Ответы на вопросы на стр.176 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Творческое задание1. Характер Теркина особый. Что его сближает с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?Литературовед...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Творческое задание
1. Характер Теркина особый. Что его сближает с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?
Литературовед пишет: «Тёркин прост, но вовсе не простоват, не беден духовно. Ему дана от природы тончайшая душевная чуткость и деликатность, „высшая интеллигентность сердца". Его жизнелюбие, феерическая талантливость, широта, доброта, щедрость отдачи и умение быть „от скуки на все руки" — качества, необходимые всем в тягчайшей боевой обстановке».
Что вы могли бы добавить к этим словам исследователя о характере героя? Какими эпизодами можно подтвердить эти слова?
Василий Тёркин, герой поэмы Александра Твардовского, действительно во многом напоминает богатырей народных сказок, таких как Илья Муромец и Алёша Попович. Подобно сказочным героям, Тёркин воплощает в себе качества, которые ценятся в народной культуре: доблесть, ум, смекалку и, конечно, жизнелюбие. Однако его отличает особенная близость к простому народу и реальным условиям войны.
Сближение Тёркина с героями народных сказок
1. Сила и смелость: Как и русские богатыри, Тёркин проявляет невероятную физическую силу и смелость. Он, как Илья Муромец, всегда готов встать на защиту Родины и помочь своим товарищам в трудную минуту. В главе «Бой» Тёркин показывает свою готовность броситься в самое пекло сражения, не задумываясь о собственной безопасности. Это наполняет его образ силой и решимостью, характерной для богатырей.
2. Хитрость и смекалка: Подобно Алёше Поповичу, который известен своей хитростью и остроумием, Тёркин часто использует смекалку и находчивость в сложных ситуациях. Например, в эпизоде, где он сражается с немцем в рукопашном бою, Тёркин проявляет не только силу, но и умение быстро находить решение и выход из ситуации. Эти качества делают его не просто силой, но и умным, остроумным человеком, что сближает его с героями фольклора.
3. Народность: Как и в образе Ильи Муромца, в Тёркине чувствуется крепкая связь с народом. Он олицетворяет простого солдата, близкого каждому человеку. Тёркин, как и народные богатыри, не выделяется своим происхождением или какими-то сверхъестественными способностями, но благодаря своим личным качествам становится героем.
Дополнение к характеристике литературоведа
Тёркин, действительно, не просто «прост», а обладает глубиной характера, как это отметил литературовед. К его описанию можно добавить несколько важных аспектов:
1. Гуманизм и человечность: Тёркин никогда не теряет человеческого лица. Даже в самых трудных моментах, когда окружающие теряют силы, он остаётся доброжелательным, чутким и всегда готов поддержать товарищей. В эпизоде, когда Тёркин играет на гармони («Гармонь»), он дарит солдатам несколько минут радости и позволяет забыть о войне. Это проявление его душевной чуткости и стремления помочь другим.
2. Юмор как средство борьбы с трудностями: Его юмор — это не просто развлечение, а способ преодоления тяжёлых обстоятельств войны. Он сохраняет лёгкость и жизнерадостность, даже когда вокруг царит хаос. В главе «На привале» Тёркин шутит, рассказывает истории, и это поддерживает боевой дух его товарищей.
3. Талантливость и разносторонность: Тёркин — человек, способный справляться с любыми задачами. Он одинаково хорошо владеет винтовкой, может починить что-то, сыграть на гармони и пошутить так, что все смеются. Это делает его не только воином, но и разносторонним, талантливым человеком. Эта многогранность проявляется, например, в эпизоде с гармонистом, где Тёркин показывает свои музыкальные способности, или в сценах боёв, где его физическая сила и навыки проявляются в полной мере.
4. Умение нести радость другим: Тёркин не только сам преодолевает трудности, но и помогает другим делать это. В условиях войны важно сохранять моральный дух, и Тёркин делает это для всех вокруг. В главе «О награде» он не рвётся за медалями, а делает своё дело, оставаясь верным себе и товарищам.
Подтверждение эпизодами поэмы
• В главе «Гармонь» Тёркин поддерживает своих товарищей, играя на гармони, когда они на привале. Его музыкальный талант и чувство юмора поднимают настроение, несмотря на все трудности.
• В эпизоде с «Переправой» Тёркин показывает свою физическую выносливость и способность к самоотверженности. Этот эпизод — яркое подтверждение его силы и готовности сражаться, несмотря на смертельные угрозы.
• В главе «Кто стрелял» Тёркин проявляет не только смелость, но и скромность, когда его подвиг — сбитый самолёт — замечают другие, но он не требует к себе особого внимания.
Заключение
Василий Тёркин — это сложный, многогранный герой, который объединяет в себе качества русского богатыря и народного героя. Его душевная чуткость, жизнерадостность, широта и доброта делают его особенным. Он не просто солдат, а человек, который умеет справляться с трудностями с улыбкой и помогать другим.
2. Публичное выступление. В поэме, кроме образа Тёркина, есть ещё один образ, который проходит через весь текст, — это автор. Образ автора является посредником между героем и читателем. Книга написана с глубоким уважением к «другу-читателю» (главы «О себе», «От автора» и др.). Каким вам представляется автор, его отношение к войне, к солдатам? Подготовьте устное сообщение на эту тему.
В поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» центральным образом является не только герой, но и автор, который постоянно присутствует в тексте, обращаясь к читателю, делая комментарии и создавая особую атмосферу доверительности и близости. Образ автора играет ключевую роль, поскольку он выступает не просто рассказчиком, а посредником между читателем и Василием Тёркиным, делая повествование более живым и проникновенным.
Автор как друг читателя
С самого начала поэмы автор обращается к читателю как к «другу». Это подчёркивается в главах «О себе» и «От автора», где автор напрямую говорит с читателем, выражая своё глубокое уважение к нему. Это не официальный тон, не пафосный рассказ о войне — это разговор на равных, доверительный диалог. Такое обращение делает автора не просто наблюдателем, а участником событий, человеком, который сам прошёл через войну и понимает её суть.
Отношение автора к солдатам
Автор показывает глубокое уважение к солдатам, к их труду и подвигам. Он не идеализирует войну, не стремится героизировать всех и вся. Напротив, он подчёркивает, что солдаты — это простые люди, которые сражаются не ради славы, а ради защиты Родины, ради жизни. В поэме много эпизодов, где автор подчеркивает, что война — это тяжёлая работа, будни, которые требуют невероятной стойкости и мужества. Например, в главе «Переправа» описана сцена, где солдаты вынуждены преодолевать опасное водное препятствие, и автор подчёркивает, что этот подвиг — не ради наград, а ради общего дела.
Автор как посредник между читателем и героем
Образ автора тесно связан с образом Василия Тёркина. Автор помогает читателю увидеть Тёркина таким, каким он задумывался — как простого, но в то же время великого человека, человека из народа. Автор вводит в текст комментарии, иногда шутит, иногда выражает сожаление, но всегда с уважением относится к своему герою. Такое отношение показывает, что Тёркин для автора — не просто персонаж, а символ всех тех солдат, которые сражались и умирали на фронте.
Отношение автора к войне
Автор явно не восхищается войной, не романтизирует её. Для него война — это огромная трагедия, где человеческая жизнь часто оказывается на грани выживания. Он показывает всю тяжесть военных будней, но в то же время подчёркивает, что даже в этих условиях люди сохраняют человечность, силу духа и готовность поддерживать друг друга. Это видно, например, в главе «На привале», где солдаты находят моменты для отдыха, шуток и общения, несмотря на все тяготы.
Однако, несмотря на всю тяжесть войны, автор верит в солдат и в их победу. Он показывает, что, несмотря на лишения, бойцы не теряют духа, а продолжают сражаться за свою Родину. В этой уверенности автора прослеживается его глубокое уважение к стойкости и мужеству простого солдата.
Гуманизм и сострадание
Авторская позиция пронизана гуманизмом и состраданием к людям на войне. Он показывает не только физические страдания солдат, но и их внутреннюю борьбу — с усталостью, со страхом, с воспоминаниями о мирной жизни. В главах, таких как «Гармонь» или «О награде», автор показывает, как солдаты находят силы в самых простых радостях — в музыке, в шутках, в дружбе. Это делает образ автора особенно человечным, приближая его к читателю.
Заключение
Образ автора в поэме «Василий Тёркин» — это образ не стороннего наблюдателя, а участника и свидетеля войны, который с глубоким уважением относится к солдатам и их труду. Автор обращается к читателю как к другу, стараясь не просто рассказать о войне, но и передать все её ужасы, трудности и редкие моменты радости. В этом доверительном, человечном тоне автора чувствуется его глубокое сочувствие и уважение к тем, кто сражался на фронте.
3. Публичное выступление. Необыкновенные читатели. Неискушённые в литературе читатели и слушатели поэмы полагали, что герой списан Твардовским с реального лица, хотя сам поэт неоднократно писал: «Тёркин не есть лицо, списанное с натуры, а лицо, как говорится, обобщённое». Как вы понимаете эти слова поэта? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Василий Тёркин — центральный образ одноимённой поэмы Александра Твардовского, который настолько живой и реалистичный, что многие читатели, особенно неискушённые в литературе, воспринимали его как реального человека, с которого был списан герой. Однако сам Твардовский неоднократно утверждал, что Тёркин — это не конкретная личность, а собирательный образ, обобщённый герой, воплощающий черты множества солдат, сражавшихся на фронте. Чтобы лучше понять эту мысль, необходимо разобрать, что автор имел в виду, говоря о «лице обобщённом».
1. Тёркин — образ народного героя
Твардовский создавал Тёркина как олицетворение простого советского солдата, который был на передовой в Великой Отечественной войне. В нём собраны лучшие черты тысяч бойцов — это смелость, стойкость, юмор, добродушие, жизнелюбие и готовность помогать товарищам. Эти качества делают Тёркина близким и понятным каждому, кто сталкивался с войной, ведь в нём каждый солдат мог увидеть себя или своих боевых товарищей. В этом смысле Тёркин — это народный герой, который воплощает коллективный образ всего фронтового братства.
2. Образ обобщённого героя
Когда Твардовский говорит, что Тёркин — «лицо обобщённое», он подчёркивает, что герой не привязан к одной реальной личности, а является символом всех тех людей, кто сражался за Родину. Это значит, что в образе Тёркина собраны черты и характеристики многих реальных людей, а не только одного конкретного солдата. Он обобщает черты и опыт тысяч солдат, которые прошли через тяготы войны, но при этом сохранили человечность, юмор и силу духа. В поэме Тёркин — это простой, но сильный человек, типичный для своего времени, но одновременно уникальный в своём жизнелюбии и бескорыстии.
3. Почему читатели воспринимали Тёркина как реального человека?
Неискушённые в литературе читатели могли воспринимать Тёркина как реального человека, потому что его образ был настолько реалистично прописан, что возникала иллюзия, будто это герой, существующий в реальной жизни. Твардовский уделял внимание деталям, описывал не только подвиги, но и ежедневные будни солдат, их эмоции, мысли и поступки. Всё это делало Тёркина близким и узнаваемым для тех, кто пережил войну или знал о ней по рассказам. Такой эффект правдоподобности создавал впечатление, что герой действительно мог существовать на фронте.
4. В чём заключается сила собирательного образа?
Образ Тёркина силен именно тем, что он собирательный. Твардовский сумел создать героя, который отражает универсальные черты человека на войне, вне зависимости от его происхождения, возраста или личных качеств. Тёркин — это не один герой, а все сразу. В нём сочетаются и сила богатыря, и лукавство народного персонажа, и добродушие простого солдата. За счёт этого Тёркин стал близок каждому, кто его читал, ведь любой мог узнать в нём себя или своих товарищей.
5. Почему Тёркин остаётся символом?
Тёркин — это больше, чем просто персонаж поэмы. Он стал символом всех солдат, которые сражались на войне, всех тех, кто прошёл через тяготы и лишения. Он не просто обобщает черты реальных людей, но и символизирует несломленность, юмор и жизнерадостность, которые помогли солдатам выстоять в тяжелейших условиях. Именно поэтому Тёркин остаётся важным и актуальным символом даже спустя десятилетия после окончания войны.
Заключение
Таким образом, слова Твардовского о том, что Тёркин — это «лицо обобщённое», означают, что в его образе собраны черты многих солдат, что делает его универсальным и близким каждому читателю. Тёркин — это не один человек, а символ всего народа, сражавшегося на фронте, олицетворение силы, стойкости и духа тех, кто воевал ради победы.
Учимся читать выразительно
1. Найдите в поэме эпизоды и рассуждения автора — юмористические и грустные. Прочитайте вслух или расскажите наизусть этот текст.
В поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» глава «Гармонь» является одним из самых ярких примеров сочетания юмористических и трогательных эпизодов. Она иллюстрирует не только тяжёлые будни солдат на фронте, но и те редкие моменты радости, которые скрашивают их жизнь.
Юмор в главе «Гармонь»
Глава начинается с лёгкого и непринуждённого диалога, когда Василий Тёркин, встретив грузовик, садится к водителю, и они начинают курить и шутить о фронтовых трудностях. Их разговор насыщен юмором:
«Далеко ль?
— На фронт обратно.
Руку вылечил.
— Понятно.
Не герой?
— Покамест нет.
— Доставай тогда кисет.»
Эти строки показывают простоту и непринуждённость солдатского общения. Они говорят легко, без пафоса, с типичным фронтовым юмором, стараясь не драматизировать свои обстоятельства. Тёркин, как и многие другие герои, не видит героизма в том, что он делает, воспринимая свою работу как нечто обыденное.
Трогательный эпизод — игра на гармони
Сцена, когда Тёркин берёт в руки гармонь, показывает, как музыка способна дарить солдатам минуту радости даже в самые трудные моменты. Музыка вызывает не только тёплые воспоминания о доме и мирной жизни, но и объединяет всех вокруг, возвращает им ощущение человеческой близости и товарищества. Этот эпизод трогает своей эмоциональной силой:
«И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.»
Музыка гармони становится символом тех редких минут радости, которые поддерживают солдатский дух. Даже в тяжёлые моменты войны музыка наполняет их жизнь теплотой и надеждой. Она даёт возможность солдатам вспомнить мирную жизнь, свои дома и близких.
Юмористический и трогательный диалог
Когда танкисты рассказывают о своём погибшем командире, юмор временно исчезает, и в разговоре возникает неловкость, когда Тёркин предлагает сыграть на гармони, принадлежавшей их товарищу:
«— Чья была, того, брат, нет…»
Однако после короткой паузы, понимая, что жизнь продолжается, водители соглашаются, что «сыграть-то можно», и вот уже зазвучала знакомая мелодия, которая снова объединяет всех.
Заключение
Глава «Гармонь» демонстрирует мастерство Твардовского в сочетании юмора и трогательных моментов. В этих эпизодах солдаты остаются людьми даже в самых сложных условиях войны, находя радость и тепло в музыке, шутках и общении. Юмор помогает им справляться с тяготами, а моменты искренности и теплоты позволяют сохранить человеческое лицо в жестокой реальности войны.
2. Работа в группе. Подготовьте выразительное чтение наизусть одной из глав «Василия Тёркина», чтение по ролям, инсценированное чтение (на выбор).
Для выразительного чтения наизусть я бы предложил взять главу «Гармонь» из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин», так как она сочетает в себе и юмористические моменты, и глубокую эмоциональность, что позволяет показать широкий диапазон выразительных средств во время чтения.
Чтение по ролям (роли распределены между рассказчиком и персонажами):
1. Рассказчик (описывает действия и события):
o «По дороге прифронтовой, запоясан, как в строю, шел боец в шинели новой, догонял свой полк стрелковый, роту первую свою…»
2. Водитель грузовика (говорит легко, немного устало):
o «Садись, пехота, щеки снегом бы натер...»
3. Василий Тёркин (говорит с лёгким юмором, по-солдатски):
o «Не герой? Покамест нет. Доставай тогда кисет.»
4. Танкисты и стрелок (говорят задумчиво, с грустью):
o «Чья была, того, брат, нет... Командир наш был любитель... Схоронили мы его.»
5. Тёркин (играет на гармони) (поёт и говорит эмоционально):
o «Позабытый деревенский вдруг завел, глаза закрыв, стороны родной смоленской грустный памятный мотив…»
6. Рассказчик (эмоционально завершает эпизод):
o «Только взял боец трехрядку, сразу видно — гармонист. Для начала, для порядку кинул пальцы сверху вниз... И от той гармошки старой, что осталась сиротой, как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой.»
Чтение по ролям позволяет каждому участнику поочерёдно передавать свои реплики, подчёркивая эмоциональные моменты, такие как грусть танкистов по погибшему товарищу, лёгкий юмор Тёркина и теплоту, которую дарит музыка.
Для инсценированного чтения можно использовать костюмы и простые элементы антуража: шинели, гармони, и даже обстановку дороги или военного привала. Это поможет усилить эффект присутствия и сделать текст ещё более живым.
Если же вы решите прочитать главу наизусть, стоит обратить внимание на плавный переход от лёгкого, шутливого тона к более серьёзному и даже грустному. Это позволит создать выразительное контрастное чтение и передать всю гамму чувств, заключённых в этой главе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением