Ответы на вопросы на стр.24 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Как бы вы назвали эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей автор?Сказку можно назвать «Филька и раненый конь»,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Как бы вы назвали эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей автор?
Сказку можно назвать «Филька и раненый конь», «Как Филька другим человеком стал».
Автор назвал сказку «Тёплый хлеб», потому что именно тёплый, свежеиспечённый хлеб стал символом примирения Фильки с раненым конём. Филька очень обидел коня. Осознав, что совершил большую ошибку, он хотел извиниться, поэтому принёс коню тёплый хлеб.
2. Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?
Характер мальчика Фильки был сложным. Мальчик был недоверчивым, неразговорчивым, мрачным и угрюмым. Характер у него был вредный, злой. Но потом он меняется. Осознав, какой ужасный поступок он совершил, Филька проявляет решительность, смелость, упорство. И мы видим, что сердце у него доброе.
Фильку прозвали «Ну Тебя», потому что это было его любимое выражение, на все предложения он отвечал словами «Да ну тебя!».
3. Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?
На протяжении происходящих в сказке событий погода менялась.
Сначала зима стояла тёплая. Снег выпадал и сразу таял. Но как только Филька обидел коня, задул пронзительный ветер, пошёл снег. Началась сильная метель, которая мела весь день и успокоилась только к вечеру. По деревне пошёл колючий мороз. Река промёрзла до дна.
После того, как дети и взрослые вышли работать – скалывать лёд у мельницы, постепенно стало теплеть. Небо затянулось низкими облаками, подул тёплый ветер, ветки ив оттаяли, в воздухе запахло весной.
4. Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?
Бабка рассказала внуку, что когда-то давно из-за злобы людской уже был такой мороз. Но она верила, что если дурной человек поправит своё злодеяние, то и жизнь наладится. И свою веру в торжество добра она внушила внуку.
Панкрат не стал жалеть мальчика, когда тот раскаялся. Он запретил ему плакать, потому что слезами тут не поможешь. Надо думать, как исправлять содеянное.
Старики согласились помочь продолбить лёд.
Ребята тоже помогают Фильке исправиться. Они вместе рубили лёд, а потом пришли мирить Фильку с конём.
5. Что в сказке фантастического и что реального?
Фантастическое в сказке: обида коня вызывает крепкий мороз и метель; рассказ бабки о том, что 10 лет после мороза земля стояла голая и обегал её стороной всякий зверь; говорящая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер, попросила прогнать мороз.
Реальное в сказке: Гражданская война; немецкий снаряд ранил коня; голод; описание жизни героев; дети и взрослые долбят лёд на реке; мельница, свежеиспечённый хлеб.
6. Чем закончилась сказка? Если бы эта сказка была не писательской, а народной, то как бы она начиналась и заканчивалась? Какие слова важны для начала и концовки народной сказки?
Сказка закончилась тем, что добро победило зло: холода отступили, мельница заработала, хлеб был выпечен, конь простил Фильку, а сам Филька стал добрее.
Если бы сказка была не писательской, а народной, то начиналась бы она так: «В одной деревне жил-был мальчик. Звали его Филька…». Заканчивалась бы сказка так: «И с тех пор лютые морозы обходили ту деревню стороной. И жили все долго и счастливо».
Обогащаем свою речь
1. Постарайтесь рассказать эту сказку близко к тексту с концовкой, характерной для народной сказки, и такой, какая есть в сказке Паустовского.
Жил-был в деревне старый мельник Панкрат. Однажды один командир оставил раненого вороного коня в деревне, где жил Панкрат, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, – ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.
Тот мельник приютил к себе вороного коня раненого, выходил его, и конь стал ему помощником.
Но Панкрату трудно было прокормить коня в одиночку, поэтому он спрашивал понемногу угощений у жителей деревни.
В один теплый серый день конь постучал в калитку дома, в котором жили бабка и её внук Филька по прозвищу «Ну Тебя». Вместо бабки вышел Филька. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и закричал, чтобы конь из снега доставал хлеб.
После этого в деревне начались колючие морозы. Бабка рассказала Фильке, что когда-то давно был такой лютый мороз, который нес всем неминучую смерть. Это произошло от человеческой жестокости.
Филька понял, как совершил очень плохой поступок. Умирать ему не хотелось. Бабка сказала, что только Панкрат знает, как это зло поправить можно. Ночью, когда бабка уснула, Филька пошёл к мельнику. Панкрат посоветовал мальчику придумать спасение от стужи. И Филька придумал. Вместе с жителями деревни он продолбил лед, чтобы заработала мельница. Так на столе в каждом доме появился теплый хлеб.
Концовка Паустовского (пересказ). Наутро взял Филька тёплый хлеб и пошёл к коню. И ребята с ним пошли, очень хотелось им помирить мальчика и коня. Конь вышел Фильке навстречу, вытянул морду, но не взял протянутый Филькой хлеб. Испугался мальчик, что не будет ему прощения и заплакал. Поговорил с конём Панкрат и уговорил его взять хлеб. Съел конь хлеб из рук Фильки и положил ему на плечо голову. Все обрадовались.
Сказочная концовка. Взял Филька свежий, ещё горячий хлеб и пошёл к коню мириться. Принял хлеб конь из добрых рук мальчика, позабыл зло да обиду. Взошло красное солнышко, согрело землю своими тёплыми лучами. И стали жители деревни жить-поживать да добра наживать.
2. Объясните слова и выражения, использованные Паустовским, и включите их в свой пересказ:
вороной конь — злорадный окрик — ...
спелая рожь — колючий мороз — ...
скорый на работу — неминучая смерть — ...
в воздухе висел дым — лютый мороз — ...
тёплый серый день — нашкодил — ...
Вороной конь – конь чёрного окраса;
спелая рожь – рожь, которая созрела;
скорый на работу – быстро берётся за работу, любит работать, трудолюбивый;
в воздухе висел дым - дым был виден в воздухе, потому что был густым и не сразу расходился;
тёплый серый день – пасмурный день;
злорадный окрик – громкий крик, передающий радость от того, что кому-то плохо, кто-то страдает;
колючий мороз – сильный мороз;
неминучая смерть – смерть, которой нельзя избежать;
лютый мороз – сильный мороз;
нашкодил – сделал что-то плохое.
Совершенствуем свою речь
Вспомните, как называются красочные, образные определе ния предмета. При пересказе эпизодов сказки К. Г. Паустовского постарайтесь максимально использовать образные (художественные) определения (эпитеты).
Красочные, образные определения предмета называются эпитеты.
Эпитеты из сказки Паустовского: вороной конь, спелая рожь, быстрые глаза, сердитый старик, сладкая морковка, чёрствый хлеб, молчаливый, недоверчивый мальчик, сердитый бас, злорадный окрик, мокрые вороны, удивительные дела, голые деревья, пронзительный ветер, колючий мороз, лютый мороз, синий воздух, густой воздух, страшный воздух, жгучая и ясная пустота, чистый человек, страшная ночь, багровое солнце, тяжёлый дым, ровный и тёплый ветер, болтливая птица, озябшие руки, жаркий огонь, румяная корка, тугое и сладкое тесто, чудесный хлеб, рыхлые тучи, холодные тени, горячие солнечные пятна.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением