Ответы на вопросы на стр.173 Часть 2 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
1. О чём размышляла берёза? Чему она о радовалась и огорчалась? Найдите ответы в тексте.
В сказке Н.П. Вагнера «Берёза» берёза размышляла о земле, о солнце, о дожде. Берёза радовалась солнцу и дождю, но огорчалась, когда солнце слишком сильно пекло и когда дождь хлынул как из ведра.
– Почему же, – думала берёза, – земля не везде одинакова? То много чересчур в ней пищи, то мало, то совсем нет, и зачем эти камни на дороге? Как все это скучно».
«Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом оно уже пекло, начинало жечь, и очень больно. Листья на берёзе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.
– Каплю, хоть одну каплю дождя! – молила она».
«– Зачем же так больно! – говорила берёза. Но дождь не понимал этого: он сек берёзу холодными каплями всё сильнее и сильнее, и ей было и больно, и холодно».
2. Как описывается буря? Прочитайте, передавая силу ветра и тревогу.
В сказке Н.П. Вагнера «Берёза» буря описывается так:
«Не прошло и двух дней, как собрались тучи, поднялся ветер; он дул всё сильнее и сильнее. Все горы покрылись облаками, посинело бурное море.
А ветер свистел, гудел и ревел ураганом.
– Я теперь мчусь на крыльях могучих, я теперь чувствую силу. Сторонитесь все, простору мне, простору! – И он налетел на берёзу.
– Простору мне, простору, прочь с дороги! Я всё сломаю! – кричала она».
3. Перечитайте беседу жителей леса. О чём они размышляли? С кем из них вы согласны? Обоснуйте своё мнение.
Беседа жителей леса в сказке Н.П. Вагнера «Берёза»:
«Выползли жуки, забегали ящерицы, прилетела бабочка, запели птички, защебетали ласточки, выглянул крот из норы.
– Я знал, что так будет, – сказал крот. – Если б не было солнца, не было бы ветру. То ли дело жить в темноте!
– Ты глупый слепыш и больше ничего, – сказала ящерица. – Если б не было солнца, то не было бы и нас с тобой. – Ты давно бы замерз в своей тёмной норе. Ах! зачем оно не всегда светит и греет, это доброе, хорошее солнце. Так хорошо, когда оно печёт!
– Нечего сказать! очень хорошо! – сказала улитка. – Нет, когда оно печёт, то не знаешь, куда деваться от жары. Просто приходится зарыться под листья и закупориться в свой домик.
– Из-за чего они все хлопочут, – сказал камень. – Разве не всё равно: буря, солнце, дождь, град, гром, молния, тепло, холод. Я лежу себе спокойно и не боюсь ничего! Меня мочит дождём, сушит ветром, печёт солнцем – мне всё равно, и всё обратится рано или поздно в пыль и песок.
– Да! Если бы так рассуждать, то всем бы надо было быть камнями, – сказал седой мох, который тут же рос на камне, – я давно живу на свете, бывал под дождём и под снегом, высыхал чуть не до корней и снова отрастал. Я много испытал и скажу вам, отчего бывает на свете то гадко, то хорошо.
И все сказали:
– Послушаемте, что скажет седой мох!
– Все на свете, – сказал мох, – не имеет ни конца, ни начала…
– Это новость! – закричали все.
– …Потому что всё на свете переходит одно в другое, – досказал мох. – Никто не скажет, где кончается тьма и начинается свет, и никто не знает, как далеко идёт свет, которого мы ещё не знаем. Что такое тепло и что такое холод? Улитке тепло, а ящерица в это время чувствует холод. Орехи цветут, когда снег ещё лежит кругом на полях, а липа цветёт только среди жаркого лета. Эфир проникает воздух, воздух проникает камни, камни переходят в травы, травы превращаются в зверей. Одно из другого берёт начало, и нельзя сказать, где кончается одно и начинается другое. Так все устроено на свете, и живи на нём кто и как может! – Хорошо тому, кто привык к холоду и жару, кто не боится дождя и бури, кто легко переносит голод и жажду, кто может жить даже под снегом, кто тверд, как камень, и подвижен, как ветер, кто умеет жить полной жизнью и умеет ею наслаждаться…
– Это правда, это правда! – закричали все, – да умрёт все слабое, что не может пользоваться жизнью и не имеет на неё права! – И все гордо посмотрели друг на друга».
Жители леса размышляли о том, что лучше: жаркое солнышко или холодный ветер, свет или темнота.
Я согласен с мудрым старым мхом, который объяснил жителям леса, что всё в природе взаимосвязано. И нужно наслаждаться каждым днём и радоваться жизни.
4. Прочитайте последний абзац. Как вы можете объяснить последнее предложение?
Я думаю, что последнее предложение «Пусть каждый пользуется жизнью как может!» говорит о том, что нужно уметь наслаждаться той жизнью, которая тебе дана. Счастлив тот, кто живёт полной жизнью каждый день, каждую минуту.
5. Прочитайте выразительно любой эпизод.
При подготовке выразительного эпизода из сказки Н.П. Вагнера «Берёза» внимательно прочитайте главу про себя, чтобы понять текст и определить, какие чувства следует передать в чтении, какие слова выделить голосом, где необходимо сделать паузы.
Постарайтесь голосом, интонацией передать авторские чувства и своё отношение к содержанию произведения.
Вспомните сказку Х.-К. Андерсена "Ель". Сравните ее со сказкой Н.П. Вагнера.
В сказке Х.-К. Андерсена «Ель» рассказывается о ёлочке, которая не ценила и не любила ничего, что её окружало. Она только хотела поскорее отправиться в путешествие, как другие ели.
Воздух и солнечный свет предупреждали ёлочку, чтобы она не торопила время, радовалась юности. Ёлочка никого не слушала.
Потом ёлочку забрали в дом на праздник. После праздника её убрали в чулан, где он засохла.
Вот и получается, что ёлочка не умела радоваться всему, что у неё было в юности, не была счастлива и не прожила полную жизнь.
Сказка Н.П. Вагнера «Берёза» тоже рассказывает о том, что берёза не ценила то, что её окружало. И только после того, как её с корнем вырвала буря, берёза научилась ценить жизнь. Но было слишком поздно.
Обе сказки учат ценить молодость и каждое мгновение жизни, потому что она недолговечна.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением