Ответы на вопросы на стр.243 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Развиваем дар слова1. Издан сокращённый вариант художественного исследования А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Знакомы ли вы с этим изданием? Чем оно важно для...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Развиваем дар слова
1. Издан сокращённый вариант художественного исследования А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Знакомы ли вы с этим изданием? Чем оно важно для современного читателя? Дайте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Я знаком с сокращённым вариантом художественного исследования А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Это издание представляет собой адаптацию полного текста, в котором автор воссоздаёт ужасающую реальность системы советских репрессий. Хотя в сокращённом варианте часть деталей и свидетельств опущены, основная идея и важные моменты остаются, давая современному читателю общее представление о системе ГУЛАГа и её разрушительном воздействии на миллионы людей.
Для современного читателя это издание важно по нескольким причинам. Во-первых, оно помогает лучше понять историю и последствия тоталитарных режимов, предостерегая от повторения подобных трагедий. Во-вторых, «Архипелаг ГУЛАГ» служит мощным напоминанием о ценности человеческой свободы, достоинства и прав, которые нельзя отнимать во имя идеологии. В-третьих, произведение остаётся актуальным в контексте изучения истории XX века и вопросов морали, власти и ответственности государства перед гражданами.
Сокращённая версия особенно ценна для тех, кто хочет ознакомиться с ключевыми идеями исследования, но не имеет возможности прочитать полное трёхтомное издание. Она остаётся важным источником знаний и размышлений для всех, кто стремится глубже понять трагедии, выпавшие на долю людей в Советском Союзе.
2. Объясните следующие слова и словосочетания и введите их в свой рассказ о писателе: зажиточная крестьянская семья, пора нравственного и гражданского самосознания, противоречия советского строя, лагерно-ссыльный период, человеческое достоинство, жуткие условия лагерной жизни, нравственное начало, публикации.
Вот объяснение всех предложенных слов и словосочетаний, которые включены в рассказ о жизни и творчестве Александра Солженицына:
1. Зажиточная крестьянская семья — это семья, обладающая достаточным количеством земли и средств для обеспечения себя и своего хозяйства, безбедно живущая за счёт своего труда. Родившись в такой семье, Солженицын с детства был окружён атмосферой традиционных русских крестьянских ценностей, что оказало влияние на его мировоззрение.
2. Пора нравственного и гражданского самосознания — период в жизни человека, когда он начинает осознавать свои моральные и социальные обязательства, активно участвует в общественной жизни и размышляет над тем, как его действия влияют на общество. Для Солженицына такой период начался в молодости, когда он столкнулся с идеологией и противоречиями советского строя.
3. Противоречия советского строя — это несоответствия между официальными идеалами советской власти и реальной жизнью людей в стране. Солженицын видел, как под лозунгами справедливости и равенства происходили массовые репрессии и нарушение прав человека, что стало одной из главных тем его творчества.
4. Лагерно-ссыльный период — это этап жизни Солженицына, когда он был заключён в исправительно-трудовые лагеря и находился в ссылке из-за своих критических взглядов на советскую власть. Этот опыт глубоко повлиял на его творчество и мировоззрение.
5. Человеческое достоинство — это уважение к личности и правам человека, даже в самых трудных условиях. В произведениях Солженицына, особенно в «Архипелаге ГУЛАГ», он подчёркивал, что даже в нечеловеческих условиях лагерей важно сохранять своё достоинство и моральные принципы.
6. Жуткие условия лагерной жизни — это невыносимые условия существования в лагерях ГУЛАГа, где люди сталкивались с голодом, тяжёлым трудом, издевательствами и лишениями. Солженицын описал эти условия с документальной точностью, обличая систему.
7. Нравственное начало — это внутренний моральный стержень человека, основанный на совести, честности и справедливости. Для Солженицына нравственное начало было важнейшим ориентиром в его жизни и творчестве, и он считал, что именно оно помогает человеку выжить даже в самых тяжёлых условиях.
8. Публикации — это выход произведений в свет. Публикации Солженицына, такие как «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», стали настоящим событием как в советской, так и в мировой литературе. Они открыли миру правду о репрессиях и жизни в сталинских лагерях.
Таким образом, рассказ о жизни Солженицына можно обогатить, объяснив его ключевые темы и понятия через эти слова, раскрывая личные и творческие этапы писателя.
Александр Исаевич Солженицын родился в зажиточной крестьянской семье, что наложило определённый отпечаток на его мировоззрение. Однако ключевой этап в его жизни наступил в период, когда он начал осознавать нравственное и гражданское самосознание. Это была пора глубоких размышлений о месте человека в обществе и его ответственности перед Родиной. Солженицын вскоре осознал противоречия советского строя, особенно остро воспринимая ложь и насилие, которые лежали в его основе.
Когда писатель пережил лагерно-ссыльный период, его мировоззрение окончательно сформировалось. Жизнь в невыносимых, жутких условиях лагерной жизни не сломила его дух. Напротив, Солженицын сохранял человеческое достоинство и продолжал искать опору в нравственном начале — в вере, правде и внутренней свободе. Всё это нашло отражение в его произведениях, особенно в таких ключевых работах, как «Архипелаг ГУЛАГ».
После лагерей и ссылки, его произведения смогли выйти на свет благодаря публикациям как в Советском Союзе, так и за рубежом. Эти книги стали мощным свидетельством его борьбы за правду и обличением несправедливостей советской системы.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Матрёнин двор». (Отрывок)
1. Что вы можете сказать о тональности, эмоциональной окрашенности повествования о Матрёне, её нерадостной жизни, трагической смерти, её отношении к людям и отношении людей к ней?
Тональность повествования в рассказе Александра Солженицына «Матрёнин двор» носит сдержанный и почти нейтральный характер, что подчёркивает простоту и скромность самой героини. Однако за этой сдержанностью скрывается глубокая эмоциональная насыщенность, которая постепенно раскрывается перед читателем. Солженицын описывает жизнь Матрёны без драматических акцентов или жалости, но её нерадостная жизнь, полная тяжёлого труда и лишений, вызывает у читателя сочувствие и уважение.
Эмоциональная окрашенность повествования усиливается в описаниях трагической смерти Матрёны. Это событие подано как неизбежный итог её жизни, наполненной жертвами и постоянной самоотдачей. Смерть Матрёны при попытке помочь своим родственникам забрать часть её дома подчёркивает иронию судьбы: её доброе сердце в конечном итоге приводит к трагедии.
Матрёна относится к людям с простотой и великодушием. Она не ждёт благодарности за свои бескорыстные поступки и всегда готова помочь, даже когда это ей вредит. Однако отношение людей к ней противоречиво: они видят в ней женщину, которая делает «мужицкую работу», но не всегда ценят её по-настоящему. Матрёну воспринимают как некую данность, пока она жива, но после её смерти многие понимают, что она была человеком, без которого село не могло существовать.
Таким образом, повествование Солженицына, сохраняя внешнюю сдержанность, глубоко эмоционально окрашено, особенно в изображении судьбы простой женщины, которая воплощает собой нравственные ценности, столь редкие в окружающем её мире.
2. Почему рассказчик выделяет Матрёну среди других обитателей деревни? Какие чувства звучат в голосе актёра, когда он читает воспоминания рассказчика о Матрёне, и как эти чувства меняются, когда речь идёт о её сёстрах, золовках, племянниках?
Матрёна, главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор», выделяется на фоне остальных обитателей деревни своей духовной чистотой, бескорыстностью и искренностью. Рассказчик Игнатич видит в ней воплощение тех качеств, которые он искал, уехав в глушь. Они оба чужды окружающему миру: Игнатич, пройдя через тюрьму и ссылку, критически воспринимает советский строй, а Матрёна «восстаёт» против окружающей действительности своим образом жизни — бескорыстной помощью другим, простотой и отказом от накопительства. Матрёна символизирует для рассказчика ту Россию, которую он искал — душевную, справедливую и чистую, но почти утерянную в эпоху сталинизма.
Когда актёр читает воспоминания о Матрёне, в его голосе слышны чувства глубокого сострадания и благодарности. Рассказчик уважает её за доброту, открытость и силу, а также испытывает грусть из-за её тяжёлой судьбы. Эти интонации подчёркивают её уникальность и значимость в мире, где такие люди, как она, становятся редкостью.
Однако, когда речь заходит о её сёстрах, золовках и племянниках, голос актёра меняется. Интонация становится более сдержанной, а иногда и критичной. Рассказчик видит в этих родственниках эгоизм и меркантильность, которые контрастируют с бескорыстием Матрёны. Они олицетворяют общество, погружённое в корысть и материальные интересы, что вызывает у рассказчика разочарование и лёгкое презрение. Эта разница в интонациях подчёркивает контраст между Матрёной, как символом духовного начала, и остальными людьми, олицетворяющими упадок нравственности в послевоенной советской деревне.
3. Как в тексте рассказа выражается авторское отношение ко всей компании «бешено работающих» людей, взявшихся разобрать и увезти горницу? Какими средствами художественного чтения актёр доносит до слушателя авторское отношение к этим людям?
В рассказе "Матрёнин двор" Солженицын изображает компанию людей, которая занимается разбором и перевозкой горницы, с явным осуждением. Эти люди движимы материальными интересами и действуют с ожесточённой энергией, словно в погоне за чем-то значительным — деньгами или прибылью. Автор описывает их как людей без души, для которых духовные ценности не имеют значения. Именно такие люди, по мнению Солженицына, становятся причиной трагедии: их алчность и нетерпение ведут к смерти Матрёны, ведь она погибает во время их поспешной и плохо организованной работы.
Фаддей и его сыновья, участвующие в разборе дома, олицетворяют собой людей, для которых материальные блага важнее всего, и именно на них автор возлагает вину за случившееся. После смерти Матрёны они продолжают свои расчёты, не проявляя должного уважения или скорби.
Актёр, читая этот эпизод, с помощью средств художественного чтения подчёркивает брезгливое отношение рассказчика к этим людям. Темп речи ускоряется, голос становится взволнованным, местами даже раздражённым, что передаёт эмоциональное напряжение и отсутствие человечности в их поступках. В интонациях актёра слышна спешка, как и в действиях персонажей, которые стремятся как можно быстрее завершить разбор дома ради своей выгоды. Это создаёт атмосферу торопливой, холодной делёжки, полной корысти и эмоциональной пустоты, что контрастирует с добротой и бескорыстием Матрёны.
4. Насколько убедительно актёру удалось передать авторское отношение к плачам у гроба Матрёны?
Актёру удалось убедительно передать авторское отношение к плачам у гроба Матрёны в рассказе "Матрёнин двор". Рассказчик описывает сцену как лицемерное и наигранное мероприятие. Все, кто причитал, не испытывали истинной скорби: они были недовольны Матрёной при жизни и вряд ли её искренне любили. В их действиях больше показного, чем настоящей печали. Причитания больше напоминают политический манёвр, направленный на оправдание своего поведения и наследственные притязания.
Актёр подчёркивает эту фальшь, используя театральные интонации, передавая наигранные и фальшивые эмоции тех, кто присутствовал на похоронах. Его голос в моменты причитаний звучит слишком эмоционально, как будто он имитирует скорбь, создавая впечатление, что люди стремятся лишь показать свою важность. В противоположность этому, когда речь идёт о наблюдениях рассказчика, голос актёра становится спокойным и холодным, с нотами отвращения к происходящему. Эта контрастность помогает убедительно передать презрение рассказчика к двуличности родственников Матрёны и их неискренним проявлениям скорби.
Развиваем дар слова
Напишите развёрнутый отзыв на прослушанную звукозапись «Матрёнина двора», обратив внимание на мастерство актёра, выбор музыкального сопровождения, сравните эту запись с записями других прозаических произведений русских писателей, включённых в фонохрестоматию.
Аудиоверсия рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» помогает слушателю глубже проникнуться настроением произведения благодаря мастерству актёра и музыкальному сопровождению. Актёр искусно передаёт речевые особенности героев, используя интонации, паузы и растяжение слов. Это особенно помогает в создании образа Матрёны, чья речь наполнена народной мудростью и мелодичностью. Растягивание слов подчёркивает её крестьянское происхождение и связь с традиционным укладом жизни, а также способствует восприятию её как живого, а не просто литературного персонажа. Рассказчик, очарованный этой напевной речью, также передаётся актёром с особым вниманием к деталям.
Музыкальное сопровождение в записи идеально дополняет повествование, создавая нужную атмосферу. Оно тонко подчеркивает ключевые моменты и усиливает драматическое напряжение в важных сценах. Например, музыка в моменты смерти Матрёны помогает создать ощущение трагичности и безвозвратности, а в более спокойных сценах звучит мягко и ненавязчиво, погружая слушателя в мир деревенской жизни.
В сравнении с другими прозаическими произведениями русских писателей, представленными в фонохрестоматии, данная запись выделяется особым вниманием к речевой мелодике и глубокой эмоциональной игре актёра. В то время как другие записи могут сосредотачиваться на более традиционной подаче текста, в «Матренином дворе» акцент сделан на раскрытие внутреннего мира героев через паузы, недосказанность и интонацию. Актёр делает паузы, давая слушателю возможность обдумать услышанное, и акцентирует внимание на важных элементах сюжета, делая повествование более осмысленным и глубоким.
В итоге, аудиоверсия «Матрёнин двор» помогает слушателю не только лучше понять трагизм судьбы главной героини, но и почувствовать изменения в восприятии рассказчика, который, как и Матрёна, стремится к поиску глубинного смысла жизни в окружении, поглощённом материальными интересами.
Внеклассное чтение
А. И. Солженицын. «Крохотки».
Произведение Александра Солженицына «Крохотки», в частности рассказы «Дыхание», «Озеро Сегден», «Утёнок» и другие, поражает своей глубиной и философской направленностью, несмотря на кажущуюся простоту описаний. Солженицын мастерски использует небольшие зарисовки из природы, повседневной жизни, чтобы выразить глубокие мысли о человеческой душе, свободе, природе и связи с миром.
В рассказе «Дыхание» Солженицын через простой акт дыхания свежим воздухом после дождя раскрывает тему свободы. Главный герой ощущает, что в этом моменте заключена вся радость жизни, и осознаёт, насколько даже это естественное действие ценно для человека, лишённого свободы, — как это было в его тюремной жизни. Эта метафора свободы через дыхание выражает глубокую философскую мысль, что именно такие простые радости составляют суть человеческого существования.
В рассказе «Озеро Сегден» поднимается тема власти и её ограничений. Главный герой стремится добраться до красивого озера, но пути к нему закрыты властью. Этот образ замкнутого пространства, где доступ есть только у избранных, напоминает о том, как природные богатства и ресурсы захвачены теми, кто наделён властью, и для обычного человека они остаются недосягаемыми. Озеро становится символом недоступной гармонии, которую человек ищет, но не всегда находит.
Рассказ «Утёнок» поднимает вопрос о чуде жизни и её хрупкости. Маленький утёнок, который, несмотря на всю свою незначительность, является символом уникальности и неповторимости природы. Солженицын подчёркивает, что ни одно человеческое достижение, будь то технологическое или научное, не может повторить или создать жизнь с её сложностью и тонкостью.
Таким образом, «Крохотки» — это сборник, в котором через небольшие, но значимые эпизоды Солженицын заставляет читателя задуматься о смысле жизни, ценности свободы и гармонии с природой. Эти миниатюры наполнены любовью к простым вещам, которые часто остаются незамеченными, но имеют огромную ценность для человеческого духа.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением