Ответы на вопросы на стр.296 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Надеемся, что вы прочитали роман Вальтера Скотта «Айвенго» целиком. Кто его герои? В чём суть романа?Роман «Айвенго» Вальтера Скотта — это...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Надеемся, что вы прочитали роман Вальтера Скотта «Айвенго» целиком. Кто его герои? В чём суть романа?
Роман «Айвенго» Вальтера Скотта — это классическое произведение исторической литературы, действие которого происходит в Англии в конце XII века, вскоре после завершения Третьего крестового похода. Сюжет разворачивается на фоне политической нестабильности, вызванной отсутствием короля Ричарда Львиное Сердце, который находится в плену, и узурпацией власти его братом, принцем Иоанном.
Главные герои романа:
1. Вильфред Айвенго — главный герой, молодой рыцарь, сын саксонского лорда Седрика. Айвенго лишен отцовской поддержки за свою преданность королю Ричарду и любовь к леди Ровене, невесте, которую отец готовит для другого.
2. Ричард Львиное Сердце — король Англии, который возвращается из плена и тайно поддерживает своих сторонников, в том числе Айвенго. Его образ олицетворяет доблесть и благородство.
3. Ровена — возлюбленная Айвенго, саксонская леди, символизирующая чистоту и верность.
4. Ребекка — еврейская девушка, дочь богатого купца Исаака Йоркского. Она играет ключевую роль в судьбе Айвенго, демонстрируя благородство и самоотверженность.
5. Принц Джон — коварный брат Ричарда, пытающийся захватить власть в его отсутствие.
6. Бриан де Буагильбер — тамплиер, антагонист романа, влюбленный в Ребекку, который стоит на пути Айвенго и пытается овладеть Ребеккой силой.
7. Седрик Сакс — отец Айвенго, который мечтает о восстановлении саксонской династии на английском троне и враждует с норманнами.
Суть романа:
Роман «Айвенго» повествует о борьбе между саксами и норманнами в послекрестовых временах, на фоне которой разворачиваются личные и политические конфликты. В центре внимания — конфликт между Вильфредом Айвенго и его отцом, а также любовь Айвенго к Ровене, которая в сочетании с верностью королю Ричарду вызывает гнев принца Джона и его сторонников.
Сюжет насыщен рыцарскими турнирами, дворцовыми интригами и схватками между норманнами и саксами, а также затрагивает тему религиозных и этнических предрассудков — в частности, судьба Ребекки, которая сталкивается с обвинениями в колдовстве из-за своей веры и красоты.
Айвенго, несмотря на ранения и испытания, в конце романа поддерживает своего короля и восстанавливает справедливость. История любви, смелости и преданности плотно переплетается с историческими реалиями того времени.
Роман «Айвенго» остается важным произведением в литературе, поскольку не только изображает исторические события, но и раскрывает вечные темы: борьба за справедливость, честь, религиозная толерантность и верность своим идеалам.
2. Какой исторической эпохе посвящён роман?
Роман Вальтера Скотта «Айвенго» посвящен исторической эпохе, охватывающей конец XII века, во времена правления короля Ричарда Львиное Сердце, когда он возвращается из Третьего крестового похода и пребывания в плену. Конкретные события романа разворачиваются на фоне политической нестабильности в Англии, где отсутствующий король оставил трон под угрозой захвата его братом, принцем Иоанном.
Действие происходит в период феодальных распрей между норманнами и саксами, который последовал после норманнского завоевания Англии в 1066 году. Это время характеризуется продолжением вражды между этническими группами (норманны — завоеватели, саксы — местное население) и напряженными отношениями внутри феодального общества. Противостояние этих групп олицетворяется в романе через личные конфликты главных героев, в том числе Вильфреда Айвенго и его отца Седрика Сакса.
Таким образом, «Айвенго» переносит читателя в Англию XII века, эпоху рыцарства, крестовых походов и феодальной борьбы за власть.
3. Как вы думаете, почему Вальтер Скотт предпослал художественному тексту вступление об исторической эпохе, описанной в романе?
Вальтер Скотт предпослал художественному тексту вступление об исторической эпохе, описанной в романе, по нескольким причинам:
1. Образовательная функция: Роман «Айвенго» погружает читателя в сложную историческую эпоху конца XII века, когда в Англии продолжались конфликты между норманнами и саксами. Многие читатели XIX века, когда был написан роман, не имели глубокого знания об этих исторических событиях. Вступление помогает подготовить их к пониманию политического и социального контекста, на фоне которого разворачиваются события романа. Это придает повествованию историческую достоверность и делает текст доступнее.
2. Создание атмосферы: Историческое вступление помогает Скотту создать атмосферу того времени. Автор представляет не просто вымышленную историю, а реконструирует определенную эпоху, детализируя такие аспекты, как феодальная система, положение рыцарства, культурные и социальные нормы. Это способствует тому, чтобы читатель чувствовал себя погруженным в историческую действительность.
3. Подчеркивание реализма: Вступление подчеркивает, что, несмотря на художественную природу романа, его сюжет основан на реальных исторических событиях и описывает реальные исторические фигуры, такие как Ричард Львиное Сердце и принц Иоанн. Вальтер Скотт стремился показать, что его роман — это не просто приключенческая история, но и исследование исторических процессов и социальных конфликтов.
4. Авторитетность и новаторство: Скотт был одним из первых, кто начал активно использовать исторический контекст в художественной литературе. Вступление позволяет ему заявить о своей роли не только как писателя, но и как «историка» в художественной форме, что усиливало авторитет произведения среди читателей и критиков.
Таким образом, вводное историческое описание служит как для информирования читателя, так и для усиления реализма и глубины повествования.
4. Какие приёмы идеализации можно отметить в описании усадьбы Седрика?
В описании усадьбы Седрика в романе Вальтера Скотта «Айвенго» используются различные приёмы идеализации, чтобы подчеркнуть возвышенность и значимость его персонажа как представителя саксонского дворянства.
1. Романтизация прошлого: Усадьба Седрика Сакса, описанная как место, где сохраняются традиции и обычаи древних саксов, символизирует сопротивление норманнскому влиянию. Скотт создает идеализированный образ прошлого, где саксы представлены как хранители древней справедливости и чести, что подчеркивает их противопоставление норманнам.
2. Архитектурная символика: Усадьба описана в духе традиционной саксонской архитектуры, что отражает неприемлемость для Седрика норманнских нововведений. Это идеализация простоты и самобытности саксонской культуры, контрастирующей с изысканностью и роскошью норманнской.
3. Природные образы: Описание природы вокруг усадьбы наполнено идеализированными элементами. Окружение усадьбы может быть представлено как тихое, умиротворенное, находящееся в гармонии с природой, что акцентирует возвышенность и естественность быта саксов.
4. Мотив защиты традиций: Вся усадьба как место, где хранятся старые традиции и где доминирует патриархальный уклад, символизирует идеализированное представление о том, что именно саксы являются подлинными защитниками английских обычаев и культуры.
Таким образом, Вальтер Скотт использует различные литературные приёмы, чтобы идеализировать усадьбу Седрика и тем самым подчеркнуть саксонскую гордость, независимость и связь с прошлым.
5. Почему в романе особое внимание обращено на проблему языка (противостояние английского и французского)?
В романе Вальтера Скотта «Айвенго» проблема языка, а именно противостояние английского (саксонского) и французского (норманнского), играет важную символическую и культурную роль. Это противостояние отражает глубинные социальные и политические конфликты между двумя этническими группами, населяющими Англию после норманнского завоевания 1066 года. Вот несколько причин, почему этому вопросу уделяется особое внимание:
1. Историческое противостояние норманнов и саксов
В XII веке Англия была разделена на две культурные и языковые группы: норманны (франкоговорящие завоеватели) и саксы (англосаксонское население). Норманны, захватившие власть после битвы при Гастингсе, установили господство над англосаксами, и французский язык стал языком правящей элиты, суда и церкви. Англосаксы же говорили на староанглийском, который стал языком простого народа. Это разделение языков отражало неравенство между классами и глубокие социальные барьеры.
2. Язык как символ господства
Французский язык в романе служит символом власти и культурного господства норманнов. Главные норманнские персонажи, такие как принц Джон и рыцари, говорят по-французски, подчеркивая своё высокое положение. В то же время английский (саксонский) язык остается символом коренного населения, которое находится под гнётом норманнских завоевателей. Это разделение подчеркивает напряжённые отношения между завоевателями и завоёванными, а также показывает, как язык становится инструментом господства и подчинения.
3. Сохранение национальной идентичности
В то время как норманны пытаются навязать свой язык и культуру, саксы, такие как Седрик, упорно защищают свою языковую и культурную идентичность. Седрик отказывается говорить по-французски и настаивает на использовании родного языка, что символизирует его преданность саксонским традициям и стремление к независимости. Этот аспект отражает борьбу за сохранение национальной идентичности в условиях культурного подавления.
4. Коммуникация между классами
Противостояние языков также отражает невозможность нормального общения между представителями двух классов. Существование разных языков усложняет взаимодействие между завоевателями и местным населением, что добавляет дополнительный элемент конфликта и отчуждения между этими группами. Роман подчеркивает, как важен язык в формировании единства нации и как его отсутствие ведет к непониманию и разделению.
5. Мост к объединению
Несмотря на конфликты, в романе представлены моменты, когда английский и французский языки взаимодействуют. Это символизирует надежду на возможное примирение между саксами и норманнами. В конечном счете, роман завершает тему языкового противостояния тем, что показывает возможность объединения двух культурных групп, когда герои разных этнических групп учатся уважать друг друга.
Таким образом, противостояние языков в «Айвенго» подчеркивает ключевые социальные, политические и культурные конфликты той эпохи, а также символизирует борьбу за национальную и культурную идентичность.
6. Какие писатели России изображали историю своей Родины так же широко?
В русской литературе также были писатели, которые широко и глубоко изображали историю своей родины, подобно тому, как Вальтер Скотт отображал историю Шотландии в своих романах. Среди них можно выделить следующих авторов:
1. Александр Пушкин
• Произведения: «Капитанская дочка», «Борис Годунов».
• Как изображает историю: Пушкин изображал важные исторические события России, такие как крестьянское восстание под предводительством Пугачева в «Капитанской дочке» и эпоху Смутного времени в пьесе «Борис Годунов». Его работы сочетают в себе историческую точность и художественную интерпретацию событий, создавая богатые образы и реалии прошлого.
2. Лев Толстой
• Произведения: «Война и мир», «Хаджи-Мурат».
• Как изображает историю: Толстой мастерски описал эпоху наполеоновских войн в своем эпическом романе «Война и мир», погружая читателя в реалии военного и гражданского общества. Он также затронул кавказскую войну в «Хаджи-Мурате», изображая противоречия и столкновения русской империи с кавказскими народами. Толстой в своих произведениях показал широкий исторический фон и личные судьбы людей на фоне крупных событий.
3. Николай Карамзин
• Произведение: «История государства Российского».
• Как изображает историю: Хотя Карамзин был больше историком, его литературное изложение истории России в многотомной «Истории государства Российского» повлияло на последующее поколение писателей и создало основу для восприятия российской истории как целостного эпоса. Его стиль сочетал в себе академическую точность и живописные описания.
4. Алексей Толстой
• Произведения: «Петр Первый», «Князь Серебряный».
• Как изображает историю: В своем романе «Петр Первый» Алексей Толстой изобразил эпоху великих реформ царя Петра, сосредоточившись на его усилиях по модернизации России. Роман показывает, как изменения на государственном уровне сказывались на жизни людей разных сословий, от дворян до крестьян.
5. Михаил Шолохов
• Произведения: «Тихий Дон», «Поднятая целина».
• Как изображает историю: Шолохов отобразил великую эпоху гражданской войны в России и судьбу казачества на фоне этих событий. В «Тихом Доне» он показывает драму народа, оказавшегося на переломе эпох. Его произведения содержат как масштабные исторические события, так и глубокий анализ личных судеб героев.
6. Иван Тургенев
• Произведения: «Записки охотника», «Отцы и дети».
• Как изображает историю: В «Записках охотника» Тургенев изображает сельскую жизнь России, затрагивая темы крепостного права и социальных изменений. Хотя его произведения не сосредоточены на конкретных исторических событиях, они дают полную картину жизни России в XIX веке и ее социальных противоречий.
Эти писатели, как и Вальтер Скотт, использовали исторический контекст, чтобы показать не только значимые события, но и человеческие судьбы, отношения и конфликты на фоне глобальных изменений в обществе. Их творчество оставило глубокий след в литературе и способствовало формированию национальной самоидентификации через призму истории.
7. Что особенно привлекает вас в романах Скотта?
В романах Вальтера Скотта привлекает несколько ключевых аспектов, которые делают его произведения уникальными и вдохновляющими.
1. Исторический контекст и реализм
Скотт известен как основоположник исторического романа. Его произведения погружают читателя в богатый исторический контекст, воссоздавая эпохи с удивительной точностью и деталями. Он умело сочетает вымышленные сюжеты с реальными историческими событиями, как, например, в «Айвенго», где действие происходит на фоне конфликта между саксами и норманнами в Англии XII века. Такой подход позволяет читателю не только наслаждаться приключениями, но и лучше понимать исторические реалии прошлого.
2. Моральные дилеммы и герои
Герои Скотта часто сталкиваются с моральными дилеммами, что делает их сложными и многогранными. Они не просто отважные рыцари или праведные воины, но также люди, которые сталкиваются с внутренними конфликтами, личными чувствами и трудностями выбора. В романе «Роб Рой», например, главный герой вынужден балансировать между долгом перед семьей и верностью своему другу, сталкиваясь с трудным выбором в условиях политической нестабильности.
3. Разнообразие культур и диалогов
Скотт уделяет внимание культурному разнообразию и проблеме взаимодействия различных народов и классов. Его романы часто посвящены конфликтам между этническими группами, как в случае противостояния саксов и норманнов в «Айвенго» или горцев и англичан в «Роб Рое». Противостояние языков и традиций придает произведениям глубину и актуальность. Он также мастерски передает атмосферу и дух каждой эпохи, создавая живописные диалоги и колоритные образы.
4. Романтика приключений
Романы Скотта наполнены приключениями, которые увлекают читателя с первой страницы. Турниры, битвы, тайные интриги, преследования и спасения — всё это создает ощущение постоянного действия и увлекательности сюжета. Это особенно привлекательно для тех, кто ценит динамичные истории с богатым развитием событий.
5. Поэтический язык
Скотт использует насыщенный, поэтический язык, который добавляет произведениям не только повествовательной, но и эстетической ценности. Описания природы, героических поступков и эмоций героев исполнены лиризма и выразительности, что подчеркивает красоту и трагизм событий.
6. Проблематика справедливости и чести
Во многих романах Скотта исследуется тема справедливости и чести. Его герои часто противостоят несправедливости или нарушению морали, что делает их действия не только личной борьбой, но и символом глобальной битвы за правду и равенство. Это особенно заметно в таких произведениях, как «Айвенго», где Айвенго борется за восстановление справедливости для угнетённых.
Все эти аспекты делают романы Вальтера Скотта увлекательными и значимыми для читателей, способными не только развлечь, но и погрузить в мир размышлений о культуре, истории и человеческой природе.
Творческое задание
1. Статьи каких литературоведов о писателях и их произведениях вам особенно были полезны? Чем? Подготовьте ответ-рассуждение на этот вопрос.
Литературоведение как наука предлагает множество ценных исследований, которые помогают глубже понять творчество писателей и анализировать их произведения. Вот несколько литературоведов и их работы, которые оказали значительное влияние на мое понимание писателей и их произведений:
1. Юрий Лотман — один из самых известных российских литературоведов, основоположник структурного анализа литературы.
• Чем полезен: Лотман, особенно в своей книге «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя», предлагает глубокий структурный анализ произведений Пушкина. Его подход к анализу текста как системы знаков, рассмотрение контекста и культурной среды произведений помогает лучше понять философскую и художественную глубину пушкинских произведений. Лотман подчеркивает, что творчество Пушкина нельзя рассматривать изолированно от его эпохи, и поэтому уделяет внимание историческим и культурным обстоятельствам, что помогает лучше понять его произведения.
2. Михаил Бахтин — литературовед, философ, исследователь романа.
• Чем полезен: Бахтин в своих работах, таких как «Проблемы поэтики Достоевского» и «Эстетика словесного творчества», уделяет внимание полифонии и диалогизму в произведениях русских классиков. Его концепция «многоголосия» в романах Достоевского помогла мне осознать, что каждый персонаж в произведении может нести собственную, независимую точку зрения, не сливающуюся с авторской. Это открытие позволило глубже понять сложность и многослойность романов, таких как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».
3. Дмитрий Лихачев — крупнейший русский филолог и историк литературы.
• Чем полезен: Лихачев написал множество трудов о древнерусской литературе, в частности, о «Слове о полку Игореве». Его исследования помогают осознать важность культурных и исторических факторов в создании произведений. Лихачев часто акцентирует внимание на патриотизме и национальном самосознании, которые проявляются в произведениях русских писателей. Его книга «Поэтика древнерусской литературы» стала важным пособием для анализа текстов, где раскрываются особенности их символики и стиля.
4. Виктор Шкловский — основоположник формальной школы в литературоведении.
• Чем полезен: Шкловский в своих работах, таких как «О теории прозы», рассматривает приемы «остранения» и структурный анализ текстов. Его подход позволяет анализировать литературные произведения, обращая внимание на то, как автор «состаривает» или «освежает» привычные элементы языка и повествования. Это особенно полезно при изучении новаторских методов в творчестве, например, Ивана Тургенева и Льва Толстого, где можно увидеть, как авторы экспериментируют с формой.
5. Ролан Барт — французский литературовед и семиолог.
• Чем полезен: Барт в своих работах, таких как «Смерть автора» и «Мифологии», предлагает рассматривать текст как автономный объект, где роль автора уменьшается, а интерпретация текста передается читателю. Эта идея особенно важна для современного литературного анализа, где каждая интерпретация текста может рассматриваться как независимая и равноправная.
Таким образом, исследования этих литературоведов расширили мои знания о различных подходах к анализу текста и автора, а также показали, как можно глубже погружаться в символику, контексты и стилистику произведений, что делает чтение и анализ литературы более осмысленным и интересным.
2. Кому из писателей вы хотели бы поставить памятник? Где бы вы его поставили? Каким вы его видите? Опишите его письменно или устно.
Если бы я мог поставить памятник какому-либо писателю, я выбрал бы Александра Пушкина, поскольку его вклад в развитие русской литературы трудно переоценить. Пушкин стал основоположником современного русского литературного языка, и его творчество оказало огромное влияние на последующие поколения писателей и поэтов.
Где поставить памятник?
Я бы предложил установить памятник в Царском Селе, где Пушкин учился в лицее и где прошли его юные годы. Царское Село связано с Пушкиным на протяжении всей его жизни и творчества. Этот памятник был бы не только данью памяти великому поэту, но и символом его неразрывной связи с этим местом.
Как бы выглядел памятник?
Я представляю памятник следующим образом: Пушкин сидит на скамейке, погруженный в раздумья, с книгой или пером в руках. Его лицо выражает задумчивость и творческое вдохновение. Взгляд поэта направлен вдаль, как будто он размышляет о новых строках или образах. Окружающие деревья и природа подчеркивали бы атмосферу уединения и тишины, которую часто искал поэт.
Скамейка, на которой сидит Пушкин, должна быть частью композиции, доступной для людей — они могли бы присесть рядом, чтобы ощутить связь с великим поэтом, что символизировало бы продолжение его присутствия в нашей жизни и культуре. Рядом могли бы быть выгравированы строки из его стихотворений, что добавило бы дополнительную связь с его творчеством.
Символика памятника
Такой памятник не только олицетворял бы творческий дух Пушкина, но и подчеркивал бы его важную роль как основателя русской литературы. Это был бы символ глубокого уважения к его гению и бесценному наследию, которое он оставил для нас.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением