Ответы на вопросы на стр.36-37 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Как вы думаете, почему М. Осоргин начинает рассказ с необычного вопроса? Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться? В чём хочет нас убедить рассказчик?
Рассказ Михаила Осоргина «Пенсне» начинается с необычного вопроса: "Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?" Этот вопрос с самого начала подготавливает читателя к необычному повествованию, в котором автор намерен убедить нас, что неодушевлённые предметы — не просто вещи, а существа с характером и индивидуальностью. Вопрос словно вводит нас в мир, где вещи обладают сознанием и способностью к действиям, независимым от воли человека.
В чём никто не должен сомневаться? Рассказчик хочет убедить читателя в том, что вещи вокруг нас живут своей жизнью, имеют собственные желания и способны "путешествовать", временно исчезать и внезапно возвращаться. Осоргин использует тонкий юмор и иронию, чтобы развить эту мысль, показывая, как исчезновение и возвращение его пенсне становится не просто курьёзным событием, а почти мистической историей с философским подтекстом.
Автор стремится убедить читателя в том, что даже обычные предметы, такие как пенсне, книги или карандаши, могут вести себя совершенно неожиданно. Рассказ помогает задуматься о том, что наш повседневный мир полон тайн, если смотреть на него не через призму рациональности, а через фантазию и воображение.
2. Кто же является героем этого рассказа? Как вы понимаете строки авторского текста: «...пенсне моё гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, — в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу»?
Героем рассказа Михаила Осоргина «Пенсне» является не только сам рассказчик, но и неодушевлённый предмет — его пенсне, которое выступает в роли "персонажа". Этот предмет не просто выполняет свою функциональную роль, а словно обладает собственной волей и даже характером, "уходя" и "возвращаясь", как будто путешествуя по миру.
Фраза «...пенсне моё гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости...» является метафорой, которой автор подчёркивает, что исчезнувшее пенсне как будто само по себе решило "погулять". Автор наделяет предмет человеческими качествами — усталостью и пресыщением от своего "путешествия". Это отражает основную идею рассказа о том, что вещи могут вести свою независимую жизнь, скрытую от человеческих глаз. Писатель с юмором описывает исчезновение и возвращение пенсне, тем самым подчеркивая, что в мире всегда есть место таинственному и необъяснимому.
Таким образом, пенсне в рассказе не просто предмет, а своего рода "путешественник", который отсылает читателя к идее о том, что предметы могут существовать параллельно с нашим миром, иногда принимая собственные решения.
3. Кто из писателей XIX века использовал приёмы, которые есть в рассказе М. Осоргина? Приведите примеры.
Приёмы, использованные Михаилом Осоргиным в рассказе «Пенсне», напоминают литературные техники, которые применяли некоторые писатели XIX века. В их числе можно выделить следующие авторов и примеры:
1. Николай Гоголь — в произведении «Нос» (1836), где неодушевлённые предметы (в данном случае нос) получают самостоятельную жизнь, подобно пенсне в рассказе Осоргина. В "Носе" Гоголь также использует элементы абсурда и фантазии, когда нос главного героя живёт отдельно от него, что подчеркивает гротескную и мистическую природу происходящего.
2. Александр Пушкин — в повести «Пиковая дама» также присутствует элемент одушевления вещей, хотя в этом случае мистицизм касается карт, которые, казалось бы, начинают управлять судьбами героев. Вещи (карты) в «Пиковой даме» играют важную символическую роль, как и пенсне у Осоргина.
3. Фёдор Достоевский — в таких произведениях, как «Записки из подполья», писатель также вводит идеи о субъективном восприятии мира, где обыденные вещи могут приобретать странные, почти одушевлённые черты в сознании героя. Подобно тому, как вещи в рассказе Осоргина живут своей жизнью, у Достоевского можно наблюдать, как обыденные события и предметы начинают играть важную роль в психологических размышлениях героев.
4. Эдгар Аллан По — американский писатель, который оказал значительное влияние на русскую литературу XIX века. В его рассказе «Чёрный кот» или «Сердце-обличитель» также присутствует идея о том, что неодушевлённые предметы (или животные) могут оказывать сильное психологическое воздействие на человека, создавая атмосферу мистики и иррациональности.
Эти примеры показывают, как в произведениях классиков неодушевлённые предметы и элементы мистицизма активно используются для создания атмосферы фантастики, абсурда или психологической напряжённости, как это делает Осоргин в своём рассказе.
4. Использует ли М. Осоргин в своём рассказе олицетворения и метафоры? Приведите примеры. С какой целью писатель использует эти художественные средства?
Да, Михаил Осоргин активно использует олицетворения и метафоры в своём рассказе «Пенсне», что придаёт вещи (пенсне) и другим предметам особую роль и характер. Эти художественные средства делают рассказ живым и полным юмора, погружая читателя в мир, где неодушевлённые предметы ведут себя, как люди.
Примеры олицетворений и метафор:
1. Олицетворение: Пенсне в рассказе наделено человеческими качествами — оно «гуляет», «устает» и «возвращается», словно живое существо. Например: «Пенсне моё гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости...». Здесь пенсне ведёт себя, как человек, уставший от длительного путешествия.
2. Метафоры: Автор использует метафоры для описания вещей, наделяя их эмоциями и характерами. Например, в описании другого предмета — шляпы: «Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца». Эта метафора наделяет шляпу способностью пародировать человека, словно это актёр с актёрской маской.
Цель использования этих средств:
Осоргин применяет олицетворения и метафоры, чтобы создать комический и фантастический мир, где вещи не просто служат человеку, а становятся самостоятельными участниками событий. Эти художественные приёмы помогают автору продемонстрировать свою идею о том, что даже повседневные вещи могут иметь своё "сознание" и "характер". Благодаря таким приёмам, рассказ приобретает ироничный и философский оттенок, заставляя читателя задуматься о границах между одушевлённым и неодушевлённым миром.
Развиваем дар слова
Будьте внимательны к слову и к тому, как автор говорит о «жизни» вещей: часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? Почему именно эти глаголы использованы в приведённых словосочетаниях?
В рассказе Михаила Осоргина «Пенсне» для передачи необычной «жизни» вещей автор использует олицетворение — приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими свойствами или действиями. В приведённых вами словосочетаниях предметы, такие как часы, письмо, ножницы и книги, «шагают», «мыслит», «подмигивает» и даже «ораторствуют», как если бы они были живыми существами.
Причины выбора глаголов:
1. Часы шагают, хворают, кашляют — здесь глаголы «шагают», «хворают» и «кашляют» обычно описывают действия и состояния людей, что подчёркивает мысль, что часы не просто работают, а словно живут, устают и «болеют», как живые существа.
2. Письмо подмигивает и рисуется — глаголы придают письму человеческие черты, словно оно играет с человеком, привлекает внимание.
3. Раздвинутые ножницы кричат — это олицетворение создаёт ощущение, что ножницы выражают недовольство или протест, показывая, что даже острые и холодные предметы могут «издавать звук».
4. Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках — книги оживают, ведут диалоги между собой, что символизирует их содержательность и влияние на читателей.
Автор использует такие глаголы для того, чтобы подчеркнуть, что вещи не просто служат человеку — они как будто взаимодействуют с ним, имеют свои «чувства» и «намерения». Эти глаголы создают эффект очеловечивания вещей и добавляют фантастический, игривый элемент в текст, что помогает передать основную мысль о том, что предметы могут иметь свою скрытую жизнь.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Пенсне»
1. Небольшой юмористический рассказ М. А. Осоргина повествует о простой забавной истории, которая может произойти с каждым человеком. Послушайте его.
В рассказе Михаила Осоргина «Пенсне» повествование начинается с того, как главный герой, читая книгу, внезапно теряет своё пенсне (очки без дужек). Он точно помнит, что пенсне упало, но тщательные поиски в комнате — в кресле, на полу, в складках одежды — ничего не дают. Пенсне исчезает совершенно необъяснимо, несмотря на усилия хозяина и даже его друзей, которые пытаются разгадать загадку с помощью дедукции.
Проходит несколько дней, и неожиданно пенсне «возвращается» — его находят рядом с местом, где оно и должно было быть, словно оно «гуляло». Автор с юмором и иронией описывает это «возвращение», как если бы пенсне имело собственную волю и характер. В финале рассказа пенсне падает и разбивается, что символически завершает его «жизненный путь».
Рассказ полон олицетворений и метафор, которые наделяют предметы особой "жизнью". Автор играет с восприятием вещей, подчеркивая, что даже самые простые предметы могут вести себя загадочно и непредсказуемо.
2. Какие интонации мы слышим в чтении Сергея Сазонтьева — иронические, комические, повествовательные, сатирические?
В чтении рассказа «Пенсне» М. А. Осоргина Сергеем Сазонтьевым присутствуют комические интонации, особенно в те моменты, когда автор оживляет предметы и описывает забавные ситуации с их участием. Сазонтьев с юмором передаёт «поведение» пенсне и других вещей, подчёркивая их независимость и игривость. Повествовательные интонации также встречаются, и они добавляют ещё больше юмора, поскольку спокойно и размеренно актёр читает совершенно невозможные вещи — исчезновение пенсне и его загадочное возвращение.
Иронические нотки проскальзывают в момент обращения к людям и окружающей действительности — это можно заметить в том, как актёр передаёт скепсис окружающих и их реакцию на попытки героя найти пенсне. Однако этот ироничный смех адресован больше людям, нежели самим вещам, которые описываются с добрым юмором.
3. Что в чтении актера вам хотелось бы изменить? Почему?
Мне чтение актёра, исполняющего главную роль в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне», показалось очень органичным, выразительным, эмоциональным и комичным ровно в той мере, как того требовал текст. Актёр смог передать и тонкую иронию, и юмор ситуации, при этом сохраняя лёгкость повествования. Его интонации прекрасно соответствовали олицетворению вещей, добавляя жизни каждому предмету, о котором шла речь. Я ничего не хотела бы менять в его чтении и интонациях, поскольку он точно уловил и передал дух рассказа, делая его как смешным, так и слегка философским, что соответствует замыслу Осоргина.
4. Помогает ли музыка Э. Грига лучше понять рассказ?
Музыка Эдварда Грига, использованная при чтении рассказа М. А. Осоргина «Пенсне» в фонохрестоматии, действительно помогает глубже понять произведение. Она создаёт особую атмосферу, которая придаёт рассказу таинственность и одновременно комичное спокойствие. Благодаря такой музыкальной поддержке, обычные вещи кажутся вполне способными на самостоятельную жизнь, как будто то, что пенсне "гуляло", — это совершенно естественно. Эта музыка помогает передать замысел автора — его игривое отношение к жизни вещей и их взаимодействию с людьми, подчёркивая иронию и философский подтекст рассказа.
5. Какой художественный приём мы используем, когда говорим: пенсне моё гуляло, часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, письмо подмигивает, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках? Как звучит этот приём в актёрском чтении?
Художественный приём, используемый в таких примерах, как «пенсне моё гуляло», «часы шагают», «печка мыслит», называется олицетворение. Этот приём наделяет предметы свойствами живых существ, что придаёт вещам уникальные качества и делает их «живыми» участниками событий.
В актёрском чтении этот приём подчеркивается интонацией: актёр акцентирует внимание на «очеловечивающих» характеристиках предметов, выделяя их голосом. Он использует логические ударения, чтобы усилить сходство с живыми существами, например, когда часы «шагают» или письмо «подмигивает». Это помогает слушателю ощутить, что предметы действительно «живут» в мире рассказчика, превращаясь в активных персонажей истории.
6. Согласны ли вы с автором, размышляющим о «путешествии вещей»?
Размышления Михаила Осоргина о «путешествии вещей» в рассказе «Пенсне» звучат одновременно метафорично и иронично. В них автор играет с идеей, что предметы могут «жить своей жизнью» и самостоятельно исчезать на некоторое время, что на самом деле отражает наше восприятие вещей в моменты рассеянности или беспорядка.
Если рассматривать это буквально, то, конечно, вещи не путешествуют. Однако метафорически этот приём отражает наше взаимодействие с миром. Часто, когда вещи теряются, кажется, что они "пропадают" и "возвращаются" таинственным образом. Осоргин таким образом заставляет нас задуматься о том, как воспринимаем мир вокруг себя и как наши собственные мысли могут влиять на восприятие реальности.
Я бы согласился с автором, если воспринимать это как метафору нашего человеческого опыта и взаимодействия с предметами. Ведь каждый, кто терял что-то, а затем находил в самом очевидном месте, мог бы подумать, что предмет "гулял" или "прятался".
7. Как заканчивается рассказ? С какой интонацией финал был прочитан актёром?
Рассказ «Пенсне» М. А. Осоргина заканчивается тем, что герой, наконец, находит своё пропавшее пенсне, но спустя некоторое время оно разбивается. В финале герой надеется, что это было случайной трагедией, не его виной. Он выражает сожаление и размышляет о том, что неудачная судьба пенсне могла быть следствием публичного позора, которому он его подверг. В тексте пенсне олицетворено как «кристальная душа», и герой чувствует вину за то, что, возможно, его действия подтолкнули этот предмет к «роковому шагу».
Актёр в финале читает с интонацией грусти и надежды. Он передаёт сомнения и чувства вины героя, который пытается найти оправдание и успокоить себя, предполагая, что это был просто несчастный случай. В его голосе звучит печаль о потере, теперь уже невосполнимой, что придаёт финалу особенно философский и меланхоличный оттенок.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением