Ответы на вопросы на стр.33-34 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Фонохрестоматия«Хамелеон»1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
«Хамелеон»
1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
В начале рассказа «Хамелеон», когда мы еще ничего не знаем о героях и предстоящем сюжете, актер говорит спокойно, медленно, с придыханием, его интонация все время «скатывается вниз». Он подчеркивает новизну шинели полицейского надзирателя. С помощью ритма и тембра передаёт атмосферу на базарной площади - тихо, даже уныло, вокруг ни души.
Очень заметна смена интонации актера в образе Очумелова, в зависимости от того, какой точки зрания придерживается персонаж в данный момент. Сначала он грозный, говорит уверенно, отдаёт приказы городовому. Яростно угрожает расправой хозяину собаки на повышенных тонах. Как только появляются сомнения, не генеральская ли перед ним собака, голос становится выше, подрагивает от волнения. Очумелов даже заикается. Всё меняется снова, когда городовой вспоминает, что у генерала нет таких собак. Тут Очумелов расходится больше прежнего. Почти кричит, сердится, не колеблясь приказывает собаку ликвидировать. И лишь после того, как повар подтверждает, что собака принадлежит генеральскому брату, расцветает в улыбке, тон его становится приторно-ласковым, неправдоподобным.
Мы слышим, как в течение сюжета меняется темп, высота голоса и интонация актера, озвучивающего полицейского надзирателя. Отношение автора считывается в возгласах из толпы, в кардинальной смене настроения главного героя.
2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
Очумелов одет не по погоде, шинель на нём – для того, чтобы показать свой новый чин. Он никак не может понять, кому принадлежит собака, и, следовательно, он не может понять, как себя вести. Когда он допускает мысль о том, что собака может быть генеральской, его бросает в жар от волнения. Он боится генеральского гнева, не хочет лишиться звания.
Актер подчеркивает, как сильно эта новость отражается на состоянии и настроении Очумелова. Вот уже перед нами не грозный полицейский надзиратель, а мелкая сошка, желающая выслужиться перед начальством.
Позже, наоборот, его бросает в холод от мысли, что верховный чин может узнать, что он только что собирался ликвидировать питомца. Голос его дрожит, мы будто и впрямь почувствовали, как повеяло холодом, и застучали от страха зубы Очумелова.
Актёр, произнося слова про пальто, жару, холод передаёт сложную внутреннюю работу, происходящую внутри Очумелова, пытающегося понять, какое же решение ему необходимо принять, чтобы не попасть впросак.
3. Обратите внимание на то, как резкий и категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и всё» сменяется на умильно-сладостное: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая...» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т. д.)?
Приём резкого противопоставления в литературе называется антитеза.
Мы можем заметить яркий контраст в речи актёра между моментами, когда Очумелов наслаждается своей властью и хочет показать, что может решить проблему, и когда, наоборот, слишком приветлив по отношению к собаке и даже использует уменьшительно-ласкательное «цуцик».
Актер достигает противопоставления с помощью разнообразных приемов. Он изменяет интонации, создавая контрастные эмоциональные оттенки. Также он изменяет силу звучания, иногда поднимая ее, иногда понижая. Все это позволяет актеру создавать эффект противоположной эмоциональной окраски и выделять важные моменты.
4. Подготовьте чтение рассказа по ролям. Помните при этом, что чтение текста от автора не должно быть бесстрастным, оно выражает отношение писателя к героям произведения.
При подготовке выразительного чтения не забывайте менять интонацию, темп речи, эмоциональную окраску фраз Очумелова, в зависимости от того, кому, по его мнению, принадлежит собака (генералу или является бездомной).
Помните при этом, что чтение текста от автора не должно быть бесстрастным, оно выражает отношение писателя к героям произведения.
Размышляем о прочитанном
1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев. Помогают ли их имена лучше понять их характеры?
Смешные эпизоды: Хрюкин задрал руку вверх и оттопыривает палец, имеющий вид «знамения победы»; смена мнений Очумелова, в зависимости от предположений, чья перед ним собака; то, что Очумелова постоянно бросает то в жар, то в холод.
Грустные эпизоды: изображение маленького, трясущегося от страха, борзого щенка; концовка – никакого решения принято не было, ничего не было сделано.
Имена героев помогают лучше понять их характеры. Имена являются говорящими, поэтому отражают черты характеров героев:
Очумелов - (от слова очуметь, сойти с ума) руководствуется в своих поступках не здравым смыслом, а настроением и личными взглядами, от этого непредсказуем.
Фамилия Хрюкин ассоциируется с поросенком, неряшливым и грязным. У этого человека и поступки не человеческие - прижигает морду собачке «цигаркой... для смеха».
Генерал Жигалов - зачинщик. Он хоть в сцене и не присутствует, но весь сюжет меняется от одного лишь упоминания его фамилии.
Елдырин - (от слова «елдыга» - сварливый, корыстный человек) идет с полным решетом крыжовника, который он отнял у кого-то.
2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя но этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
Очумелов движется по площади, как хозяин, смело и уверенно; как только он увидел толпу, сразу отправился к ней, чтобы разогнать тех, кто шумит. Автор смеётся над напыщенностью и раздутой важностью своего героя.
Смешные обороты речи Очумелова: «По какому это случаю тут?», «Это ты зачем палец?», «... так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!», «Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши!».
Подобные бессвязные реплики показывают безграмотность и глупость.
Автор посмеивается над Очумеловым, давая ему смешные и в тоже время глупые диалоги, показывает, насколько он горд своим званием и насколько же ему не соответствует.
3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах?
Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в зависимости от того, кому, по мнению Очумелова, принадлежит собака: если собака бездомная, то она виновата в том, что укусила Хрюкина и её следует наказать; если собака генеральская, то виноват сам Хрюкин, он сам спровоцировал собаку.
Собака, хозяином которой оказывается брат генерала сразу становится для Очумелова «шустрой», а не «бешеной».
Очумелов сначала говорит: «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить!»
Потом кашляет и шевелит бровями, запахивает шинель. «- Я ещё доберусь до тебя!» - грозится он, уже поменяв мнение. Подобные метания выражаются в физическом состоянии Очумелова, которому то холодно, то жарко; в его словах – он обрушивается с грубыми словами то на собаку, то на Хрюкина.
4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Рассказ назван «Хамелеон», потому что главный герой Очумелов меняет своё мнение, в зависимости от того, принадлежит ли собака генералу или является бездомной, подобно тому, как хамелеон меняет свой цвет, маскируясь в окружающей обстановке.
Особенно ярко на «хамелеонство» Очумелова указывает то, что ему то холодно, то жарко, а также то, что он то ругает собаку, то защищает, то обвиняет её, то обвиняет Хрюкина в том, что собака его укусила.
Очумелов – блюститель закона, высокомерный, принимая решения опирается не на справедливость, а на личную выгоду, несправедливый, не очень умён, общается с людьми запугиванием.
Хрюкин – грубый, крикливый, возможно, подлый, скорее всего, он издевался над собакой, поэтому она его и укусила, поскольку мало верится в то, что маленький щенок сам просто так бросился на взрослого человека; любит преувеличивать.
Толпа не имеет своего мнения, а лишь, как эхо, повторяет слова Очумелова и присоединяется к его мнению.
5. Как с помощью речи героев определяются их характеры?
По тому, какие слова использует герой в своей речи, как он строит предложения и фразы, можно понять, каков его характер. Например, речь Хрюкина олицетворяет безграмотная речь, он произносит в одном предложении несочетаемые фразы: «Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете»; «Я человек, который работающий...». Он хочет любой ценой извлечь выгоду из ситуации: «Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...».
Речь Очумелова подчеркивает перемену его настроения, те самые черты «хамелеона». Когда он убежден, что собака - обычная дворняжка, он говорит: «А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная...». А как только понимает, что собака все-таки имеет отношение к генералу: «Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха...Сердится, шельма... цуцык этакий...». В речи Очумелова много грубых слов, в ней много восклицаний, фразы короткие, как приказы, строит их он зачастую неграмотно; всё это свидетельствует о том, что перед нами человек, который не уважает других людей, грубый, необразованный, предпочитающий приказы уважительному общению на равных.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением