Ответы на вопросы на стр.161 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Каким вы представляете рассказчика?Я думаю, что рассказчик в произведении Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» – это бойкий и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Каким вы представляете рассказчика?
Я думаю, что рассказчик в произведении Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» – это бойкий и разговорчивый мальчик, ученик пятого класса.
Он небольшого роста, среднего телосложения, с русыми волосами. Рассказчик – умный мальчик, он старается рассуждать, много читает, знает мифологию. Может лениться, если не получается что-то сделать с первого раза. Он охотнее поиграет в футбол, чем попробует решить задачу.
С одноклассниками у него хорошие отношения. Иногда он подшучивает над ними. Но если что-то серьёзное случается, он старается их поддержать.
2. Расскажите о его товарищах. Чем каждый из них интересен?
Фазиль Искандер показывает нескольких одноклассников рассказчика. Были ли они товарищами в прямом смысле слова, об этом не говорится.
Алик Комаров, с которым наш герой сидит за одной партой, способный троечник. На самом деле его зовут Адольф, но он стесняется своего имени. когда началась война, он стал писать на тетрадях Алик. Думаю, это не так просто пережить, что твое имя носит самый злейший враг. Автор несколько раз говорит, что это был опрятный, худой и тихий ученик, со странной привычкой держать руки на промокашке. Уже перед тем, как выйти на прививку, он страшно побледнел, а потом потерял сознание, так что доктору пришлось дать ему нашатырь.
Отличник Сахаров никому не даёт списывать. На его лице написана добросовестность, «противная» уверенность и благополучие. Даже во время смеха Сахаров старался быть отличником.
Шурик Авдеенко учится плохо. Его редко ругают, но хвалят ещё реже. Харлампий Диогенович называет его «чёрным лебедем» за стремление всё время у кого-нибудь списать.
Это длинный и нескладный мальчик с угрюмым загорелым лицом. Он делает вид, что бросает на решение задачи «мощные усилия ума и воли». Рассказчик называет его самым мрачным человеком класса.
Несколькими штрихами автор рисует запоминающиеся и индивидуальные портреты мальчишек одного класса. Не случайно он взял все три школьные категории учеников: отличник, троечник и двоечник. Независимо от их статуса – смеялись над «Гераклом» все.
3. Расскажите, что вы думаете об учителе Харлампии Диогеновиче? Случайно ли автор даёт ему такое отчество? Почему герой с благодарностью говорит о нём?
Харлампий Диогенович –учитель математики в 5 «Б» классе. Его очень уважали дети. Он отличался от всех других учителей. Он никогда не повышал голос на учеников, не наказывал их, не ставил им двойки, а заставлял их задуматься над своими поступками, выставляя их в смешном виде. В классе всегда была строгая дисциплина. Никому не хотелось выглядеть смешным.
Автор не случайно даёт учителю отчество Диогенович. Диоген – это древнегреческий философ. Он был знаменит благодаря своей мудрости и необычным выходкам. Ему приписывают анекдоты, меткие слова. Харлампий Диогенович, как и Диоген, посмеивается над сложностями и неприятностям. Тем самым он учит и воспитывает детей.
Герой с благодарностью говорит о Харлампии Диогеновиче, потому что учитель научил главного героя не обманывать, относиться к себе и к любой ситуации с юмором, уметь признавать ошибки и исправлять их.
4. Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? Умеете ли вы относиться к себе и к собственным поступкам с чувством юмора?
Слова «смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» можно означают, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.
Критично относиться к себе могут не все, особенно в детстве. Харлампий Диогенович умел говорить ученикам правду о них, не обижая и не раня чувство собственного достоинства. Он видел детскую хитрость (желание списать, соврать) и своими сравнениями и историями показывал, что это неправильно и что другие люди видят лукавство. А смех – куда более действенное оружие с пороками, чем бездушные нравоучения.
Я не всегда могу рассказать о своих промахах с юмором и посмеяться над собой, но я стараюсь этому учиться. Когда надо мной смеются другие – мне в душе становится обидно. Значит, мне ещё надо работать над собой, чтобы научиться спокойно воспринимать критику.
5. Как вы думаете, в чём состоит главная идея этого произведения? Постарайтесь в одном двух предложениях сформулировать вашу мысль.
Я думаю, что главная идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» в том, что нельзя пытаться избежать ответственности за свои поступки.
Если в чём-то виноват, не прав, надо постараться исправиться или повиниться. Герой рассказа пытался избежать двойки за нерешённую задачу, но всё-таки получил то, что заслужил, да ещё и стал посмешищем всего класса. Следовательно, надо научиться отвечать за свои действия. И в случае наказания или неудачи отнестись к нему спокойно, с юмором.
6. Какой, по-вашему, смысл вкладывал автор в название своего рассказа?
Я думаю, что автор вкладывал в название своего рассказа комический смысл.
Во-первых, то, что совершил герой, нельзя назвать подвигом, поэтому слово «подвиг» автор использует для того, чтобы подчеркнуть незначительность, бессмысленность совершённого героем поступка (как он ни старался протянуть время, чтобы его не спросили, ему всё равно пришлось отвечать).
Во-вторых, Геракл совершил 12 подвигов, 13-ый был и не нужен, следовательно, подвиг героя рассказа тоже никому не нужен.
7. Найдите юмористические эпизоды и подумайте, каким образом писателю удаётся вызвать смех.
В рассказе много юмористических эпизодов.
Например, про то, как опоздавший провалился бы с удовольствием сквозь пол, но этажом ниже была учительская. Это, наверное, еще страшнее, чем учитель. Эффект комического создается автором путем нарушения наших ожиданий. Опоздавшего ученика принято ругать, а здесь встречают как дорогого гостя, да еще принцем называют. Фразеологизм «провалиться сквозь землю» здесь изменен на «провалиться сквозь пол» да еще и в прямом значении, ученик бы провалился, если бы не учительская внизу.
Про опоздавшего ученика, которого математик назвал принцем Уэльским: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей».
Вызывает улыбку и предложение Сахарову пересесть к Авдеенко, потому что последний чуть не сломал шею, списывая у отличника. «Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею». Точно дозированная порция насмешки как бы выражает мужественную надежду учителя на то, что Александр Авдеенко найдет в себе силы работать самостоятельно.
Смешной сюжет, когда Харлампий Диогенович начал поучительную историю о том, что один «молодой человек захотел исправить греческую мифологию». Исправить мифологию нельзя. И то, что кто-то захотел ее исправить и совершить тринадцатый подвиг Геракла, кажется смешным. Также как и предположение, что мальчик мог проглотить артиллерийский снаряд: «– Вы что, проглотили артиллерийский снаряд? – спросил Харлампий Диогенович с доброжелательным любопытством». Мальчик, тоже не без юмора, сообщает, что действительно его проглотил. Тогда учитель предлагает мальчику разминировать снаряд и ставит ему двойку.
Я думаю, писателю удаётся вызвать смех с помощью иронии. Называя проступки детей благородными словами, он тем самым ставит учеников в неловкое положения, подчёркивая нелепость, неуместность их действий.
Творческое задание
1. Напишите сочинение о том, каким вы представляете рассказчика, по предлагаемому плану:
а) Кто такой рассказчик?
б) Как он относится к товарищам по классу?
в) Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом?
г) Как сам герой оценивает свои поступки?
д) Каково авторское отношение к нему?
Сочинение
План
1. Кто такой рассказчик?
2. Как он относится к товарищам по классу?
3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом?
4. Как сам герой оценивает свои поступки?
5. Каково авторское отношение к нему?
Главный герой рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» – ученик пятого класса. Он же является и рассказчиком. Мне он представляется обычным озорным, немного хулиганистым, мальчишкой. Например, это видно по ситуации, когда герой специально пытается заманить медсестру в их класс ставить уколы, чтобы сорвать урок.
К своим одноклассникам рассказчик старается относиться достаточно объективно, подмечая их сильные и слабые стороны, стараясь определить, чем мотивированы их поступки в той или иной ситуации.
Как отмечает рассказчик, учитель математики Харлампий Диогенович использовал юмор и иронию в качестве инструмента воздействия на учеников. Он делал так, что весь класс смеялся над одноклассником, поступившим, по мнению учителя, не так, как следовало бы. Поступок рассказчика учитель сравнил с тринадцатым подвигом Геракла, поскольку всем было очевидно, что такой подвиг был абсолютно неуместен и не нужен. Сравнение с героем древнегреческих мифов обусловлено ещё и тем, что сам учитель был греком по происхождению. Этот факт, безусловно, делал такое сравнение ещё более комичным.
Герой рассказа достаточно критически относится не только к своим одноклассникам, но и к самому себе. Он отмечает, что с тех пор он стал серьёзней относиться к домашним заданиям. Это значит, что метод воспитания Харлампия Диогеновича оказался действенным, потому что он заставлял учеников задуматься о своих поступках.
Поскольку герой рассказа – это сам писатель в детстве, то автор не только вспоминает свои эмоции, но и с юмором описывает их, ведь прошло много лет и он с любовь говорит о тех далёких годах. Ф. А. Искандер описывает наивную хитрость своего героя, проявляя достаточное чувство юмора к своей персоне – качество, которому его научил Харлампий Диогенович.
2. Вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нём так, чтобы слушатели смеялись. Наиболее интересные рассказы запишите и поместите в классной стенгазете или рукописном журнале.
Сочинение
Солёные оладушки
Однажды со мной произошел смешной случай. Я решил порадовать родителей и приготовить мои любимые оладушки. Мы с мамой уже готовили оладушки. Я запомнил, что и как надо делать. Замесил тесто, но так получилось, что вместо сахара я добавил соли. Оладушки удались, были пышными и румяными.
Пришли с работы мама и папа, и мы сели ужинать. Родители меня нахваливают, а я радуюсь. И тут папа откусывает оладушек, нужно было видеть его лицо в этот момент. Я уж подумал, что у него что-нибудь заболело. Но он все равно съел и сказал, что очень вкусно. Мама сделала так же.
А я сижу довольный и сам начинаю есть. Откусываю …, а оладушек не просто соленый, а солёный до невозможности. Я чуть не заплакал от расстройства.
Потом, конечно, мы весело смеялись, вспоминая мою стряпню. Но я благодарен своим родителям за то, что они не стали меня критиковать, а мужественно ели пересолёные оладьи, еще при этом и хвалили меня. А я с тех пор очень внимательно смотрю, что кладу: соль или сахар.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением