Ответы на вопросы на стр.130-131 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение ФонохрестоматияСЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕНБулат Окуджава. «Песенка о пехоте»Послушайте стихотворный и песенный варианты «Песенки о пехоте» в исполнении Елены Габец и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН
Булат Окуджава. «Песенка о пехоте»
Послушайте стихотворный и песенный варианты «Песенки о пехоте» в исполнении Елены Габец и Николая Лазарева.
1. Как воспринимается текст стихотворения и песни — кажется грустным, тревожным, трагическим?
Текст стихотворения и песни «Песенка о пехоте» Булата Окуджавы воспринимается как грустный, печальный, тревожный.
Замедленный темп передаёт желание уходящих на войну солдат запечатлеть в памяти родные места, так как далеко не все из них вернутся домой.
«Бравые песни» пехоты обычно звучат торжественно и поднимают боевой дух солдат, но за ними скрывается тревога и глубокая печаль.
Чёткий строевой ритм стихотворения и песни говорит о том, что солдаты сохраняют мужество, несмотря на свои переживания.
2. Как и с каким настроением вы стали бы исполнять песню?
Я бы стал исполнять песню ритмично, немного замедленно, с лёгкой грустью, потому что «над землёю бушует весна», расцветает природа, поют соловьи, а солдаты уходят на войну. Они уходят выполнять свой долг, защищать свою родину. Они поют бравые песни, подбадривая тем самым друг друга и в то же время понимая, что «у жизни и смерти ещё не окончены счёты свои» и не все вернутся обратно в родные места.
3. Когда же не надо верить пехоте?
В «Песенке о пехоте» поэт пишет:
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поёт.
Пехота – род войск, вступающих в бой первыми, без техники, и поэтому это самая незащищенная категория солдат. Они поют песню, отправляясь на верную смерть, от которой их спасет только чудо. Солдаты пытаются подбодрить себя и друг друга «бравой песней», когда всем вокруг страшно.
4. Почему заманчива доля мужчины?
Я думаю, доля мужчин заманчива тем, что они всегда в дороге, на посту, выполняют священный долг – защищают свою Родину, близких людей. Окуджава в «Песенке о пехоте» как будто благодарит всех солдат и мужчин за их труд – труд солдата, почетный и праведный.
5. Как вы понимаете строки:
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поёт.
...Чего ж мы уходим,
когда над землёю бушует весна?
В «Песенке о пехоте» есть такие строчки: «Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт». Бравые песни пехотинцы поют, чтобы подбодрить себя и товарищей, отвлечься от ужасов войны. Они поют бравые, бодрые песни, которые помогают преодолевать свой страх, не показывать его и в глазах других людей быть уверенными, решительными, мужественными.
В строчках «...Чего ж мы уходим, когда над землёю бушует весна?» под словом «уходим» подразумевается смерть солдата. Мир и природа просыпаются весной, вокруг торжествует жизнь. Но идёт война, рядом с жизнью шагает по миру смерть, поэтому весна бушует, а пехота отправляется в бой. Ужасы войны противопоставляются весне, цветению и радости жизни. Война не бывает вовремя, нет для нее подходящего времени. Но особенно обидно солдату умереть весной.
6. Понравилось ли вам исполнение стихотворения и песни актёрами?
Исполнение «Песенки о пехоте» мне очень понравилось, особенно в песенном варианте. Когда вслушиваешься в силу голоса и текст невольно бегут мурашки. Исполнители, на мой взгляд, точно передали настроение и замысел автора.
7. Вносит ли различие в содержание «Песенки о пехоте» исполнение её женщиной (актриса Елена Габец) и мужчиной (исполнитель песни — актёр Николай Лазарев)?
Конечно, исполнение «Песенки о пехоте» различается в женском и мужском варианте.
Актёрское чтение Елены Габец позволяет проникнуться душевными переживаниями пехотинцев, отправляющихся на фронт. Актриса проникновенно читает строки стихотворения, в её голосе звучит сочувствие к солдатам, глубокая печаль, скорбь всех женщин, провожающих воевать своих мужей, сыновей, братьев и отцов. Она тонко улавливает все их терзания.
Николай Лазарев также наполняет песню лиризмом и грустью. Однако он подчёркивает мужество пехотинцев, его печаль сливается с гордостью за солдат. Чувствуется решимость, осознание всей ответственности за судьбу Родины. Исполнитель ощущает себя частью отряда пехоты и придерживается строевого ритма. Он так же глубоко погружается в переживания солдат, как и Елена Габец, но уже немного с другой стороны – Николай Лазарев передаёт их стремление побороть страх и одержать победу над врагом.
8. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в классе.
Читайте стихотворение неторопливо, размеренно, с паузами, выделяйте интонационно слова о весне и песнях, исполняемых пехотой. Постарайтесь уловить и передать замысел автора. Покажите и душевные переживания солдат, и их мужественный, решительный настрой на победу, ответственность за судьбу Родины.
Размышляем о прочитанном
1. Стихотворения и песни о войне — это выражение тревоги, горечи, сожаления, страдания. Подумайте, какую тему затрагивает каждая из песен.
Стихотворения и песни о войне – это выражение тревоги, горечи, сожаления, страдания. Каждая из песен затрагивает определённую тему:
- тема важности поддержки для солдат, того, чтобы тебя ждали («Бьётся в тесной печурке огонь», «Жди меня, и я вернусь...»);
- тема любви, верности и вере в счастливое будущее («Катюша»);
- тема жестокости войны, ужаса потерь, гибели близких («Враги сожгли родную хату»);
- тема трагедии всего народа, нет тех, кого война не коснулась, кому не принесла горе («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»);
- тема долга перед Родиной, самоотверженности солдат («Песенка о пехоте»);
- тема единства народа перед лицом врага («Здесь птицы не поют...»).
2. Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат?
Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
Поэты показали ужас и жестокость войны, рассказали о жертвенности солдат и мирных жителей, о том, что солдаты на смерть стояли за свою Родину, а дома их честно ждали родные, думали о них, верили в то, что они останутся живы и вернутся домой. Рассказали поэты и о страшной трагедии – солдаты, выжившие в страшных боях, прошедшие всю войну, возвращались домой победителями, а их дома не была, всех их родных убили.
Фронтовые и народные песни близки по духу и настрою. И в тех, и в других поднимаются важные для всего народа темы: обязательно поётся о победе, о силе народа, его духа, выражается вера людей в торжество добра и справедливости. Народные песни не записывались, передавались из уст в уста. Так же и фронтовые песни, быстро «подхватывались» солдатами, и в тылу люди вкладывали в них свою боль и переживания. В военных песнях часто используются народные слова, фольклорные образы. Например, белая верба, сизый орел, перекресток или дорога, как символ жизни.
3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? Прочитайте или напойте их. Какие из них вы раньше слышали дома, по радио, на концертах? Какие из них вошли в фильмы? Как они называются?
Стихи и песни о войне пронизаны грустью, печалью, горем, а, вместе с ними, верой в победу, радостью от победы, сочувствием, поддержкой, большой любовью к солдатам.
Я слышал раньше песни: «Катюша», «Журавли», «Соловьи», «Смуглянка», «Эх, дороги», «День Победы», «Синий платочек», «Поклонимся великим тем годам».
Песня «Здесь птицы не поют…» звучит в фильме «Белорусский вокзал»; «Темная ночь» – в кинофильме «Два бойца»; «Катюша» – в кинофильме «Наш дом»; «Песенка о пехоте» – в кинофильме «Июльский дождь»; «Смуглянка» – в кинофильме «В бой идут одни старики».
Творческое задание
Напишите отзыв на одну из понравившихся вам песен.
Отзыв на песню «Враги сожгли родную хату…»
Я прослушал песню «Враги сожгли родную хату…» на стихи М. Исаковского в исполнении Данилы Перова, и перед глазами вставали картины возвращения солдата в родные места.
Я словно вижу солдата, вернувшегося с войны, его растерянность, когда вместо родного дома он видит пепелище. Мужественный солдат, покоривший «три державы», не может сдержать слёз. Он узнаёт, что вся семья погибла. Не встречает его жена. Некому накрыть «широкий стол». Солдат идёт «на перекрёсток трёх дорог», где остался только могильный холмик, возле которого можно выпить и поплакать.
Певцу удалось передать отчаяние, безысходность, неизбывную боль солдата, его скорбь по погибшей семье, по разрушенному родному дому. Слушая песню, я представлял мужественного героя, по щеке которого текли горькие слёзы «несбывшихся надежд».
В этой песне – боль всего русского народа, каждого человека, который пострадал от врагов. Мне очень понравилось исполнение Данилы Петрова, оно не оставляет равнодушным, заставляет сопереживать герою трагической истории. Песня заставляет задуматься о бессмысленности войны.
Мне захотелось узнать побольше об этой песне. Стихи М. Исаковский написал в 1945 году, композитор М. Блантер положил слова на музыку в 1946 году. Впервые песня прозвучала в 1946 году по всесоюзному радио в исполнении известного в то время певца, Владимира Нечаева, и… была запрещена. Сейчас это кажется невероятным, но песня «Враги сожгли родную хату» долгое время была в опале – целых 19 лет.
Песня ещё раз прозвучала в 1960 году, чтобы вновь стать нелегальной ещё на долгих пять лет. В 1960 году, на 15-лeтиe Победы, песню на свои страх и риск исполнил Марк Бернес. Было это во Дворце спорта в Лужниках. Бернес вышел и, прежде чем запеть, прочее две строки из песни: «Враги сожгли родную хату. Сгубили всю его семью». Зал встал и всю песню так и слушал стоя. Когда прозвучали последние ноты, четырнадцать тысяч человек продолжали стоять в безмолвии, a потом взорвались аплодисментами. Но и после этого Марку Бернесу запретили включать эту песню в свои репертуар.
Песня «Враги сожгли родную хату» могла остаться произведением, исполняемым исключительно в народе и постепенно канувшим в историю. Но в канун 20-лeтия Победы, в 1965 году, к Марку Бернесу обратился дважды Герои Советского Союза, герои Сталинградской битвы маршал Василий Чуйков. Он попросил певца исполнить его любимую «Враги сожгли родную хату». И она прозвучала на телевизионном «Голубом огоньке». После этого запретить её уже никто не осмелился – авторитет маршала Чуйкова был непоколебим. A песня и сегодня остаются одной из самых известных песен o Великой Отечественной воине.
Обогащаем свою речь
Объясните слова и словосочетания, используйте их в своих сообщениях о песнях Великой Отечественной войны: беречь землю, глубокое горе, с печалью пополам, держава, бравые песни, огонь смертельный, не тревожьте солдат, шальные соловьи, огневая песня.
Беречь землю - защищать Родину.
Глубокое горе - сильная печаль, скорбь.
С печалью пополам - нерадостное событие, с осадком в виде горечи.
Держава - страна, государство, родина.
Бравые песни - смелая, мужественная, подбадривающая песня.
Огонь смертельный – сильная стрельба, приносящая множество смертей.
Не тревожьте солдат - призыв дать бойцам отдохнуть, набраться сил.
Шальные соловьи - имеется в виду, что птицам все равно когда петь – в мирное время, или во время войны.
Огневая песня - звуки выстрелов, «мелодия» из взрывов и стрельбы на поле боя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением