Проверяем себя Параграф 21 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте ещё раз внимательно теоретический текст. Расскажите, какие признаки предложений вы знаете. Почему предложение называют основной единицей общения? Составьте...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте ещё раз внимательно теоретический текст. Расскажите, какие признаки предложений вы знаете. Почему предложение называют основной единицей общения? Составьте схему «Признаки предложения», по которой вы сможете лучше запомнить информацию теоретического материала.
Слова в предложении связаны не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа может состоять и из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Предложение называют основной единицей общения, потому что именно в предложении содержится сообщение о чём-либо, или вопрос, или побуждение к действию.

2. Составьте и запишите в форме вопросительных предложений план ответа на вопрос «Что такое предложение?».
1) Что такое предложение?
2) Как объединены слова в предложении?
3) Из чего состоит грамматическая основа предложения?
4) Какие знаки препинания могут ставиться в конце предложения?
5) Какие бывают предложения по цели высказывания?
6) Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
3. Расскажите по составленному плану, чем различаются повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Приведите примеры.
Повествовательными называются предложения, в которых содержится сообщение, информация о чём-либо: Мы сегодня сдавали экзамен.
Вопросительные предложения содержат вопрос: Ты выучил стихотворение?
Побудительными называются предложения, которые выражают совет или просьбу, приказ или требование, призыв, иначе говоря, побуждают к какому-нибудь к действию: Выполняйте эти упражнения ежедневно.

4. Как вы понимаете выражения смысловая законченность предложения и интонационная законченность предложения?
В предложении слова объединены общей законченной мыслью и интонацией.

5. С помощью каких средств мы передаём наши чувства, эмоции в устной и письменной речи?
В устной речи мы передаём наши чувства, эмоции словами, мимикой, жестами и особой восклицательной интонацией. В письменной речи для этого мы используем предложения, на конце которых ставится восклицательный знак.

6. Расскажите о роли интонации для выражения смысла предложения. Приведите примеры.
Одно и то же предложение можно произнести по-разному, в зависимости от того, какова цель нашего высказывания. Например, если мы хотим ответить утвердительно, то понизим голос на последнем слове. Если нужно задать вопрос, то голос мы будем повышать на том слове, которое содержит вопрос: Мама приехала (утверждение) Мама приехала? (вопрос). Таким образом, в зависимости от интонации, с которой мы произносим предложение, меняется и его смысл.

7. Чем различается интонация повествовательного, вопросительного и побудительного предложений? Докажите, приводя примеры.
При произнесении повествовательных предложений голос постепенно повышается, а в конце предложения, на последнем слове, понижается. В конце повествовательного предложения ставится точка, реже – восклицательный знак: Наступила осень. Как хорошо в лесу!
Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией: голос повышается в конце предложения. Кроме того, голос резко повышается на том слове, которое содержит вопрос: Который час? Что вы сказали? В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Побудительные предложения произносятся по-разному: если они выражают совет или просьбу, то произносятся более низким тоном: Не бегайте, пожалуйста; если они выражают приказ или требование, то произносятся более высоким тоном: Прекратите бегать! В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.

8. Найдите «лишнее» предложение по эмоциональной окраске и докажите, что оно «лишнее».
1) Шумят ручьи! блестят ручьи! (Е. Баратынский)
2) Сядем здесь, у этой ивы. (А. Фет)
3) Что ты поникла, зелёная ивушка? (А. Плещеев)
Лишнее по эмоциональной окраске предложение Шумят ручьи! блестят ручьи!, т. к. оно восклицательное, а остальные два невосклицательные.

9. Найдите «лишнее» предложение по интонации и докажите, что оно «лишнее».
1) Зачем мне знать твои печали? (А. Пушкин)
2) Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! (А. Пушкин)
3) Горные вершины спят во тьме ночной. (М. Лермонтов)
Лишнее по интонации предложение Горные вершины спят во тьме ночной, т. к. в нём к концу предложения идёт понижение голоса, а в остальных двух – повышение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением