Ответы на вопросы на стр.135-136 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Чем интересен для вас этот рассказ?
Рассказ Валентина Распутина "Уроки французского" мне понравился тем, что он очень трогательный и учит нас доброте. В центре рассказа — история мальчика, который живёт в трудных условиях, далеко от родителей, и очень беден. Его учительница французского, Лидия Михайловна, заметила, как ему тяжело, и решила помочь ему, хотя могла бы этого и не делать. Она не просто учила его французскому языку, но и пыталась поддержать его, помочь ему не чувствовать себя одиноким.
Меня особенно поразило, как Лидия Михайловна находила способы помочь мальчику, даже когда это было непросто. Например, она придумала игру в «посылки», чтобы дать ему еду, которую он так сильно нуждался. Это показывает, что она не просто выполняла свою работу, а действительно заботилась о своём ученике, как о родном человеке.
Этот рассказ заставил меня задуматься о том, как важны простые добрые поступки. Лидия Михайловна могла бы не обращать внимания на проблемы мальчика, но она решила помочь ему, и это изменило его жизнь. Мне кажется, что такие учителя, как Лидия Михайловна, учат нас не только предметам, но и тому, как быть хорошими людьми.
Также в рассказе показано, что даже если ты маленький и живёшь в трудных условиях, всегда найдётся кто-то, кто может помочь и поддержать. Это дает надежду и учит нас не проходить мимо чужих проблем. Рассказ учит нас быть внимательными к другим и всегда стараться помочь, если видишь, что кто-то в беде.
В целом, "Уроки французского" — это рассказ о доброте, заботе и настоящем учительском сердце, которое готово помочь ученику не только в учёбе, но и в жизни. Этот рассказ научил меня ценить такие поступки и стремиться самому быть добрее к людям вокруг.
2. Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Валентин Распутин скорее оправдывает, чем осуждает своего героя в рассказе "Уроки французского". Главный герой — мальчик, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, когда ему приходится бороться за выживание в условиях бедности и одиночества. Автор показывает его поступки и действия с большим сочувствием и пониманием.
Мальчик вынужден был участвовать в игре на деньги, чтобы хоть как-то заработать на еду. Это действие, с одной стороны, может показаться неправильным, но автор не осуждает его за это. Он понимает, что мальчик просто пытался выжить в тех тяжелых условиях, в которых оказался. Его поступки продиктованы не жадностью или желанием легкой наживы, а крайней нуждой и отчаянием.
Лидия Михайловна, учительница, тоже не осуждает мальчика. Она понимает его трудности и старается помочь ему, проявляя искреннюю заботу и внимание. Это показывает, что автор через своих героев выражает сочувствие к мальчику и оправдывает его действия, видя в них нечто большее, чем простое нарушение правил.
Таким образом, Валентин Распутин оправдывает своего героя, показывая, что его поступки были вынужденными, а сам он — добрый и честный человек, попавший в трудные обстоятельства. Автор стремится подчеркнуть, что в жизни бывают ситуации, когда человеку приходится поступать не так, как диктуют правила, и что важно понимать и поддерживать таких людей, а не осуждать их.
3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
У героя рассказа "Уроки французского" самостоятельная жизнь началась в пятом классе, когда его отправили учиться в школу в райцентре, далеко от родного дома. Это решение было связано с тем, что в его деревне не было школы, и чтобы продолжить образование, ему пришлось покинуть семью и начать жить отдельно.
Испытания, которые ожидали его в этой самостоятельной жизни, были значительными:
1. Одиночество: Мальчик оказался вдали от дома, без привычной поддержки родителей и родственников. Ему пришлось привыкать к жизни в новом месте, где он никого не знал и не имел близких друзей.
2. Бедность: Главный герой столкнулся с острой нехваткой денег. Жил он в очень стесненных условиях, и у него часто не хватало денег даже на еду. Это вынуждало его искать способы, как хоть как-то прокормить себя, что привело его к участию в игре на деньги.
3. Чувство неполноценности: Он ощущал себя хуже других учеников, у которых было всё необходимое для нормальной жизни. Это создавало у мальчика чувство стыда и неудобства, особенно когда он видел, как другие дети живут в более комфортных условиях.
Признание мальчика «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» отражает его страх перед возвращением в пустую комнату, где его ждало полное одиночество и чувство безысходности. В школе, несмотря на трудности, он хотя бы находился среди людей, был занят учебой и общением, что отвлекало его от тягот жизни. Но дома его ожидали голод, холод и сознание того, что он совершенно один. Эти моменты одиночества и безысходности были для него самыми тяжелыми испытаниями, ведь они обнажали всю горечь его положения и усиливали ощущение брошенности и беспомощности.
Таким образом, самостоятельная жизнь героя началась в условиях, которые стали для него серьёзным испытанием, требующим не только физической, но и моральной стойкости.
4. Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
Герой рассказа "Уроки французского" начал играть в "чику" из-за крайней нужды и бедности. У него не хватало денег на самое необходимое, в том числе на еду. Единственным способом добыть дополнительные деньги, который он нашёл, была игра в "чику" — азартную игру на деньги. Мальчик надеялся таким образом хоть как-то облегчить свою трудную жизнь, несмотря на осознание того, что этот способ зарабатывания денег не совсем честен и связан с риском.
Отношение к этой игре у героя и Вадика, его соперника, отличается.
Герой воспринимает "чику" как вынужденную необходимость. Он не получает удовольствия от этой игры и не считает её чем-то хорошим, но чувствует, что у него просто нет другого выхода. Для него игра — это способ выжить, получить деньги на еду, и он испытывает стыд и неловкость, осознавая, что делает что-то неправильное.
Вадик, напротив, играет в "чику" более уверенно и, возможно, с большим азартом. В отличие от героя, Вадик, по-видимому, не испытывает таких же моральных сомнений. Он более искушён в игре, вероятно, привык к ней, и его отношение к ней более равнодушное или даже циничное. Для Вадика это, скорее, способ развлечения и возможность показать своё превосходство.
Таким образом, игра в "чику" имеет для героев разное значение. Для рассказчика это тяжёлое, но необходимое средство для выживания, тогда как для Вадика — это всего лишь игра, в которой он может выигрывать деньги и чувствовать себя более успешным.
5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:
а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано...»;
б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».
Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Эти две пейзажные зарисовки в рассказе "Уроки французского" отражают разные состояния души главного героя и важные моменты его жизни.
Первая зарисовка описывает тёплую и сухую осень, которая всё ещё напоминает о лете. Время года в этом описании кажется спокойным и безмятежным. Эта картина природы создаёт впечатление умиро-творения, стабильности и даже некоторого оптимизма, несмотря на то, что осень постепенно переходит в зиму, и дни становятся короче. В жизни героя в этот период ещё нет серьёзных потрясений, и хотя он живёт в трудных условиях, это описание природы символизирует его стойкость и способность находить положительные моменты даже в сложных обстоятельствах.
Вторая зарисовка совершенно иная по настроению. Она описывает момент, когда герой переживает сильное эмоциональное потрясение. Он стоит на поляне, смотрит на игру других детей и чувствует себя отверженным. Когда он спускается в ложбинку, его накрывают горькие слёзы. Картина природы здесь мрачная, с чёрной крапивой и жёсткой, сухой травой. Эти детали подчёркивают уныние, одиночество и отчаяние героя. Природа как бы отражает его внутреннее состояние — здесь нет тепла и света, только чёрные, колючие растения и сухая земля, на которой герой буквально падает от горя.
Эти две картины природы отличаются друг от друга не только своими цветами и атмосферой, но и тем, что они символизируют разное настроение и состояние рассказчика. Первая зарисовка передаёт спокойствие и стойкость, несмотря на трудности, в то время как вторая выражает чувство одиночества, боли и отчаяния. Оба описания природы тесно связаны с внутренним миром героя и помогают глубже понять его переживания в разные моменты жизни.
6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?
В рассказе "Уроки французского" после уроков происходит важный разговор между Лидией Михайловной и главным героем, который раскрывает их характеры и отношения. В этот момент автор рядом с диалогом помещает описания их внешности, что создаёт контраст между героиней и мальчиком. Лидия Михайловна описывается как элегантная, ухоженная женщина, в то время как мальчик выглядит бедным, измученным и одиноким.
Автор использует этот контраст, чтобы подчеркнуть различие в их положении и состоянии. Лидия Михайловна — взрослая, красивая и, казалось бы, успешная женщина, у которой есть всё необходимое. Герой же — бедный, слабый и потерянный мальчик, живущий в трудных условиях. Эти описания помогают глубже понять, насколько велика разница между их мирами, но одновременно показывают, что, несмотря на внешние различия, Лидия Михайловна испытывает к мальчику искреннее сочувствие и желание помочь.
Этот литературный приём называется контраст. Контраст позволяет ярче выделить особенности персонажей и подчеркнуть их внутренние состояния через противопоставление. В данном случае контраст между Лидией Михайловной и мальчиком помогает читателю лучше понять их отношения и важность той поддержки, которую учительница оказывает своему ученику.
7. «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.
Лидия Михайловна выбрала рассказчика для отдельных занятий не случайно. Хотя в школе было много учеников, которые тоже плохо знали французский язык, она увидела в нём нечто особенное, что заставило её уделить ему больше внимания.
Учительница поняла, что мальчик живёт в очень трудных условиях — бедность, одиночество, недостаток поддержки со стороны родителей, которые находятся далеко. Лидия Михайловна почувствовала, что ему нужна помощь не только в изучении французского, но и в жизни в целом. Она увидела в нём ребёнка, который оказался в сложной ситуации, и решила, что его нужно поддержать, дать ему шанс почувствовать заботу и внимание.
В одном из разговоров с героем Лидия Михайловна объясняет, что выбрала его для дополнительных занятий потому, что хочет помочь ему лучше освоить предмет и добиться успеха. Но за этими словами скрывается её искреннее желание помочь мальчику не только с учёбой, но и с теми жизненными трудностями, с которыми он сталкивается. Она понимает, что её внимание и забота могут сыграть решающую роль в судьбе ребёнка, который нуждается в поддержке.
Таким образом, выбор Лидии Михайловны не был случайным. Она интуитивно почувствовала, что этот мальчик больше других нуждается в её помощи и внимании. Это решение говорит о её чуткости, доброте и желании помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?
Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что искренне хотела помочь ему и нашла этот способ наиболее тактичным и деликатным. Мальчик жил в бедности и был очень горд, поэтому он не принял бы прямую помощь, чувствуя стыд и неловкость. Лидия Михайловна, понимая это, выбрала игру как способ передать ему деньги, чтобы он не почувствовал себя униженным. Этот поступок показывает её глубочайшее понимание человеческой психологии и доброту. Она рискнула своей профессиональной репутацией, нарушив обычные границы поведения учителя, чтобы помочь своему ученику.
Во время игры Лидию Михайловну выдавало её напряжение и неуверенность. Хотя она старалась вести себя спокойно и непринуждённо, мальчик чувствовал, что для неё эта ситуация непривычна и вызывает внутренний конфликт. Её поведение показывало, что она осознаёт возможные последствия своего поступка, но всё же считает его необходимым.
Рассказчик пристально следил за игрой, потому что чувствовал, что происходит что-то необычное. Он был насторожен, потому что не до конца понимал мотивы учительницы и боялся, что за её действиями может скрываться какой-то подвох. В условиях своей жизни мальчик привык быть осторожным и недоверчивым, особенно когда речь шла о деньгах или помощи. Он боялся оказаться в положении, когда его гордость будет уязвлена, или быть обманутым.
Это характеризует его как человека с сильным чувством собственного достоинства, несмотря на бедственное положение. Он не привык получать помощь, особенно такую неожиданную, и был готов защищать свою независимость. Его настороженность говорит о глубокой внутренней уязвимости, но и о стойкости, с которой он привык преодолевать жизненные трудности.
Будьте внимательны к слову
1. Обратите внимание на портреты героев рассказа:
а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;
б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».
Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?
Эпитеты в описании героев играют важную роль, помогая создать яркие и выразительные образы, которые передают не только внешность, но и характеры, а также социальное положение персонажей.
В первом портрете герой описан как «рослый и крепкий», что подчёркивает его физическую силу и значимость. Он выделяется на фоне других мальчишек своей внешностью, что говорит о его лидерских качествах и влиянии на окружающих. Эпитеты «заметный своей силой и властью» акцентируют внимание на его доминирующем положении среди других. Этот герой не просто физически сильный, но и обладающий влиянием, что делает его значимой фигурой в их среде. Описание «парень с длинной рыжей чёлкой» добавляет конкретную деталь, которая делает образ более запоминающимся и индивидуальным. Рыжая чёлка может ассоциироваться с огненным темпераментом или необычностью.
Второй герой описан как «тощий диковатый мальчишка», что сразу создаёт образ физически слабого, истощённого и замкнутого ребёнка. Эти слова подчёркивают его уязвимость и неприспособленность к окружающему миру. Эпитет «с разбитым лицом» указывает на недавнюю драку или постоянные столкновения, которые он переживает, что свидетельствует о его трудной жизни и неспособности защитить себя. Описание «неопрятный без матери и одинокий» указывает на его социальное положение и отсутствие заботы, что вызывает сочувствие, подчёркивая, что мальчик не имеет надлежащей поддержки и внимания. Его одежда также описана через эпитеты: «в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах» создаёт образ изношенной, вынужденно носимой одежды, что подчёркивает его бедность. Одежда «перешитых из отцовских галифе» добавляет элемент адаптации к трудным условиям жизни, где приходится использовать старую одежду, переделанную для ребёнка. Эпитеты «марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки» указывают на неопрятность и свидетельствуют о нелёгкой жизни, полной конфликтов.
Эти эпитеты делают образы героев более выразительными, подчёркивают их различия и помогают читателю глубже понять их характеры и социальное положение. Первый герой представлен как сильный и влиятельный, в то время как второй — как уязвимый и страдающий, что вызывает у читателя сочувствие и понимание его трудностей.
2. Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скоро к зубам приберу», «не считово». Подберите к ним синонимы.
Притайка:
• Значение: Лёгкое укрытие, место, где можно спрятаться.
• Синонимы: укрытие, убежище, тайник.
Не зариться:
• Значение: Не стремиться к чему-то, не проявлять жадности или желания что-то получить.
• Синонимы: не жадничать, не желать, не стремиться.
Ненароком:
• Значение: Случайно, без умысла, нечаянно.
• Синонимы: случайно, нечаянно, неумышленно.
Так просто не попущусь:
• Значение: Не сдамся легко, не уступлю без борьбы.
• Синонимы: не отступлю, не сдамся, не уступлю.
Плашмя:
• Значение: Плоской стороной; лежа плоско на чём-то.
• Синонимы: плоско, лежмя, на боку.
Французский скоро к зубам приберу:
• Значение: Скоро хорошо освою французский язык, овладею им.
• Синонимы: овладею французским, выучу французский, освою французский.
Не считово:
• Значение: Не считается, не учитывается; нечестно, не по правилам.
• Синонимы: не считается, несправедливо, нечестно.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением