Ответы на вопросы на стр.140 Часть 2 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:
Секреты страны Литературы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Назовите великих русских писателей, чьи произведения вы прочитали. Что вы можете рассказать об их жизни? Каких ещё писателей и поэтов, прославивших Россию, вы знаете?
В этом разделе мы прочитали произведения великих русских писателей:
• Льва Николаевича Толстого - "Петя Ростов", "Смерть Олега", "Маман", "Ивины";
• Александра Сергеевича Пушкина - "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Осень", "Гонимы вешними лучами...",
• Фёдора Ивановича Тютчева - "Ещё земли печален вид...";
• Ивана Ивановича Козлова - "Вечерний звон";
• Михаила Юрьевича Лермонтова - "Горные вершины...", "Дары Терека", "Утёс", "Песнь про царя Ивана Васильевича...", "Бородино";
• Ивана Алексеевича Бунина - "Гаснет вечер, даль синеет...", "Ещё и холоден и сыр...";
• Ивана Саввича Никитина - "Вечер ясен и тих...", "Когда закат прощальными лучами...";
• Николая Алексеевича Некрасова - "Мороз, Красный нос";
• Ивана Андреевича Крылова - "Ворона и Лисица".
Эти великие русские писатели были образованными, умными людьми и жили они в 19 столетии, в те времена, когда правили цари.
Я знаю ещё писателей и поэтов, прославивших Россию:
• Сергей Александрович Есенин;
• Максим Горький;
• Михаил Михайлович Зощенко;
• Николай Николаевич Носов.
Лев Николаевич Толстой
Толстой — великий русский писатель, философ, мыслитель и общественный деятель, создавший такие шедевры, как романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Он родился в богатой дворянской семье и вёл насыщенную жизнь, полную духовных поисков. Его творчество отличается глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, любви, морали и человеческих ценностях. Толстой оказал огромное влияние на мировую литературу и философию.
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин — основоположник современного русского литературного языка, известный своим богатым вкладом в русскую поэзию и прозу. Он родился в дворянской семье, учился в Царскосельском лицее и с ранних лет проявлял талант к стихосложению. Его произведения, такие как «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», стали не только образцами художественного стиля, но и важной частью русской культуры. Пушкин трагически погиб на дуэли в 1837 году.
Фёдор Иванович Тютчев
Тютчев — поэт-романтик, известный своими глубокими лирическими произведениями о природе и философии бытия. Он родился в дворянской семье, был дипломатом и служил за границей, что расширило его кругозор. Его стихи, такие как «Умом Россию не понять» и «Silentium!», наполнены философскими размышлениями и тонкими наблюдениями за природой. Тютчев остаётся одним из самых загадочных и философских поэтов XIX века.
Иван Иванович Козлов
Козлов — поэт, переводчик, автор стихотворения «Вечерний звон», известного своим мелодичным звучанием и образами русского пейзажа. Творчество Козлова отличается лиричностью и музыкаль-ностью. Он много переводил, в том числе произведения Байрона, которые повлияли на его стихи.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов — выдающийся русский поэт, прозаик и драматург, чьи стихи и поэмы пронизаны темами одиночества, поиска свободы и противостояния судьбе. Лермонтов родился в дворянской семье и с юных лет проявлял интерес к литературе. Его произведения, такие как «Демон», «Герой нашего времени» и «Бородино», стали классикой русской литературы. Он погиб в 27 лет на дуэли, оставив после себя богатое наследие.
Иван Алексеевич Бунин
Бунин — первый русский писатель, удостоенный Нобелевской премии по литературе. Его творчество пронизано ностальгией по уходящей России, красотой природы и глубокой философией. Бунин мастерски описывал русские пейзажи и деревенскую жизнь, как в рассказах «Антоновские яблоки» и стихах «Гаснет вечер, даль синеет...». Он провёл значительную часть жизни в эмиграции, оставаясь верным русской литературной традиции.
Иван Саввич Никитин
Никитин — поэт, посвятивший своё творчество природе, простым людям и сельской жизни. Его стихи, такие как «Вечер ясен и тих...», наполнены душевной теплотой и искренностью. Никитин стал народным поэтом, его произведения отражают простоту и красоту русского пейзажа и быта.
Николай Алексеевич Некрасов
Некрасов — поэт, прозаик и публицист, посвятивший своё творчество темам народной жизни и социальной несправедливости. Его поэма «Кому на Руси жить хорошо» и стихотворения о тяжёлой доле русского крестьянства и женщин сделали его одним из самых значимых русских поэтов. Некрасов был известен своим обличительным и правдивым стилем, направленным на раскрытие социальных проблем России.
Иван Андреевич Крылов
Крылов — русский баснописец, которого часто сравнивают с Эзопом и Лафонтеном. Он известен своими остроумными и мудрыми баснями, такими как «Ворона и Лисица» и «Слон и Моська», которые разоблачают человеческие пороки. Басни Крылова стали частью народного фольклора, и его поучительные истории до сих пор остаются актуальными.
Другие известные писатели и поэты
• Сергей Александрович Есенин — поэт-самоучка, воспевавший русскую деревню, природу и народную душу. Его стихи, полные лиризма и нежности, такие как «Письмо к женщине» и «Чёрный человек», раскрывают тонкую и хрупкую душу поэта.
• Максим Горький — писатель и драматург, основоположник социалистического реализма. Его произведения, такие как «Мать» и «На дне», обличают социальную несправедливость и обращают внимание на тяжёлое положение простых людей.
• Михаил Михайлович Зощенко — мастер сатиры и юмора, автор рассказов, высмеивающих человеческие пороки и особенности советской жизни. Его произведения отличаются острой иронией и метким языком.
• Николай Николаевич Носов — детский писатель, создатель знаменитого героя Незнайки. Его книги, такие как «Незнайка на Луне», учат доброте, дружбе и ответственности.
2. Какие вам известны памятные места, связанные с именем A. С. Пушкина? С какими событиями его жизни они связаны?
Выберите одну заинтересовавшую вас тему:
• Пушкин в Петербурге.
• Пушкин в Михайловском.
• Пушкин в моём городе.
Из каких источников вы можете получить информацию по этой теме?
Пушкин в Петербурге
Санкт-Петербург был для Пушкина не только центром литературной жизни, но и городом, где его судьба развивалась стремительно и трагически. После окончания Царскосельского лицея Пушкин переехал в Петербург, где активно участвовал в жизни литературного общества, здесь же состоялись его первые публикации. Он был завсегдатаем салонов, общался с выдающимися писателями, поэтами и художниками и вскоре получил признание как талантливый поэт.
Однако Петербург стал для Пушкина не только местом славы, но и испытаний. Здесь он столкнулся с цензурой, преследованиями и трудностями в общении с высшим светом. После женитьбы на Наталье Гончаровой в 1831 году семья Пушкиных поселилась в квартире на набережной Мойки, дом 12, где он жил до самой смерти. Именно там его настигла трагедия дуэли с Дантесом, которая произошла в январе 1837 года на Чёрной речке. После ранения Пушкин скончался в этой квартире, которая сегодня является музеем, бережно хранящим память о последних днях поэта.
Петербургские памятные места Пушкина включают:
• Мойка, 12 — последняя квартира поэта, где он скончался. Теперь это музей-квартира А. С. Пушкина.
• Александринский театр — здание, с которым связаны посещения Пушкиным спектаклей и встречи с друзьями.
• Памятник Пушкину на площади Искусств — один из самых известных памятников поэту, символизирующий признание его гения.
• Царское Село (ныне Пушкин) — где он учился в лицее и которое стало для него «альма-матер».
Пушкин в Михайловском
Михайловское — это не только родовое имение семьи Пушкиных, но и место, где Александр Сергеевич провёл значительную часть своей жизни. В 1824 году его сослали в Михайловское за критические стихи, направленные против императора, что стало решающим событием в жизни поэта. С одной стороны, он оказался вдали от столичной жизни, а с другой — это дало ему время и покой для творчества. Период ссылки стал для Пушкина временем глубоких размышлений, и именно здесь были созданы многие шедевры.
С Михайловским связано множество произведений, в том числе главы романа «Евгений Онегин», драма «Борис Годунов» и ряд лирических стихотворений. Также Пушкин провёл здесь время в окружении близких, в том числе своей любимой няни Арины Родионовны, с которой у него сложились тёплые и доверительные отношения. История их дружбы трогает до сих пор — Арину Родионовну он называл «ангелом» и искренне ценил её заботу.
Сегодня музей-заповедник А. С. Пушкина в Михайловском бережно хранит память о поэте. К основным памятным местам относятся:
• Дом-музей в Михайловском, где можно увидеть личные вещи Пушкина, его рукописи и документы, связанные с жизнью поэта.
• Тригорское — соседнее имение, где жила семья Осиповых-Вульф, дружившая с Пушкиным и вдохновлявшая его на творчество.
• Савкина горка — холм, с которого открывается панорамный вид на окрестности, вдохновлявшие Пушкина на лирические строки.
Пушкин в Самаре
Самара чтит память Александра Сергеевича Пушкина, хотя он никогда не бывал в этом городе. Самара, как и многие другие города России, отмечает вклад великого поэта в русскую литературу и культуру с помощью памятников, названий улиц и культурных мероприятий.
Одна из ключевых достопримечательностей, связанных с именем Пушкина, — Пушкинский сквер и памятник поэту, который был открыт в 1999 году на Ленинградской улице, недалеко от Волги. Этот памятник стал популярным местом для прогулок и встреч самарцев, особенно в Пушкинский день, который отмечается 6 июня в честь дня рождения поэта. В этот день в Самаре проводят чтения его стихов, литературные вечера и фестивали, привлекая как жителей, так и гостей города.
Кроме того, в Самаре есть улица Пушкина, которая напоминает о значении его наследия для города. В школах и библиотеках Самары, таких как Центральная городская библиотека имени А. С. Пуш-кина, проводят мероприятия, посвящённые его творчеству, организуют выставки и конкурсы, направленные на привлечение молодёжи к русской классической литературе.
Таким образом, Самара сохраняет и развивает память о великом поэте, вдохновляя жителей читать и изучать произведения Александра Сергеевича Пушкина.
Источники информации
Чтобы узнать больше о памятных местах, связанных с А. С. Пушкиным, можно обратиться к следующим источникам:
1. Книги и биографии Пушкина — наиболее полные издания можно найти в библиотеках или книжных магазинах.
2. Сайты музеев (например, сайт Государственного музея А.С. Пушкина и Музея-заповедника Пушкина в Михайловском) — на них часто публикуются статьи, онлайн-экскурсии и архивные материалы.
3. Исторические и литературные журналы — часто публикуют исследования и статьи, посвящённые биографии Пушкина и памятным местам, связанным с ним.
4. Учебные пособия и учебники по литературе обычно содержат подробную информацию о творчестве и местах, связанных с Пушкиным.
5. Литературные путеводители — такие издания предлагают интересные маршруты по памятным местам, связанным с известными личностями, в том числе с Пушкиным.
3. Составьте библиографию по теме «Сказки А. С. Пушкина». Напишите аннотацию к одной из сказок.
Библиография по теме «Сказки А. С. Пушкина»
1. «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1830 г.
Аннотация: Эта сказка наполнена народным юмором и сатирой. В ней рассказывается о попе, который нанял работника по имени Балда и пообещал ему в качестве оплаты «три щелчка в лоб». Балда с лёгкостью выполняет все поручения, но, когда поп отказывается платить, учит его уму-разуму. Сказка поднимает вопросы справедливости и высмеивает алчность и жадность, отражая народную мудрость и традиции.
2. «Сказка о царе Салтане», 1831 г.
Аннотация: История о царе Салтане, его сыне, князе Гвидоне, и прекрасной царевне Лебедь. После обмана царица с младенцем оказывается на острове, где Гвидон вырастает и проходит множество испытаний. Сказка полна чудес, волшебных превращений и сюжетных поворотов, символизирует верность, справедливость и победу добра над злом.
3. «Сказка о рыбаке и рыбке», 1833 г.
Аннотация: В этой поучительной сказке рыбак отпускает золотую рыбку, которая предлагает исполнить его желания. Однако жадность жены приводит к тому, что она остаётся ни с чем. Эта сказка рассказывает о пагубных последствиях алчности и о том, как важно ценить то, что у тебя уже есть. Её сюжет близок к русским народным сказкам и полон глубокого символизма.
4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1833 г.
Аннотация: В сказке рассказывается о мачехе, завидующей красоте падчерицы, и семи богатырях, оберегающих её. Когда мачеха замышляет коварное преступление, царевна оказывается в волшебном сне. Спасение приходит благодаря прекрасному царевичу. Сказка напоминает о том, что добро всегда побеждает зло, а верность и преданность вознаграждаются.
5. «Сказка о золотом петушке», 1834 г.
Аннотация: Эта сказка обличает властолюбие и самоуверенность. Царь Дадон получает от мудреца золотого петушка, который предупреждает его о надвигающейся опасности. Однако его стремление к власти приводит к трагическим последствиям. Сказка — это аллегория, высмеивающая пороки и предупреждающая о том, что жажда власти может привести к беде.
Эти сказки Александра Сергеевича Пушкина написаны в лучших традициях русской литературы, отражают народные мотивы и преподносят ценные уроки, которые остаются актуальными и сегодня.
4. Вспомните произведения Л. Н. Толстого, которые вы прочитали в учебниках второго и третьего классов. Перескажите одно из полюбившихся произведений по заранее составленному плану.
Список произведений Льва Толстого, прочитанных в учебниках 2 и 3 класса:
1. Сказка "Два брата"
2. Басня "Отец и сыновья"
3. Басня "Старый дед и внучек"
4. Быль "Лев и собачка"
5. Рассказ "Лебеди"
6. Рассказ "Акула"
7. Сказка "Волга и Вазуза"
8. Легенда "Как гуси Рим спасли"
Вот пересказ одного из полюбившихся произведений Льва Николаевича Толстого — басни «Старый дед и внучек» по составленному плану.
План пересказа
1. Главные герои: старый дедушка, его сын с женой и маленький внук.
2. Жизненная ситуация: дедушка стал немощным и старым, и семья стала относиться к нему пренебрежительно.
3. Отношение семьи к дедушке: сын и его жена начали кормить его отдельно, из деревянной миски, потому что он часто ронял посуду и проливал еду.
4. Реакция внука: однажды внук стал делать игрушечную деревянную миску. На вопрос отца, зачем он это делает, мальчик ответил, что, когда родители состарятся, он будет кормить их из такой же деревянной миски.
5. Переосмысление ситуации: родители осознали, как жестоко они вели себя по отношению к дедушке. Они вернули его за общий стол и стали относиться к нему с уважением.
6. Мораль басни: каждый человек, особенно старшие, заслуживает уважения и заботы. Басня учит, что поведение детей зависит от примера родителей, и напоминает о важности доброты.
Пересказ
Старый дедушка жил со своим сыном, невесткой и маленьким внуком. Дедушка был очень немощным и слабым, у него дрожали руки, и он часто ронял посуду за обеденным столом. Это раздражало сына и его жену, и они решили кормить его отдельно, за маленьким столиком, и дали ему деревянную миску, чтобы он не разбивал посуду.
Маленький внук всё это видел. Однажды он начал делать деревянную миску. Отец заметил это и спросил мальчика, зачем ему миска. На что внук ответил: «Когда вы станете старенькими, я тоже буду кормить вас из деревянной миски». Услышав это, родители осознали, как жестоко они обошлись с дедушкой, и почувствовали стыд. С тех пор они перестали отделять старика и снова стали кормить его за общим столом, окружив заботой и уважением.
Эта история напоминает нам о том, что старших нужно уважать и проявлять к ним внимание, ведь каждый человек заслуживает доброго отношения.
ЧИСТЫЕ РОДНИКИ
РУССКОЙ КЛАССИКИ
ПРОЕКТ
1. Найдите портреты русских писателей и поэтов.
2. Составьте краткий рассказ о жизни и творчестве полюбившегося писателя.
3. Прочитайте наизусть запомнившиеся стихотворения.
4. Кратко перескажите два-три прозаических произведения.
5. Сделайте выставку книг.
Проект «Чистые родники русской классики: сказки А. С. Пушкина»
Биография Александра Сергеевича Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. Его родители были образованными людьми и любили литературу, поэтому с самого детства Пушкин много читал и слушал рассказы о прошлом России. Важным человеком для маленького Саши была его няня — Арина Родионовна. Она знала много сказок и народных историй, которые рассказывала мальчику, и многие из них позже вдохновили его на создание собственных сказок.
Когда Пушкину было 12 лет, его отправили учиться в Царскосельский лицей — очень престижное учебное заведение, где учились дети дворян. В лицее он подружился с другими талантливыми учениками, которые тоже интересовались поэзией и искусством. Там же он начал писать стихи, и вскоре его заметили как талантливого поэта.
После окончания лицея Пушкин стал известным писателем и поэтом. Его стихи и сказки были необычными и интересными, их полюбили и взрослые, и дети. Он создавал произведения о дружбе, верности, любви, а также о силе добра и зла, которые встречаются на жизненном пути каждого человека. Многие его произведения напоминают народные сказки, и в них часто побеждают честность и смелость.
Пушкин прожил очень насыщенную и непростую жизнь. Он часто вступал в споры с властями, потому что был честным человеком и не боялся говорить правду. Это привело к тому, что его отправили в ссылку — далеко от столицы, где он продолжал писать стихи и прозу. Там он создал множество произведений, которые принесли ему славу.
Пушкин дружил со многими известными людьми своего времени и часто бывал в литературных салонах, где собирались поэты, писатели и художники. Но, несмотря на свою известность, он пережил много трудностей. Пушкин погиб на дуэли в 1837 году, защищая честь своей жены Натальи Гончаровой. Ему было всего 37 лет.
Сегодня Александр Сергеевич Пушкин считается одним из величайших русских писателей и поэтов. Его произведения изучают в школах, его стихи читают по всему миру, а сказки, которые он написал, навсегда остались любимыми у детей и взрослых.
Пересказы сказок А. С. Пушкина
1. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830 г.)
В этой сказке поп нанимает работника по имени Балда и обещает ему в награду «три щелчка по лбу». Балда усердно трудится, выполняя все поручения, но, когда приходит время расплаты, поп решает его обмануть. Балда наказывает попа за хитрость, дав ему обещанные щелчки, да такие, что поп теряет рассудок. Сказка высмеивает жадность и подлость, оставляя урок о том, что хитрость и несправедливость приводят к наказанию.
2. «Сказка о царе Салтане» (1831 г.)
Царь Салтан женится на прекрасной девушке, но её вместе с маленьким сыном Гвидоном изгоняют из царства по наущению завистливых сестёр. Мать и сын оказываются на острове, где сын спасает царевну Лебедь, которая помогает ему восстановить справедливость. Сказка заканчивается счастьем и воссоединением семьи, а злобные сёстры остаются наказанными. Это история о верности, доброте и справедливости.
3. «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833 г.)
Старик отпускает золотую рыбку, которая в благодарность готова исполнить любое желание. Однако старуха, жена рыбака, требует всё больше: избу, дворянство, царскую власть. В конце, желая стать «владычицей морской», старуха остаётся ни с чем, и они с мужем возвращаются к прежней бедной жизни. Сказка рассказывает о вреде жадности и показывает, что алчность ведёт к потере всего.
4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833 г.)
Царь отправляется в поход, оставив жену, которая вскоре рожает прекрасную дочь. Злая мачеха завидует её красоте и решает погубить падчерицу, но та находит убежище у семи богатырей. Однако мачеха, притворившись старушкой, подносит ей отравленное яблоко, и царевна засыпает мёртвым сном. В итоге её спасает принц, и сказка заканчивается счастливым финалом. Эта сказка напоминает о верности и силе настоящей любви.
5. «Сказка о золотом петушке» (1834 г.)
В этой сказке мудрец дарит царю Дадону волшебного золотого петушка, который предупреждает его об опасностях. Дадон злоупотребляет этим даром, и его жажда власти и самоуверенность приводят к гибели. Когда он отказывается выполнить обещание, данное мудрецу, петушок клюёт его, и царь погибает. Это аллегорическая сказка, обличающая пороки властолюбия и жадности.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением