальностью подчёркивает его заблуждения. Он думает, что может купить себе дворянский статус, но реальность такова, что аристократы вроде графа Доранта используют его наивность. Этот контраст делает Журдена ещё более комичным и жалким в глазах зрителя.
3. Ирония: Мольер мастерски использует иронию, чтобы обнажить несоответствие между желаниями Журдена и тем, как его видят окружающие. Например, когда Журден думает, что учителя танцев, музыки и философии помогут ему достичь статуса аристократа, зрителю становится ясно, что все они просто наживаются на его тщеславии.
Построение человеческого характера:
1. Господин Журден: Журден — типичный образ мещанина, стремящегося войти в круг аристократии. Его поступки объясняются тщеславием и желанием признания. Он не столько глуп, сколько наивен и поглощён своими мечтами о социальном возвышении. Его действия — это результат слепого подражания аристократии, без понимания её истинных ценностей. Его стремление к благородству становится поводом для сатиры, поскольку он сам не понимает комизма своей ситуации.
2. Граф Дорант: Граф Дорант — представитель аристократии, который обнищал, но вместо поиска честного заработка, он становится паразитом на буржуазии. Дорант умело использует лесть и лицемерие, чтобы удерживать Журдена в заблуждении и получать от него деньги. Его поведение типично для части дворянства того времени, которое жило на подачки богачей и использовало их наивность (Obrazovaka)(24СМИ).
3. Клеонт и Люсиль: Клеонт, возлюбленный Люсиль, изображён как здравомыслящий представитель буржуазии, который не имеет амбиций стать аристократом. Он и Люсиль выступают в пьесе как носители более здравых ценностей: их любовь и простота противопоставлены нелепым стремлениям Журдена.
Господин Журден: глупость или заблуждение?
Журден не столько глуп, сколько заблуждается. Его действия продиктованы искренним желанием подняться по социальной лестнице, но он становится жертвой собственного тщеславия. Он не понимает, что не может купить истинную принадлежность к дворянству, и его наивность делает его комичным. В то же время его маниакальная идея стать дворянином ставит под сомнение его нормальность, ведь он слеп к реальности.
Мотивы поведения других персонажей:
• Учителя и граф Дорант действуют исключительно из корысти: они понимают, что могут наживаться на Журдене, используя его честолюбие и тщеславие.
• Слуги и друзья Журдена также играют с его наивностью, подыгрывая его мечтам, чтобы получить выгоду или просто развеселиться над его абсурдными действиями.
Заключение:
Мольер через сочетание гротеска, иронии и контраста показывает, что человеческие слабости, такие как тщеславие, наивность и корысть, приводят к комичным и порой трагическим последствиям. Господин Журден — это человек, запутавшийся в своих заблуждениях, и его поведение, хотя и нелепо, остаётся понятным благодаря его стремлению к признанию и статусу, которые остаются недосягаемыми.
3. В чём вы видите потерю Журденом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему? В ком и в чём ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера?
Потеря господином Журденом здравого смысла проявляется в его чрезмерном стремлении стать дворянином любой ценой, даже в ущерб собственной личности и здравым суждениям. Хотя он часто демонстрирует практичность и умение вести дела в повседневной жизни, его амбиции и желание получить дворянский титул затмевают рациональность. Например:
1. Идея о браке дочери с "дворянином". Журден отказывается от брака своей дочери Люсиль с Клеонтом, молодым человеком, который ей действительно подходит, только потому, что он не дворянин. Это решение идёт вразрез с интересами семьи, демонстрируя, как его социальные амбиции подавляют здравый смысл.
2. Подчинение лести и манипуляциям. Журден становится жертвой хитроумных людей, таких как граф Дорант, которые пользуются его тщеславием. Он легко верит всем обещаниям и льстивым словам, теряя способность критически оценивать ситуации и людей вокруг себя.
3. Абсурдное поведение в отношении своих учителей. Хотя Журден платит огромные суммы за уроки танцев, музыки, философии и фехтования, эти занятия не помогают ему ни в личной, ни в деловой жизни. Он не понимает бессмысленность этих затрат, и его желание казаться образованным превосходит здравый смысл.
Здравый смысл и значительность народного характера
Простота и здравый смысл наиболее ярко проявляются в персонажах Клеонта, Николь (служанка Журдена) и Ковьеля (слуга Клеонта):
• Клеонт — возлюбленный Люсиль, воплощает здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь. Он не стремится к титулу, его больше волнует истинная любовь и искренность чувств. Клеонт не понимает стремления Журдена к благородству и искренне не разделяет его амбиций, что подчёркивает его простоту и здравый взгляд на жизнь.
• Николь — служанка в доме Журдена, также является примером простоты и здравого смысла. Она высмеивает мечты своего хозяина и не стесняется открыто выражать свои мысли. Её практическое отношение к жизни и честность делают её значительным носителем народного характера.
• Ковьель — слуга Клеонта, который вместе с хозяином хитроумно разыгрывает Журдена, выдумывая ему "благородного жениха". Ковьель умён и наблюдателен, его действия продиктованы разумом и чётким пониманием человеческой натуры. Он помогает Клеонту, но его подход всегда прагматичен и разумен.
Заключение
Таким образом, потеря здравого смысла у Журдена выражена в его слепом стремлении к статусу, тогда как в других персонажах Мольер изображает простоту, здравый смысл и трезвое отношение к жизни, которые не зависят от социального положения.
4. Стремление к знаниям всегда похвально. Но почему сцены уроков, которые дают господину Журдену, комичны? Каково отношение учителей к ученику? Понадобятся ли когда нибудь господину Журдену полученные знания?
Стремление к знаниям, безусловно, похвально, но сцены уроков, которые дают господину Журдену в «Мещанине во дворянстве», становятся комичными из-за абсурдной ситуации, в которой желание учиться подчинено тщеславию, а не настоящему стремлению к знаниям. Мольер использует несколько приёмов для создания комизма в этих сценах.
Почему уроки комичны:
1. Абсурдное поведение Журдена: Журден учится не ради самосовершенствования, а для того, чтобы стать похожим на аристократов. Однако его отсутствие настоящего интереса к науке и искусствам делает уроки бессмысленными. Он не понимает сути изучаемых дисциплин, а его вопросы и комментарии выглядят нелепо. Например, в сцене урока философии он с удивлением узнаёт, что уже давно «говорит прозой», не осознавая этого, что подаётся с иронией и высмеивает его невежество.
2. Отношение учителей: Учителя Журдена видят в нём только источник дохода. Они польщают его амбиции, но, по сути, используют его наивность. Учитель музыки и учитель танцев постоянно спорят между собой, доказывая важность своих предметов, что создаёт комический эффект. Они не воспринимают его всерьёз как ученика и лишь поддерживают его заблуждения о том, что уроки сделают его дворянином.
3. Противопоставление полезности знаний: Получаемые Журденом знания бессмысленны в его повседневной жизни. Уроки танцев, музыки и философии никак не помогут ему в управлении делами или решении жизненных проблем. Учителя не стремятся научить Журдена чему-то значимому, а лишь обслуживают его тщеславие. Это создаёт яркий контраст с реальной ценностью знаний и превращает обучение в карикатуру.
Понадобятся ли эти знания Журдену?
Вряд ли. Знания, которые получает Журден, формальны и поверхностны. Он не использует их для саморазвития, а лишь для того, чтобы произвести впечатление на других. Например, уроки танцев или философии не помогут ему стать лучше ни как предпринимателю, ни как человеку. В конечном счёте, он не понимает сути того, что изучает, и его стремление к знаниям оказывается тщетным.
Заключение:
Комичность сцен уроков в пьесе Мольера заключена в несоответствии между реальной ценностью знаний и наивными амбициями Журдена. Его учителя видят в нём лишь средство заработка, что ещё больше подчёркивает его абсурдное стремление к аристократическому образу жизни.
5. Всегда ли господин Журден только смешон? Вызывает ли он иногда у вас сочувствие, может быть, даже поддержку? Когда и в каких случаях?
Господин Журден в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» не всегда вызывает только смех. Несмотря на то, что его поведение часто абсурдно и комично, в некоторых моментах он может вызывать у зрителя сочувствие и даже поддержку.
Когда Журден вызывает сочувствие?
1. Наивность и искренность стремлений: Журден действительно искренне стремится улучшить свою жизнь и подняться на новый социальный уровень. Его наивные попытки стать дворянином, даже если они кажутся смешными, исходят из внутренней мотивации и желания быть признанным в обществе. Несмотря на все свои нелепости, он верит в собственное развитие и готов тратить силы и деньги на достижение этой цели, что делает его жертвой собственной наивности и тщеславия, но в то же время вызывает жалость.
2. Манипуляции со стороны аристократов: Журден часто становится жертвой обмана и эксплуатации со стороны других персонажей, таких как граф Дорант и учителя. Они используют его наивность ради собственной выгоды, и зритель может почувствовать сочувствие к Журдену, который в своих амбициях не осознаёт, что его обманывают. Его слабость перед лживыми обещаниями и лестью показывает его как уязвимого человека, оказавшегося в ловушке собственных заблуждений.
3. Одиночество и непонимание: В некоторых сценах можно заметить, что Журден одинок в своём стремлении стать "лучше". Его семья, особенно жена, высмеивают его за попытки быть дворянином, не принимая его мечты всерьёз. Это может вызывать сочувствие, поскольку Журден оказывается изолированным в собственных амбициях, и, по сути, не находит поддержки ни в близких, ни в обществе.
Поддержка Журдена:
Иногда, даже несмотря на все его заблуждения, зритель может почувствовать поддержку к его стремлению к саморазвитию. Его желание подняться выше по социальной лестнице и его усилия заслуживают хотя бы минимального уважения, несмотря на их комичность. Он символизирует человека, который пытается преодолеть свои ограничения и стать чем-то большим, пусть даже это иллюзия.
Заключение:
Журден не всегда однозначно смешон. В его персонаже можно увидеть и человеческие слабости, и искренность желаний, что иногда вызывает сочувствие и поддержку.
6. Что вы можете сказать о молодых персонажах комедии (Люсиль, Клеонт, Николь, Ковьель)? Всегда ли вы на стороне этих героев комедии?
Молодые персонажи комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Люсиль, Клеонт, Николь и Ковьель) играют важную роль в создании контраста с миром иллюзий и заблуждений, в котором живёт Журден. Они воплощают здравый смысл, простоту и искренность, и именно их поведение помогает раскрыть комизм и нелепость главного героя. Однако их действия тоже могут вызвать разные чувства у зрителя.
Люсиль:
Люсиль — дочь Журдена, влюблённая в Клеонта. Она представляется как разумная и мягкая девушка, которая не стремится к аристократическим амбициям своего отца. Её любовь к Клеонту искренна, и она сопротивляется попыткам Журдена устроить её брак с вымышленным "знатным" женихом. Люсиль олицетворяет настоящие чувства и семейные ценности, противопоставленные иллюзиям и тщеславию её отца.
Клеонт:
Клеонт, возлюбленный Люсиль, также является носителем здравого смысла и честности. В отличие от Журдена, Клеонт не имеет амбиций стать аристократом и любит Люсиль за её внутренние качества. Однако, чтобы преодолеть препятствия, которые ставит Журден (желание выдать дочь за дворянина), Клеонт решается на хитрость и участвует в обмане Журдена, притворяясь турецким принцем. Этот поступок можно расценивать как необходимое зло, поскольку это единственный способ достичь своей цели, но с моральной точки зрения он не всегда вызывает симпатию.
Николь:
Николь, служанка в доме Журдена, символизирует народную мудрость и остроумие. Она постоянно высмеивает Журдена за его нелепые амбиции и служит своего рода комментатором, озвучивающим здравую критику его поведения. Николь активно поддерживает отношения Люсиль и Клеонта, но при этом сама проявляет симпатию к Ковьелю, что добавляет её персонажу человеческую теплоту и естественность.
Ковьель:
Ковьель, слуга Клеонта, — очень умный и предприимчивый персонаж, который помогает своему хозяину реализовать хитроумный план с "турецким принцем". Ковьель играет центральную роль в обмане Журдена и делает это с особым удовольствием, демонстрируя своё превосходство над мещанином. Хотя его действия также представляют собой хитрость и манипуляцию, зрители могут испытывать симпатию к Ковьелю за его изобретательность и юмор.
Всегда ли зритель на стороне этих персонажей?
Хотя молодые персонажи олицетворяют искренность, здравый смысл и жизненную простоту, их готовность участвовать в обмане Журдена может вызвать неоднозначные чувства. С одной стороны, их цель — объединение любящих сердец — оправдывает хитрость. Но с другой стороны, их обман ставит под вопрос чистоту их намерений.
Заключение:
Молодые персонажи в целом вызывают симпатию благодаря своей искренности и приверженности подлинным чувствам, однако их методы достижения целей иногда могут казаться сомнительными.
Учимся читать выразительно
Работа в группе. Прочитайте комедию Мольера «Мещанин во дворянстве» полностью. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцен из комедии (по выбору). Как вы понимаете заглавие этой комедии? Как связан замысел комедии с жизнью Франции второй половины XVII века?
Заглавие комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» точно отражает суть конфликта и основную тему пьесы: это история о том, как человек из среднего класса, мещанин, стремится любой ценой достичь статуса дворянина. Название подчеркивает социальную амбицию главного героя, господина Журдена, и его стремление стать частью аристократии, несмотря на свою принадлежность к буржуазии. Это стремление отражает ключевой замысел Мольера — высмеять и обнажить иллюзорность и тщеславие социальной мимикрии.
Как заглавие отражает замысел пьесы?
1. Конфликт мещанина и дворянина: Заглавие акцентирует внимание на смешении двух противоположных социальных миров: буржуазного и аристократического. Господин Журден, будучи богатым буржуа, хочет пробиться в ряды дворянства, даже не осознавая всю нелепость и бессмысленность своих усилий. Эта противопоставленность делает заглавие многозначным: Журден — это одновременно и мещанин, и человек, мечтающий о дворянском статусе.
2. Тщеславие буржуазии: В основе комедии лежит сатира на новое богатое сословие (мещан), которое в XVII веке во Франции становилось всё более влиятельным и богатым, но оставалось в социальном плане ниже аристократии. Мольер высмеивает попытки буржуа подражать манерам и поведению дворянства, что делает их поступки абсурдными и нелепыми. Таким образом, название подчеркивает стремление буржуазии подражать аристократам, показывая, что богатство не даёт культурного и духовного превосходства.
Связь замысла комедии с жизнью Франции XVII века:
1. Рост влияния буржуазии: Во второй половине XVII века Франция находилась под властью Людовика XIV, который сделал дворянство сильным опорным классом, но параллельно с этим буржуазия набирала экономическую мощь. Богатые мещане (буржуа) стремились получить доступ к дворянским привилегиям, покупая титулы или подражая аристократическим манерам. Мольер, наблюдая за этим социальным феноменом, высмеивает социальную манию людей, которые хотят казаться теми, кем они не являются.
2. Разрыв между аристократией и буржуазией: В пьесе Мольер показывает, что дворянство в XVII веке уже не обладало той истинной властью и влиянием, как ранее, но сохраняло свой особый статус, что делало его объектом подражания для богатых мещан. Журден — это образ "нового богатого", который готов пожертвовать реальностью ради иллюзий, а граф Дорант — типичный пример аристократа, живущего за счет хитрости и манипуляций. Их столкновение в пьесе отражает реальное противоречие между старыми и новыми социальными слоями Франции того времени.
Заключение:
Заглавие «Мещанин во дворянстве» выражает главную идею пьесы — высмеивание социальной мимикрии и иллюзорности стремлений буржуазии, а также отражает реальные социальные процессы, происходившие во Франции XVII века. Мольер использует эту тему для того, чтобы создать сатирическую комедию, которая критикует амбиции и лицемерие как буржуазии, так и дворянства.
В этом фрагменте из «Мещанина во дворянстве» ключевую роль играет комическая сцена обмана господина Журдена. Основное внимание следует уделить тому, как Ковьель с невероятной лёгкостью иронично льстит Журдену, что постепенно убеждает его в собственной аристократичности. Для выразительного чтения важно передать эту игру между наивностью Журдена и умной хитростью Ковьеля.
________________________________________
Господин Журден (озадаченно, но с любопытством): — Меня? Целовали?
Ковьель (уверенно и слегка с лукавой интонацией): — Да. Я был близким другом вашего покойного батюшки.
(Здесь Журден явно наивен, и голос должен передавать его сомнение, которое постепенно уступает восхищению).
Господин Журден (с возрастающей уверенностью): — Моего покойного батюшки?
Ковьель (немного театрально, с ложной важностью): — Да. Это был настоящий дворянин.
(На этом моменте голос Ковьеля становится особенно убедительным, играя на тщеславии Журдена).
Господин Журден (почти с восхищением): — Как вы сказали?
(Далее важен момент, когда Ковьель полностью запутывает Журдена, тот всё больше попадает в ловушку).
Ковьель (непринуждённо, как будто удивляется, что Журден вообще может сомневаться): — Я сказал, что это был настоящий дворянин.
Господин Журден (с полным доверием): — Кто, мой отец?
(Важно показать, как постепенно Журден полностью втягивается в разговор, теряя остатки сомнений).
________________________________________
Для чтения этой сцены важно акцентировать внимание на простодушии Журдена и смекалке Ковьеля, играющего на слабостях главного героя.
Опыт литературоведческого исследования
В школе классицизма Мольер не был послушным учеником. В чём он нарушает правила классицизма, а в чём следует им? Мольер совмещал литературную традицию с традицией народного театра. Приведите примеры того, как драматург использует приёмы народного фарса (одурачивание, подслушивание, переодевание, игра со словами, например тарабарщина, «турецкая речь» и т. д.). Напишите сочинение-исследование «Каноны классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера „Мещанин во дворянстве"».
Сочинение-исследование
Каноны классицизма в комедии
Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве"
Введение
Мольер, один из самых выдающихся французских драматургов XVII века, внёс значительный вклад в развитие комедийного жанра. Его творчество находится на пересечении двух театральных традиций: классицизма и народного фарса. В «Мещанине во дворянстве» Мольер сочетает каноны классицизма с элементами комедий народного театра, что делает его пьесы одновременно остро сатирическими и народными по духу.
1. Следование канонам классицизма
Классицизм как литературное направление, доминировавшее во Франции XVII века, имел чёткие правила. Мольер, как автор придворного театра, во многом следовал этим канонам, но в ряде случаев отходил от них.
1. Единство времени, места и действия.
Одним из важнейших принципов классицизма было соблюдение трёх единств. В «Мещанине во дворянстве» Мольер следует этому правилу: всё действие пьесы происходит в течение одного дня в доме господина Журдена, а центральная сюжетная линия — это его стремление достичь аристократического статуса. Все события тесно связаны с этой главной темой.
2. Типизация персонажей.
В комедиях классицизма герои часто изображались как типичные представители определённых социальных классов или человеческих пороков. Господин Журден в «Мещанине во дворянстве» — это типичный образ мещанина, который стремится вырваться из своей социальной среды и попасть в высший свет, что делает его комическим персонажем. Его недостатки (тщеславие, наивность) служат основой для сатиры на буржуазию того времени.
3. Мораль и дидактика.
Классицизм требовал, чтобы в произведениях содержалась ясная мораль. Мольер в своих комедиях часто показывает моральные уроки, критикуя пороки людей. В «Мещанине во дворянстве» высмеивается тщеславие, лицемерие и глупость, что укладывается в рамки классицистической дидактики.
2. Нарушение канонов классицизма
Несмотря на соблюдение некоторых правил классицизма, Мольер в «Мещанине во дворянстве» активно отходит от ряда канонов.
1. Отход от идеальных образов.
В классицизме требовалось изображать персонажей как идеальные или возвышенные типы. Однако Мольер наделяет своих героев реалистичными, комическими чертами. Господин Журден — это далеко не идеальный персонаж, а человек, погрязший в иллюзиях и смешных амбициях. Мольер намеренно изображает его недостатки, что делает персонажа более живым и близким зрителю.
2. Использование народных элементов.
В отличие от строгих классицистов, которые стремились к высокому стилю, Мольер использует приёмы народного фарса, что придаёт его пьесам лёгкость и динамику. Эти элементы часто не укладываются в рамки классицизма, но обогащают пьесы эмоционально.
3. Приёмы народного фарса в комедии
Мольер активно использует традиции народного театра и фарса, создавая атмосферу веселья и нелепости.
1. Одурачивание.
Одурачивание, или обман, — один из основных приёмов комедии. В «Мещанине во дворянстве» слуги и близкие господина Журдена обманывают его, заставляя поверить в невероятные вещи, такие как сватовство от сына турецкого султана. Этот обман становится центральным комическим элементом пьесы, который вызывает смех у зрителей. Одурачивание Журдена представляет собой сатиру на его слепое стремление стать дворянином.
2. Переодевание.
Переодевание — ещё один популярный приём народного фарса. Клеонт, не имея возможности жениться на Люсиль из-за отказа Журдена, вынужден переодеться в «турецкого принца». Это приводит к ряду комических ситуаций, подчёркивая абсурдность происходящего. Переодевание служит как средством для достижения целей, так и комическим приёмом.
3. Подслушивание и игра со словами.
В сценах, где персонажи подслушивают друг друга, создаются моменты драматического напряжения и комического эффекта. Мольер мастерски играет со словами и использует языковые комические приёмы, такие как тарабарщина и «турецкая речь». Например, сцена с якобы «турецкими» фразами (такими как «какаракамушен») высмеивает как наивность Журдена, так и его желание соответствовать новой «аристократической» роли.
Заключение
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» — это уникальный синтез классицистических канонов и приёмов народного театра, что позволяет автору одновременно сохранять внешние рамки классицизма и привносить в пьесу живость и комичность. Мольер показывает, что строгие правила театра могут быть нарушены ради создания ярких комедийных эффектов и сатиры.
Проект
Работа в группе. Подготовьте театральную постановку нескольких сцен комедии на школьной сцене. Продумайте костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, танцевальные номера и другие элементы спектакля.
Для постановки комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» на школьной сцене важно создать яркую, комическую и зрелищную атмосферу, которая будет понятна и интересна школьной аудитории. Ниже предложен план для театральной постановки нескольких ключевых сцен.
1. Выбор сцен
Для школьной постановки можно выбрать следующие сцены, которые передают основные комические моменты и ключевые темы пьесы:
• Сцена уроков (особенно урок философии и танцев): здесь раскрывается абсурдность и тщеславие Журдена.
• Сцена с Ковьелем, переодетым в "турка", и Журденом, которого обманывают относительно брака дочери с "сыном турецкого султана".
• Завершающая сцена с «посвящением» Журдена в «мамамуши».
2. Костюмы
Костюмы должны соответствовать эпохе XVII века, но быть максимально комичными, чтобы подчеркнуть фарсовую природу пьесы. Важно играть на контрасте:
• Господин Журден: его костюм должен быть перегружен элементами роскоши, нелепыми деталями (например, яркий шёлковый костюм с излишними украшениями), подчёркивающими его попытки выглядеть как аристократ.
• Учителя: можно использовать классические образы философов и преподавателей, но добавьте к ним абсурдные аксессуары (смешные шляпы, старомодные манжеты), чтобы подчеркнуть, что они лишь дурачат Журдена.
• Клеонт в сцене переодевания в турецкого принца должен быть одет в нарочито театральный "восточный" костюм — яркие ткани, тюрбан, аксессуары, создающие комичный образ.
• Ковьель как «турецкий переводчик» может носить небрежно повязанный шарф и говорить с преувеличенными жестами.
3. Декорации
Так как большая часть действия происходит в доме Журдена, декорации могут быть простыми, но символичными:
• Гостиная Журдена с несколькими роскошными предметами мебели, такими как массивный стол, парадные кресла, которые подчеркивают его стремление к роскоши.
• Учебный зал или пространство для танцевальных уроков можно создать с минимальными элементами: стулья для учителей, музыкальные инструменты.
• Турецкая сцена может быть дополнена восточными тканями, коврами, искусственными цветами, чтобы создать атмосферу экзотики.
4. Музыкальное сопровождение
Музыка играет важную роль в создании настроения:
• Для сцены танцев используйте барочную музыку с чётким ритмом для танцевальных номеров. Музыка должна быть комичной, немного гиперболизированной, чтобы подчёркивать нелепость уроков.
• В сцене с турецким «посвящением» используйте имитацию восточных мотивов с лёгким акцентом на забавные, карикатурные звуки.
• Для фонового сопровождения можно использовать лёгкие, игривые мелодии, чтобы поддерживать лёгкий комический тон всей пьесы.
5. Танцевальные номера
В сцене урока танцев особое внимание следует уделить хореографии. Танцы должны быть постановлены так, чтобы Журден казался нелепым и неуклюжим на фоне профессиональных учителей:
• Используйте простые элементы танцев XVII века, такие как менуэт или сарабанда, но добавьте комичные движения для Журдена (ошибки, сбивчивость шагов, нелепые позы).
• Учитель танцев должен двигаться грациозно, что будет резко контрастировать с неуклюжестью Журдена, вызывая смех у зрителей.
6. Реквизит
Для создания атмосферы комедии и фарса в постановке можно использовать реквизит, который подчёркивает нелепость стремлений Журдена:
• Большие книги для уроков, которые Журден не может осилить.
• Шпага или другие дворянские аксессуары, которые Журден пытается освоить, но держит неправильно.
• В сцене с «турецким султаном» и «мамамуши» добавьте экзотические элементы — нарочито смешные тюрбаны и посохи для «посвящения».
7. Комические элементы и игра со словами
• Тарабарщина в сцене с «турецким языком» должна быть подчеркнута интонацией и жестами. Ковьель может говорить с преувеличенными паузами и акцентами, что будет вызывать смех.
• Подчёркивайте игру с нелепыми фразами на «турецком» языке. Например, когда Журден удивляется фразе «какаракамушен», можно усилить комизм интонацией и мимикой, создавая ощущение полного непонимания у Журдена.
Заключение
Постановка «Мещанина во дворянстве» на школьной сцене требует создания живой и комичной атмосферы, где каждый элемент — от костюмов и декораций до музыки и актёрской игры — будет подчёркивать фарс и сатиру Мольера. Важно сохранить лёгкость и динамичность сцен, чтобы школьная аудитория могла оценить иронию и юмор, заложенные в произведении.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением