Упр.31 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
31 Проведите лингвистическое исследование. По мнению современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб, стиль каждого писателя сказывается в своеобразии его периодов. Нельзя спутать эти синтаксические построения у Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова. Проведите лингвистическое «расследование» и выясните, так ли это, на примерах произведений: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (VI—XIII главы), «Мёртвые души» Н.В. Гоголя (глава XI тома 1), «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (глава «Княжна Мери»). Разделитесь на группы, распределите материал, как вам будет удобно. Найдите в предложенных текстах периоды и выясните, как в них проявляется стиль писателя.
Лингвистическое исследование
Лингвистическое исследование стиля писателей показывает, что синтаксические особенности произведений играют важную роль в раскрытии их художественного замысла. Стиль каждого автора проявляется не только в выборе слов и использовании тропов, но и в структуре предложений, в особенности в сложных синтаксических конструкциях, таких как периоды. Период — это сложное предложение, состоящее из двух частей: подготовительной (протасис) и заключительной (аподосис), которые объединены единым смыслом и часто используют параллельные конструкции.
На примере произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и М.Ю. Лер-монтова можно увидеть, как в их текстах периоды отражают особенности стиля каждого писателя. Для анализа мы взяли роман Пушкина «Евгений Онегин» (главы VI-XIII), «Мёртвые души» Гоголя (глава XI тома I) и «Герой нашего времени» Лермонтова (глава «Княжна Мери»).
1. Периоды в произведении А.С. Пушкина («Евгений Онегин»)
В «Евгении Онегине» Пушкина, особенно в главах VI-XIII, автор использует сложные периоды для передачи глубоких эмоций и тонких нюансов героев. Эти главы, отличающиеся ироничной прозой и красочными описаниями, содержат сложноподчинённые предложения, где Пушкин демонстрирует своё мастерство в построении синтаксических конструкций.
Одним из примеров является период, встречающийся в описаниях размышлений Ленского о любви. Этот период состоит из нескольких однородных придаточных предложений, которые усиливают эмоциональное напряжение героя:
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она...
Здесь повторяющиеся придаточные предложения с союзом «что» создают эффект нарастания эмоций, подчёркивая убеждения Ленского. Использование параллельных конструкций усиливает ритм, делает текст живым и выразительным. Пушкин активно использует синтаксический параллелизм, что подчёркивает романтические и идеалистические представления Ленского о жизни.
2. Периоды в произведении Н.В. Гоголя («Мёртвые души»)
В «Мёртвых душах» Гоголя периоды играют важную роль в создании особой комической и сатирической атмосферы. Гоголь, известный своим умением мастерски описывать детали, использует длинные предложения с множеством придаточных, чтобы передать абсурдность и нелепость ситуаций. В его произведениях часто встречаются описания повседневной жизни через детализированные сцены, наполненные бытовыми мелочами.
Примером может служить описание общественного зала в XI главе первого тома «Мёртвых душ». Гоголь создаёт огромный период, который включает множество придаточных предложений, каждое из которых детализирует один из аспектов описываемой сцены:
«Какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залоснённые снизу спинами разных проезжающих...»
Этот период придаёт описанию объём и насыщенность, каждая новая деталь добавляет элемент комичности. Использование гиперболы и иронии делает этот стиль уникальным, характерным для Гоголя. Длинные, запутанные периоды отражают его склонность к сатире, критике и высмеиванию повседневных ситуаций.
3. Периоды в произведении М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»)
Лермонтов, в отличие от Пушкина и Гоголя, больше ориентирован на психологический анализ героев. В «Герое нашего времени» периоды часто служат для передачи внутренних переживаний персонажей. В главе «Княжна Мери» Лермонтов использует сложные предложения, чтобы выразить философские размышления Печорина о любви, жизни и своём предназначении.
Примером является следующее предложение:
«Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь... теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими».
Этот период, состоящий из нескольких частей, отражает внутренний мир Печорина, его отстранённость от страстей и циничное отношение к жизни. Лермонтов через периоды передаёт глубину чувств и размышлений своих героев, подчёркивая их внутренние конфликты.
Анализ синтаксических конструкций в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова показывает, что периоды играют важную роль в формировании стиля каждого из этих авторов.
• Пушкин использует периоды для передачи эмоциональных переживаний героев, его стиль изящен и гармоничен, часто основан на повторяющихся конструкциях и синтаксическом параллелизме.
• Гоголь использует периоды для создания комических и сатирических эффектов, его предложения длинные, насыщенные деталями и гиперболой, что подчеркивает абсурдность описываемых ситуаций.
• Лермонтов через периоды передаёт глубокие философские размышления своих героев, его стиль более лаконичен, но наполнен психологической глубиной.
Таким образом, можно утверждать, что стиль каждого писателя действительно сказывается в своеобразии его периодов, что подтверждает их уникальность как мастеров слова.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением