Ответы на вопросы на стр.151-153 Часть 2 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:
Самостоятельная работа
- Прочитайте рассказ.
И. С. Тургенев
Воробей
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черно-грудый воробей камнем упал перед самой её мордой и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
1. Перечитайте рассказ и проследите, как мастерство писателя помогает вам оживить увиденное, ярко представить все события и пережить их вместе с героями рассказа.
Мастерство Ивана Тургенева в этом рассказе помогает читателю не только увидеть события, но и глубоко прочувствовать их, словно он сам находится на месте происшествия. Писатель использует следующие приёмы, чтобы оживить увиденное и вызвать сопереживание героям:
1. Подробные описания. Тургенев тщательно описывает каждое действие и движение: воробей сидит, «беспомощно растопырив едва проклюнувшиеся крылышки», собака медленно приближается, а старый воробей «камнем упал прямо перед её мордой». Эти описания позволяют ярко представить каждую деталь сцены и ощутить атмосферу опасности.
2. Олицетворение и эмоциональное напряжение. Когда взрослый воробей защищает своего птенца, он представлен как герой, который «жертвует собой». Тургенев передаёт страх птицы, которая, несмотря на ужас, решается защищать своё дитя. Описания, такие как «весь взъерошенный», «искажённый», «голосок одичал и охрип», подчёркивают отчаяние и трепет этого маленького существа.
3. Контраст между героем и угрозой. Воробей выглядит маленьким и уязвимым, а собака — огромной и опасной. Благодаря этому контрасту жертва воробья кажется ещё более героической и трогательной. Читатель ощущает, насколько огромной должна была казаться собака этому маленькому защитнику, и глубже понимает его смелость.
4. Философский вывод. В конце Тургенев выражает свои мысли о любви как движущей силе жизни: «Любовь… сильнее смерти и страха смерти». Этот вывод подводит итог рассказу, раскрывая главную идею о том, что даже в самых слабых существах есть огромная сила любви, способная побеждать страх.
Мастерство Тургенева позволяет не только представить, но и пережить эти события вместе с героями, вызывая у читателя благоговение перед силой любви и смелостью маленького воробья, жертвующего собой ради своего птенца.
2. Назовите всех действующих лиц. От чьего имени ведётся рассказ?
В рассказе Ивана Тургенева «Воробей» действующими лицами являются:
1. Молодой воробей — маленький птенец, выпавший из гнезда и находящийся в опасности.
2. Старый черногрудый воробей — взрослый воробей, который смело защищает своего птенца, рискуя собственной жизнью.
3. Собака Трезор — охотничья собака, приближающаяся к птенцу, но останавливающаяся из-за вмешательства взрослой воробьихи.
4. Рассказчик — человек, который возвращается с охоты и наблюдает за происходящим.
Рассказ ведётся от первого лица, от имени рассказчика, который описывает свои наблюдения и делится своими мыслями и чувствами по поводу произошедшего.
3. Как изменилось поведение собаки? Почему? Какой глагол здесь оказался наиболее выразительным?
Поведение собаки изменилось в тот момент, когда перед ней появился взрослый воробей, защищавший птенца. Сначала собака медленно приближалась к птенцу, крадучись, словно готовясь к нападению. Но когда взрослый воробей смело встал перед ней и стал защищать своё дитя, Трезор остановился и попятился.
Наиболее выразительным здесь является глагол «попятился», так как он показывает, что собака не просто прекратила свои действия, но отступила назад, признавая силу решимости и смелости воробья. Этот глагол подчёркивает уважение собаки к бесстрашному защитнику и заставляет нас увидеть, как даже животное может почувствовать и признать силу любви и самоотверженности.
4. Какие слова и выражения использует автор, чтобы описать внешний вид (наружность) и поведение молодого воробья?
Автор использует следующие слова и выражения, чтобы описать внешний вид и поведение молодого воробья:
1. «Молодой воробей с желтизной вокруг клюва и пухом на голове» — описание его внешнего вида, подчёркивающее, что это ещё птенец, совсем молодой и неокрепший.
2. «Сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва проклюнувшиеся крылышки» — это выражение подчёркивает его уязвимость и беспомощность; воробей не может двигаться и защищаться, что делает его образ особенно трогательным.
Эти слова и выражения создают образ маленького, беспомощного существа, нуждающегося в защите. Автор показывает, насколько беззащитен птенец, что вызывает сочувствие к нему и усиливает драматизм ситуации.
5. Опишите черногрудого воробья. Какие глаголы передают его состояние? Сравните: упал и камнем упал. Что достигается этим сравнением?
Черногрудый воробей изображён как смелый и самоотверженный защитник своего птенца. Вот как автор описывает его состояние и поведение:
1. Внешний вид и поведение:
o Воробей описан как «взъерошенный, искажённый, отчаянно и жалобно пищащий». Это описание подчёркивает его волнение, страх и решимость защитить птенца, несмотря на огромную опасность.
2. Глаголы, передающие его состояние:
o «Сорвавшись» — показывает внезапность его действий, как будто он не смог удержаться и спрыгнул, движимый внутренним порывом.
o «Прыгнул раза два» — это также подчёркивает его готовность броситься навстречу опасности, делая движения энергичными, но нервными.
o «Замирал», «жертвовал» — эти глаголы отражают напряжение и самоотверженность воробья, готового отдать жизнь ради птенца.
3. Сравнение «упал» и «камнем упал»:
o Сравнение «камнем упал» усиливает ощущение стреми-тельности и решительности. Обычное «упал» могло бы означать случайность или неуверенность, а «камнем упал» передаёт внезапность, решительность и весомость его поступка. Это сравнение подчёркивает, что воробей бросился защищать своего птенца, преодолевая страх перед огромной угрозой.
Такое изображение делает воробья героическим персонажем, подчёркивая его смелость и силу любви к птенцу.
6. Какая сила заставила воробья встать на защиту своего птенца?
Сила, которая заставила воробья встать на защиту своего птенца, — это любовь и инстинкт самоотверженной защиты. Несмотря на свой страх перед огромной угрозой (собакой), воробей преодолевает его и бросается на помощь, защищая птенца от опасности. Тургенев описывает эту силу как нечто настолько мощное, что она пересиливает инстинкт самосохранения и волю к жизни.
Автор подчёркивает, что именно любовь движет жизнью и сильнее страха смерти. Благодаря этой любви воробей не может оставаться в безопасности на ветке, а жертвует собой, показывая, что даже в самых маленьких существах заключена огромная сила.
7. Есть ли в рассказе строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям?
Да, в рассказе Ивана Тургенева «Воробей» есть строки, которые помогают понять отношение писателя к происходящим событиям. Вот ключевые фразы:
1. «Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея» — слово «благоговея» подчёркивает уважение автора к поступку воробья, который, несмотря на страх, жертвует собой ради птенца. Это чувство благоговения говорит о восхищении писателя силой любви и смелостью этой маленькой птицы.
2. «Да, не смейтесь. Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед её любовным порывом» — здесь Тургенев прямо выражает своё уважение и восхищение воробьём. Автор подчёркивает, что этот любовный порыв делает птицу героической, несмотря на её маленький размер.
3. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» — эта фраза отражает философский взгляд Тургенева на любовь как на главную жизненную силу, которая побуждает к подвигу и преодолевает инстинкт самосохранения.
Эти строки ясно показывают, что Тургенев с глубоким уважением относится к этому событию и видит в нём не просто случайность, а важный урок о самоотверженной силе любви.
8. Какая фраза отражает главную мысль произведения? Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения.
«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только она, только любовь поддерживает и движет жизнь».
Эта фраза передаёт мысль о том, что любовь — величайшая сила, способная преодолеть даже страх перед опасностью и смертью. Она движет жизнью и побуждает к самоотверженным поступкам.
С этим утверждением трудно не согласиться. Любовь действительно вдохновляет на подвиги, помогает преодолеть страх и служит источником силы и стойкости. Мы видим примеры этого не только в природе, но и в человеческой жизни: родители жертвуют собой ради своих детей, люди помогают друг другу в трудные моменты, рискуя собственным благополучием. Сила любви и привязанности побуждает к поступкам, которые невозможно объяснить только инстинктами или разумом, и именно она делает нас более человечными и способными на великие дела.
9. Один из читателей так пересказал описанные события.
Рассказчик возвращался с охоты.
Он увидел в аллее сада молодого воробья, который вывалился из гнезда.
Собака хотела схватить молодого воробья.
А старый черногрудый воробей спрыгнул с дерева и ринулся спасать своё детище.
- Правильно ли изложены все события, их последовательность? Что исчезло из рассказа?
В пересказе читателя события изложены в целом верно, но некоторые важные детали и последовательность упущены, из-за чего теряется эмоциональная глубина и драматизм оригинального рассказа. Вот что исчезло:
1. Последовательность событий нарушена. В оригинале рассказчик сначала замечает, как собака «начала красться», и только потом видит молодого воробья. Это важно для создания напряжения, которое нарастает по мере приближения собаки.
2. Описания внешнего вида и состояния воробья исчезли. В оригинале молодой воробей описан как птенец с «желтизной вокруг клюва и пухом на голове», что подчёркивает его беспомощность и уязвимость.
3. Реакция взрослого воробья. В пересказе отсутствует важное описание состояния старого воробья, его отчаянного писка и готовности пожертвовать собой ради птенца («весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком»). Эти детали подчёркивают его героизм.
4. Изменение поведения собаки и реакция рассказчика. В пересказе не упоминается, что собака «остановилась и попятилась» и что рассказчик был тронут и «благоговел» перед храбростью воробья. Эта реакция важна, поскольку подводит к главной мысли рассказа о силе любви.
Таким образом, пересказ лишает историю эмоционального накала и философского смысла, поскольку исчезли важные описания, выражающие страх, храбрость и силу любви, которые являются центральными темами рассказа.
10. Разделите текст на части. Озаглавьте их. Составьте план. Перескажите произведение.
План:
1. Возвращение с охоты
2. Замеченный птенец
3. Опасность от собаки
4. Самоотверженность старого воробья
5. Реакция рассказчика
Пересказ произведения
Рассказчик возвращался с охоты и шёл по садовой аллее, а его собака бежала впереди. Внезапно собака начала красться, словно почуяв дичь. Рассказчик увидел, что впереди на аллее сидит маленький воробей, выпавший из гнезда. Птенец был совсем беспомощен, с мягким пушком на голове и ещё неокрепшими крылышками.
Собака медленно приближалась к воробью, готовясь схватить его. В этот момент с дерева перед ней камнем упал взрослый черногрудый воробей. Он бросился защищать птенца, несмотря на страх перед огромной собакой. Воробей отчаянно кричал и трепетал, но всё равно заслонил собой своего птенца, готовый пожертвовать ради него жизнью.
Увидев такую самоотверженность, собака остановилась и попятилась. Рассказчик, восхищённый смелостью воробья, поспешил отозвать собаку. Он удалился, испытывая благоговение перед маленькой героической птицей, и размышлял о том, как сильна любовь — сильнее страха и смерти, что именно она движет жизнью.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением