Упр.2 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
2 1 Прочитайте текст. Каковы его тема, основная мысль? К какому типу и стилю речи вы его отнесёте? Почему? Обоснуйте свой выбор.
Употребление сложных предложений отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в её устной форме, мы используем в основном простые предложения.
При письменном отражении в художественных текстах, и прежде всего в драматургии, наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения. Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»: Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дела много, ему не до меня... и внимания не обращает. Бог с ним совсем, тяжело мне это видеть. Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, всё как сон.
В сценической3 речи богатство интонаций восполняет отсутствие союзов. Проведём простой эксперимент. Попробуем дать части бессоюзных предложений в цитированном отрывке с помощью союзов: Я так думаю, что ничего у нас не выйдет. У него дела много, так что ему не до меня, поэтому и внимания не обращает... Все говорят о нашей свадьбе, поэтому все поздравляют, хотя на самом деле ничего нет.
Такие конструкции кажутся неестественными в обстановке непринуждённой2 беседы, её характер живее передают бессоюзные предложения. Не случайно сам Чехов, давая оценку одной пьесы, писал: «Есть лишние слова, нс идущие к пьесе, например: “Ведь ты знаешь, что курить здесь нельзя”. В пьесах надо осторожнее с этим что о. (Я. Голуб)
Тема текста: употребление бессоюзных сложных предложений в драматургии.
Основная мысль: в сценической речи богатство интонаций восполняет отсутствие союзов.
Тип речи: рассуждение. В тексте есть тезис («При письменном отражении в художественных текстах, и прежде всего, в драматургии, наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения.»), аргументы (со слов «Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад») и вывод (последний абзац).
Стиль речи: публицистический. Тексту характерны логичность, эмоциональность, оценочность, побудительность.
Непринуждённой2
(В речи) сценической3
1. В речи (какой?) сценической. Сценической – имя прил., обозначает признак предмета.
2. Нач. форма – сценический.
3. Морфологические признаки:
пост.: относительное;
непост.: употреблено в ед. ч., ж. р., П. п.
4. В предложении является определением: в речи (какой?) сценической.
2. Выпишите из текста примеры союзных предложений. Определите их вид и сопоставьте с бессоюзными сложными. Какие из них более лаконичны?
Я так думаю, что ничего у нас не выйдет. (сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным)
У него дела много, так что ему не до меня, поэтому и внимания не обращает... (сложноподчинённое предложение с придаточным следствия и придаточным причины)
Все говорят о нашей свадьбе, поэтому все поздравляют, хотя на самом деле ничего нет. (сложноподчинённое предложение с придаточным причины и придаточным уступки)
Ведь ты знаешь, что курить здесь нельзя. (сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным)
Сопоставив союзные предложения с бессоюзными, мы убедились в том, что бессоюзные лаконичнее и живее передают характер беседы.
3 Согласны ли вы с высказыванием лингвиста (см. выделенное предложение)? Как вы думаете, в какой речи чаще используются бессоюзные сложные предложения? Напишите сочинение, объясняя смысл этого высказывания.
Я согласен с высказыванием лингвиста. Думаю, что бессоюзные сложные предложения чаще используются в разговорной речи.
Сочинение
Использование бессоюзных сложных предложений в речи
С высказыванием И.Б. Голуб о том, что бессоюзные предложения чаще всего используются в разговорном стиле, нельзя не согласиться. Это связано с тем, что разговорный стиль отличается от всех других стилей своим стремлением к лаконичности.
В устной речи люди стремятся к использованию таких средств, которые смогут очень быстро передать нужную мысль. Следовательно, часто используются простые и неполные предложения, а также бессоюзные предложения. Отсутствие союзов компенсируется богатством интонации, передающей все оттенки смыслового высказывания.
Также бессоюзные сложные предложения используются и в художественных текстах, например, в драматургии. Они придают тексту особый ритм и атмосферу. Проведённый И. Голубом эксперимент убеждает нас в том, что сложноподчинённые предложения «кажутся неестественными в обстановке непринуждённой беседы, её характер живее передают бессоюзные предложения».
Таким образом, бессоюзные сложные предложения, позволяют создавать выразительные и насыщенные тексты, эффективно передавать сложные мысли и эмоции, а также экономить время и место. Главное – научиться использовать их правильно и к месту, чтобы усилить выразительность речи, а не усложнить её восприятие.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением