Проверяем себя Параграф 22 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Расскажите, как пишутся корни с чередованием а//о в зависимости: а) от ударения; б) от следующего после корня суффикса; в) от значения корня. Приведите...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:
1. Расскажите, как пишутся корни с чередованием а//о в зависимости: а) от ударения; б) от следующего после корня суффикса; в) от значения корня. Приведите примеры.
Чередующие корни, в которых написание гласной зависит от ударения:
а) -гар-/-гор-: в ударной позиции пишется гласная а, в безударной - о (га?рь, загора?ть, зага?р);
б) -клан-/-клон-: в безударной позиции пишется гласная о, в ударной - та гласная, которая слышится (поклон, склоняться, наклониться);
в) -твар-/-твор-: в безударной позиции пишется гласная о, в ударной - та гласная, которая слышится (творец, тварь, творческий);
г) -зар-/-зор-: в безударной позиции пишется гласная а, в ударной - та гласная, которая слышится (заря, зарница, зори);
д) -плав-/-плов-: во всех случаях пишется гласная а, кроме двух исключений: пловец, пловчиха.
Корни с чередованием, где правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса:
а) -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, скак-/-скоч-: гласная а пишется в том случае, если за корнем стоит суффикс -а- (ложится, полагать, скакать, вскочить, касаться, коснуться);
б) -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -блест-/-блист-, стел-/-стил-, чет-/-чет-: гласная и в корне пишется в том случае, если за корнем стоит суффикс -а- (блистать, блеск, отдирать, отдерёт, набирать, наберёт, считать, подсчёт).

Корни с чередованием, где правописание гласной в корне зависит от значения корня:
а) -равн-/-ровн-: если корень имеет значение «одинаковый, равный, сходный», то в корне пишется гласная а; если корень имеет значение «ровный, прямой, гладкий», то в корне пишется гласная о (равный, равнение, ровный, подровнять);
б) -мак-/-мок-: если корень имеет значение «погружать в жидкость», то в корне пишется гласная а; если корень имеет значение «пропускать, впитывать влагу», то в корне пишется гласная о (макать, промокнуть).

2. Найдите слово, в котором пишется буква а, и объясните написание.
- расположиться (чередование -лаг-/-лож-, после корня нет суффикса -а-)
- гореть (чередование -гор-/-гар-, в безударной позиции пишется гласная а)
- прикасаться (чередование -кас-/-кос-, после корня стоит суффикса -а-)
- вскочить (чередование -скоч-/-скак-, после корня нет суффикса -а-)

3. С какими гласными могут чередоваться о, е в корне слова? Приведите примеры.
Гласная о в корне может чередоваться с гласной а: расти - росток; касаться - коснуться; вскочить - скакать; заря - зори.
Гласная е в корне может чередоваться с гласной и: отдирать - отдерёт; запирать - запер; стирать - стереть.

4. Чему подчиняется написание корней -мак-//-мок-, -равн-//-ровн-? Приведите примеры.
Правописание корней -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависит от значения корня.
Промокнуть (значение «пропустить влагу), макнуть (значение «погрузить в жидкость»)
Подровнять (значение «сделать ровным»), равный (значение «одинаковый»).

5. В каких случаях нужно написать старожил и сторожил, поласкать и полоскать? В этих словах корни имеют разные лексические значения или происходит чередование гласных? Аргументируйте свой ответ.
В данных словах не происходит чередования гласных в корне, так как корни в этих словах имеют разное лексическое значение. Безударную гласную в корне следует проверять при помощи ударения.
Старожил - ста?рый
сторожил - сто?рож
поласкать - ла?ска
полоскать - поло?щет
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением