Ответы на вопросы на стр.155 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Вы прочитали небольшой рассказ, в котором говорится об ординарном событии, но вместе с тем описывается эпизод из истории жизни страны в XX...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали небольшой рассказ, в котором говорится об ординарном событии, но вместе с тем описывается эпизод из истории жизни страны в XX веке — о деревенских буднях школы. Какими они вам представляются благодаря рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» мы видим быт деревенской школы. Мне очень понравился яркий образ преподавателей – молодой семейной пары, которые всей душой любят своих учеников, поддерживают их интерес к обучению и наставляют их даже в вопросах, не относящихся к учебе. Очень трогательным мне кажется помощь деревенских друг другу – паре учителей, например, часто помогали продуктами или сидели с их маленьким ребенком. Складывается впечатление, что это не просто деревня, а большая дружная семья, где все друг друга стараются понять, поддержать, но и без мелких ссор не бывает. Они живут не богато, школа вообще была организована в старом деревенском доме, без парт и учебников, но люди с оптимизмом смотрят в будущее и стараются справляться со всеми трудностями сообща.
Будни довоенной школы совершенно не похожи на будни школы современной. И сравнение не всегда в пользу нашего времени. Герои рассказа имели один учебник на двоих и использовали для счета самодельные палочки, но они стремились к знаниям, жадно впитывали их. Современные дети имеют в классе компьютеры и интерактивные доски, но часто ленятся и не хотят учиться. Меня удивило отношение к учителю - очень уважительное, бережное.
2. Кто герои рассказа? Как автор описывает характеры своих героев? Каковы они — учитель, дядя Левонтий, бабушка? Как помогали друг другу учитель и жители села, взрослые и дети?
Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» – жители деревни Овсянка. Среди них есть и необразованные, но сердечные люди, а есть – настоящие интеллигенты. Например, учитель, Евгений Николаевич – мужчина 25 лет, внимательный к ученикам, серьезный и преданный профессии. К нему все деревенские относятся с уважением, а он в свою очередь старается сделать жизнь деревни чуть лучше. Ко всем относится с одинаковым почтением, не выделяя богатых или бедных. Это смелый человек (вспомним эпизод со змеёй). Благодаря всем этим качествам Евгений Николаевич остался в памяти своих учеников на долгие годы.
Дядя Левонтий – местный выпивоха и весельчак. Учителю удалось найти подход к этому пропащему. казалось бы человеку. Левонтий решил исправиться после беседы с учителем и проникся к нему уважением.
Бабушка Вити – она заменила мальчику умершую мать, очень любит его. Бабушка заботится о нём, но не забывает и упрекнуть, и подзатыльник дать, когда он того заслуживает. Она добрая, мудрая, хорошая хозяйка. Катерина Петровна хорошо знает народную медицину, и это помогает ей в лечении внука.
Жители деревни помогали друг другу, кто чем может. Например, учитель за свой счет покупал в школу необходимые вещи, помогал соседям с заполнением бумаг и документов, а те приносили ему молоко, сметану и дрова. Бабы помогали молодой учительнице по хозяйству и с ребёнком. Не имея образования, деревенские жители обладали тактом не демонстрировать свою поддержку, чтобы не ставить учителей в неловкое положение.
Дети учили Евгения Николаевича «понимать природу» и всяческим хитростям, а учитель устраивал для них театральные вечера и поддерживал ребят беседой.
3. С какой целью писатель рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Найдите в тексте это описание. Прочитайте вслух. Можно ли хоть примерно определить годы, о которых пишет В. Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время?
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» автор рассказывает о том, как создавалась сельская школа.
«А в какой школе начали работу наши учителя!
В старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочерёдно писали палочки. Счёту учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины.
Столы и скамейки сделали деревенские мужики и плату за них не взяли, обошлись магарычом, который, как я теперь догадываюсь, выставил им учитель на свою зарплату.»
Это описание позволяет понять, как был устроен быт и образование в глухой деревне примерно в 30-х годах XX века. Астафьев родился в 1924 году, значит получать образование он начал как раз в начале 30-х.На время события также указывают такие факты: слова о буржуях, раскулачивание, упоминание о войне, которая была после описываемых событий, когда одноклассники героя и он уже выросли.
Творческое задание
Как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Повествование заканчивается фразой: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
В 30-ее годы 20 века фотографий делалось совсем немного. На них запечатлены какие-то важные моменты в жизни семьи или коллектива. Некоторые люди и вовсе не имели ни одной фотографии за всю жизнь. Иногда снимали маленьких детей или пожилых людей. Чаще это бывали коллективные снимки, на которых можно рассмотреть особенности времени – быт, одежду, большие семьи.
Именно деревенская, историческая фотография отражает жизнь и культуру народа. Она показывает, как люди живут и работают, какие традиции и обычаи существуют в разных регионах страны. Фотографии из деревни могут быть своеобразной летописью нашей истории, которая не всегда заносится в официальные документы. Они могут сохранять уникальные моменты, которые могут быть утеряны со временем. Родители или бабушки рассказывают о своих бабушках и дедушках, так наше поколение поддерживает связь времён с ушедшими в мир иной родственниками, которых мы никогда не видели, но о которых знаем по рассказам.
Такие фото помещали в рамку и вешали на стену, поэтому летопись настенная.
Обогащаем свою речь
1. Подготовьте пересказ текста, проиллюстрировав цитатами из рассказа особенности жизни деревни и размышления главного героя.
Пересказ
В деревню Овсянка приехал фотограф, чтобы сфотографировать школьников. Этот приезд вызвал много шума и волнений. Фотографа поселили в лучшем доме. «Село вздохнуло – все переживали. Всем хотелось угодить фотографу, чтобы оценил он заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал. Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки».
Главному герою и его другу Саньке, однако, как они ни хотели, не удалось сфотографироваться с классом.
Вечером ребята пошли кататься с горок и у главного героя разболелись ноги, да так, что он уже ночью не мог встать. Бабушка отругала его и стала лечить. Сашка же, пришедший наутро, решил поддержать друга и не пошёл фотографироваться.
В школу герой не ходил больше недели. Бабушка его лечила и баловала, давала варенья, брусницы, настряпала отварных сушек, которые он очень любил. Когда герой болел, проведать его пришёл учитель, он принёс мальчику фотография класса.
К учителям в деревне было особое отношение, «всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу». Даже Левонтий – большой любитель выпить, «лиходей из лиходеев», решил исправиться после того, как побеседовал с ним учитель.
Жители старались помогать учителям незаметно. «Тишком, бочком просочатся деревенские бабы в избу учителя и забудут там кринку молока либо сметанки, творогу, брусники туесок. Ребеночка доглядят, полечат, если надо, учительницу необидно отругают за неумелость в обиходе с дитем. Когда на сносях была учительница, не позволяли бабы ей воду таскать.
Один раз пришел учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули бабы катанки – и к сапожнику Жеребцову снесли». К утру катанки были подшиты и возвращены на место.
Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм и танцам учили, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев; на свадьбах бывали почетными гостями, но сами никогда не пили.
«А в какой школе начали работу наши учителя! В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины».
Многому учитель обучал школьников, но и они не отставали. Они «научили его копать и есть корни саранок, жевать лиственничную серу, различать по голосам птичек, зверьков и, если он заблудится в лесу, как выбраться оттуда, в особенности как спасаться от лесного пожара, как выйти из страшного таежного огня».
Этот учитель оставил большой след в душе главного героя. имя его он забыл, но важным было другое, «важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
2. Объясните слова и словосочетания, используйте их в своей речи: домовничать, персона, терпеть, досконально, полюбопытствовать, красоваться, летопись, демонстрировать достаток.
Домовничать - заниматься домашними делами, вести хозяйство.
Персона - личность, конкретный человек, особа.
Терпеть – безропотно, без жалоб переносить какие-то неприятности, сложности, неудобства.
Досконально - тщательно.
Полюбопытствовать – спросить, узнать.
Красоваться - привлекать к себе внимание, вставлять напоказ.
Летопись - запись главных событий каждого года в истории.
Демонстрировать достаток - показывать богатство, иногда – хвастаться.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением