Ответы на вопросы на стр.100 Часть 2 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение 1. Прочитайте заголовок. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Объясните.В.П. Астафьев озаглавил свой рассказ «Капалуха», потому что рассказал о самке глухаря,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
1. Прочитайте заголовок. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Объясните.
В.П. Астафьев озаглавил свой рассказ «Капалуха», потому что рассказал о самке глухаря, которую герои встретили в лесу. Капалуху они спугнули с гнезда, где она высиживала будущих глухарят. Эту птицу называют «капалухой», потому что свои гнёзда она копает в земле, под корнями.
2. Как начинается рассказ? Прочитайте описание картин природы.
Рассказ начинается с описания картин природы:
«Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник».
«В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников».
3. Обратите внимание, как автор описывает капалуху. Как относится к ней? Подтвердите ответ
словами из текста.
Автор так описывает капалуху:
«Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце».
Автор относится к капалухе с восхищением и заботой. Он не хотел, чтобы она переживала из-за пропавших яиц. Автор восхищается её мужеством и стойкостью, ведь она выщипала весь пух у себя на животе, чтобы всё тепло отдавать будущим своим птенцам. Она боялась, но стойко защищала своё гнездо, и для неё не было ничего дороже этих четырёх яиц, из которых вскоре появятся её дети:
«Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла».
4. Найдите в тексте эпизод, в котором рассказывается об отношении ребят к капалухе. Про-
читайте.
Отношение ребят к капалухе:
«– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
– Да вот же, вот! – показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял».
«– Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
– Зачем?
– Да так!
– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!»
«– А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель».
5. Составьте план рассказа.
План рассказа
1) Красота тайги.
2) Мальчики нашли гнездо капалухи.
3) Капалуха защищает своих птенцов.
4) Ребята не тронули гнездо.
6. Подготовьте краткий пересказ.
Краткий пересказ
Рассказчик вместе с ребятами гнал стадо на пастбище в уральских лугах. По старой тропе шли бычки и телята, медленно продвигаясь через валежник. В пути они натолкнулись на черничник, где черника ещё не полностью созрела.
Вдруг у черничного бугра раздался шум. Телята испугались, а мальчишки начали кричать. Они обнаруживают самку глухаря, капалуху, которая бегала вокруг бугорка, распустив крылья.
Ребята нашли гнездо, утеплённое мхом, в котором лежат четыре тёплых яйца, немного меньше куриных. Один из мальчиков захотел взять яйцо, но рассказчик его остановил. Он показал на капалуху, которая не могла влететь. У неё окостенели крылья от того, что она долго сидела, закрывая крыльями своих птенцов.
Когда она смогла взлететь на дерево, мальчишки увидели, как сильно бьётся под кожей её сердце. Птица выщипала свои перья, чтобы всё тепло передавать своим птенцам.
После того как стадо и люди уходят, птица снова садится на гнездо, прикрывает глаза, но она вся настороже. Её сердце продолжает биться сильно, наполняя теплом четыре крупных яйца, из которых вскоре должны появиться глухарята.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением