Ответы на вопросы на стр.19-20 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какой представляется матушка герою повести «Детство»? Когда её лицо становилось ещё лучше? Каким был отец и что было характерно для него...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какой представляется матушка герою повести «Детство»? Когда её лицо становилось ещё лучше? Каким был отец и что было характерно для него (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?
Герой, вспоминая матушку, представляет только её карие глаза, всегда выражающие любовь и доброту, родинку на шее, нежную сухую руку. Матушка в его воспоминаниях очень ласкова, спокойна, добра, немногословна. Герой вспоминает улыбку матушки, от которой «всё как будто веселело».
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было её лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело.
Отец героя был человеком «прошлого века» и «имел общий молодёжи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула». На молодёжь он смотрел презрительно. Отец был гордым, имел две страсти – карты и женщины.
Отец был статным, высокого роста, ходил маленькими шажками, подёргивал плечом, имел маленькие улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, был лысым, пришепётывал. Он был удачлив и нравился всем без исключения, его все уважали.
Отец героя ничему не удивлялся. Он имел блестящие связи в свете. Как все бывшие военные, он не умел одеваться по моде, но одевался изящно и оригинально, носил «очень широкое и лёгкое платье, прекрасное бельё, большие отвороченные манжеты и воротнички...»
Он был чувствителен и слезлив. Мог расплакаться, читая книгу, в этом случае, с досадой её откладывал. Он любил музыку, пел, аккомпанируя себе на фортепьяно, романсы своего приятеля А…, цыганские песни и мотивы из опер; но классическую музыку не любил, сонаты Бетховена нагоняли на него сон и скуку.
Отец любил всё делать «на публику». Жизнь его была полна увлечениями разного рода, и он был вполне счастливым человеком.
К старости он был убеждён в том, что в жизни следует поступать только так, чтобы доставлять себе удовольствие и счастье.
2. О чём тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька? Каково авторское отношение к учителю? Подтвердите свой ответ цитатами из текста повести.
Карл Иванович тревожится о том, что он теряет работу, поскольку детей везут учиться в Москву. Он обижен, что его не считают серьезным специалистом и не благодарят так, как он заслужил. «Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, – продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, – что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, – прибавил он, иронически улыбаясь, – теперь дети большие стали; им надо серьёзно учиться. Точно они здесь не учатся.»
Во время урока по всему было видно, что Карл Иваныч не в духе. «Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книга диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить».
Карл Иваныч, будучи расстроенным, стал очень требовательным, он сердился на Николеньку, поставил его на колени, обвинял в упрямстве и требовал, чтобы он просил прощения за свои слёзы и нежелание отвечать урок. Карл Иваныч очень долго продолжал свои уроки, не желая отпускать мальчиков отдыхать; «наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью»».
Николенька очень расстроен предстоящей разлукой с учителем, он даже ничего не может делать, не может отвечать урок, плачет. Подслушав разговор взрослых, увидев боль учителя, Николенька ещё больше проникся к нему сочувствием, ещё острее почувствовал, как любит его, он даже стал размышлять о том, как примирить отца и Карла Иваныча.
Автор сочувствует Карлу Иванычу, но, одновременно, подчёркивает, без насмешки, его раздутое самолюбие и чрезмерную обиду, а также несправедливое наказание детей за то, что сделал их отец.
Сочувствие автор выражает в словах Николеньки: «Я сочувствовал его горю, и мне было больно, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга».
Однако, Толстой показывает Карла Иваныча и с другой стороны, как обиженного человека, который срывает зло на детях, ни в чём не виноватых, на это указывает то, как учитель ведёт урок: ни за что наказывает Николеньку, грубо разговаривает, заставляет очень долго заниматься. Явное неприятие поведения Карла Иваныча просвечивает в следующих словах Толстого: «Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочёл он это изречение, выражавшее его задушевную мысль; потом задал нам урок из истории и сел у окна. Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отомстившего за нанесённую ему обиду».
Карл Иванович с ситуацией может только смириться. «Бог с ними! Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба...»
3. Какими представляются вам герои главы «Классы»? Как характеризуют героя раздумья о Карле Иваныче и об отце? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Глава «Классы» даёт полное представление о Карле Иваныче. Это пожилой человек, чутко и любяще относится к своим ученикам, но бывает с ними строг и требователен в обучении. Он привык к дому, в котором проработал много лет, поэтому сильно расстроен переездом и тем, что останется без работы. Его страшит дальнейшая его судьба.
Учитель вымещает обиду на детях. Он грубо с ним разговаривает, наказывает Николеньку ни за что, обвиняет необоснованно, заставляет очень долго заниматься.
Николенька же предстаёт в этой главе как тонко чувствующий ребёнок. Он любит своего учителя и не готов с ним расстаться, он искренне плачет, глубоко сопереживает Карлу Иванычу и даже начинает размышлять о том, как помирить отца и учителя, чтобы Карл Иваныч не был так оскорблён, и не переживал. Такие рассуждения характеризуют мальчика как ребенка с большим сердцем. Он не сердится на учителя, не сердится на отца, а искренне сожалеет о разлуке. Это чуткий и отзывчивый мальчик, которому хотелось бы, чтобы все люди жили в согласии.
4. Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы её решение? Почему?
Характер Натальи Савишны очень интересен, загадочен и даже противоречив. Она очень любит, ценит свою работу и жизнь в барском доме. Она живёт, как рабыня, и даже не понимает этого. Вся жизнь её - любовь и самопожертвование. Наталья Савишна не представляет свою жизнь вне этого дома. В связи с этим отказывается брать вольную грамоту, хотя это самая высшая награда за труды и заслуги. «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните...» - так говорит Наталья Савишна своей хозяйке.
Мне очень жаль, что Наталья Савишна так и не устроила свою личную жизнь, не создала собственную семью. Я не одобряю ее решения, так как матушка не хотела выгнать ее, а лишь желала сделать ее жизнь немного проще и богаче, отблагодарить ее за долгие годы службы. Наталья Савишна могла остаться работать в доме, но еще и получать за это жалование.
5. Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?
В ситуации с облитой квасом скатертью характеры героев едины в одном - в любви и уважении друг к другу. Наталья Савишна бережливо относится ко всем вещам в доме, поэтому испачканная скатерть расстраивает ее. Возможно, с подсказки матушки, она решает наказать Николеньку. Довольно грубо и некрасиво. Она начала тереть мокрой скатертью по лицу мальчика. Я считаю, это несправедливо. Мне кажется, можно было просто поговорить с мальчиком.
Николенька злится и обижается до слез. Его настолько задевает ситуация, что даже появляется мысль о том, что он - дворянин, а она - лишь крестьянка и он даже задумывает месть. Но ему становится нестерпимо стыдно за эти мысли, как только Наталья Савишна извиняется перед ним. Потому что она для него - член семьи, но злость ему затмила разум. Конечно, в итоге, он осознает свои ошибки - и плохие мысли, и пролитый квас, за который стоило бы извиниться.
А Наталье Савишне невыносимо видеть слезы мальчика, потому что она его любит гораздо больше какой-то скатерти. Они оба были виноваты, каждый по-своему, но я на стороне Натальи Савишны хотя бы потому, что она первой пошла на примирение.
6. Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжёлые следы в моём сердце, что навеки отошли от меня слёзы и восторги эти?» Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Мне кажется, что Толстого, думающего о детстве, больше всего беспокоит то, что детство уходит безвозвратно. А вместе с детством уходят наивность, искренняя доброта, потребность любить других, умение радоваться всему, каждой мелочи, наслаждаться жизни. Толстой переживает, что навсегда потерял добродетели, которые считает такими важными. Люди взрослеют, и никому не суждено вернуться в светлое и беззаботное детство.
Литература и изобразительное искусство
1. Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими бы вы нарисовали героев прочитанных вами глав из «Детства»? Каким настроением пронизаны иллюстрации? Почему они больше похожи на светлое воспоминание, а не на реальную зарисовку?
Иллюстрация на странице художника К. Клементьевой «Детство». Maman» 6. Я представлял мать героя именно такой: серьёзной и грустной, в длинном платье с белым воротничком. Красивое утончённое лицо. Тёмные волосы аккуратно уложены.
Здесь мы видим детали, из которых вырисовывается быт дворянской семьи: старинные портреты в рамках, покрытый скатертью стол, на нём пузатый самовар. Рояль, ноты, массивные стулья, украшенные ажурной резьбой. Примерно такой и представляется атмосфера быта при прочтении.
Иллюстрация художника А. Вестфалена «Детство» на странице 15. Наталья Савишна» не соответствует моим пред-ставлениям. Наталью Савишну я вижу иной. На иллюстрации изображена молодая женщина, а Наталья Савишна – старушка. В моём представлении, она должна быть невысокого роста, в однотонной, а не такой пёстрой, как у цыганки, одежде. Только сундуки на этой иллюстрации, как мне кажется, соответствуют описанию комнаты, данному автором.
Главного героя я тоже вижу иным. Он должен быть младше, с кудрявыми волосами.
Иллюстрация К. Кащеева «Детство» Карл Иваныч» на странице 18. Карла Иваныча изображён в тёплом домашнем халате с неизменной красной шапочкой на своей голой голове. Он скорее похож на доброго дедушку, чем на учителя. Я представляю себе его другим: в костюме, серьёзным, в очках.
Мать героя я бы нарисовал высокой и статной, с тёмными волосами, серьёзной и строгой.
Карла Иваныча изобразил бы худым, чуть сгорбленным старичком, с редкими волосами, пенсне на носу, острым носом и строгим выражением лица, но добрыми глазами.
Отец мальчика видится мне высоким, модно одетым, с широкими плечами, стройным.
Самого героя я бы нарисовал худым, со светлыми короткими волосами, задумчивым и добрым выражением лица.
Иллюстрации пронизаны домашним теплом и уютом. Такие рисунки навевают светлые воспоминания о детстве, оттого кажутся воспоминаниями, а не реальными зарисовками.
2. В ресурсах Интернета найдите репродукции портретов Л. Н. Толстого (http://gotourl.ru/15513 и др.), выполненные разными художниками. Что стремились подчеркнуть в облике писателя живописцы, графики?
Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого рисовали разные художники: И.Е. Репин, И.Н. Крамской, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак, Н.Н. Ге.
И.Е. Репин. Портрет Л.Н. Толстого. 1887.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Перед нами потомок древнего дворянского рода. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старин-ном кресле. Взгляд отрешенный, устремленный вдаль. Глаза ясные и добрые.
Простая чёрная одежда, сливаясь с таким же чёрным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках – деталь символичная, неслучайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи.
И.Е. Репин. Лев Толстой в розовом кресле. 1909
На картине великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, всё ещё пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным.
Толстой на картине одет во всё чёрное, как будто в рясу священнослужителя. Лицо писателя обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое.
Фон за креслом писателя смазан и ничего не выражает, так как не несёт в картине никакого смысла. Главное для художника – это тот уникальный момент, застывший в позе и выражении глаз писателя, момент задумчивости, причина которой так и останется загадкой.
И.Е. Репин. Лев Николаевич Толстой и
Софья Андреевна Толстая за столом. 1907
Эпизод из семейной жизни. Светлая комната. Супруги сидят за столом и внимательно кого-то слушают или что-то рассматривают. Картина вызывает чувство спокойствия, уверенности.
И.Н. Крамской. Л.Н. Толстой. 1873.
Лев Николаевич Толстой сидит в своем кабинете на стуле, смотрит зрителю прямо в глаза. Поза Толстого на портрете выражает его уверенность и мощь.
Крамской в своей работе отражает не только физическую схожесть со своей моделью, но и его внутренний мир и эмоции. Взгляд Толстого полон глубины и мудрости, он переплетает в себе размышления и жизненный опыт писателя.
М.В. Нестеров. Портрет Л.Н. Толстого. 1907.
Толстой изображён на фоне яснополянского пруда и еловой аллеи. На портрете Нестерова он один с самим собой, но не одинок, потому что с ним природа, любимая им с детства. Он стоит, погруженный в себя, но любуясь ею и через нее общаясь с вселенной. Догорает закат. Вот-вот старик окинет прощальным взором все привычное, дорогое, природное, что перед его взором, и уйдет в свою комнату, раскроет дневник и, может быть, перечтет то, что писал полвека назад, летом, в той же Ясной Поляне: «Смотришь на закат солнца в июле, а потом на зелень. Она голубовата переливами, как будто под дымкой… В ущерб месяца месячная заря имеет характер волшебный…»
Л.О. Пастернак. Лев Толстой с семьёй в Ясной Поляне. 1902.
На картине изображены Лев Николаевич Толстой, его жена Софья Андреевна и дочь Татьяна.
Свет настольной лампы выявляет часть гостиной усадебного дома и фигуры его обитателей – разбирает почту отца старшая его дочь, рядом уютно устроилась с шитьем жена писателя. Сам он сидит поодаль в удобной позе, внимательно слушая чтение…
Художник отошёл от традиции изображать писателя за письменным столом, создав проникновенный образ «великого старца» в повседневной жизни.
Н. Ге. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1884.
Л.Н. Толстой склонился над рукописью. Свет из окна ровно освещает его высокий лоб, глубокая морщина пролегла между сосредоточенно сдвинутыми бровями. Кажется, слышно, как скрипит перо по бумаге. Художник видел его обдумывающим фразы, полностью погруженным в свое дело. Именно такое состояние хотел уловить Ге, и это ему удалось в полной мере. «В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке», – говорил он.
Я рассмотрел репродукции портретов Л. Н. Толстого Репина, Крамского, Нестерова, Пастернака, Ге. Мне кажется, что художники подчёркивали в писателе его спокойствие, мудрость, вдумчивость, склонность к размышлениям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением